Активные, фантастические и созерцательные: завершился фестиваль экологического кино «Планетарий»

Любовь Гаврилюк
журналист
0 784 19 Окт 2018

Победителями зрительского голосования стали короткометражная лента «По ту сторону технологий» (Испания–Гана, 2016), анимация «Гибриды» (Франция, 2017) и полнометражный документальный фильм «24 снега» (Россия, 2015). Если вы не вписались в прекрасные семь дней кинопоказов, остается искать фильмы в сети: кое-что уже есть, а за другими придется поохотиться!

Уже второй год подряд «Планетарий» успешно объединяет аудиторию кинолюбителей и экологов, выбирая для нас мировое и белорусское кино в «зеленых» тонах. Программа короткометражных фильмов, по словам организатора фестиваля Аноры Лангар, потребовала особого внимания. «Это самый демократичный формат для кино, самый мобильный и гибкий, когда автор может быстро высказать свою идею. Технологически несложно снять такой фильм на любой доступной телефонной камере: это значит, что авторы из развивающихся стран тоже могут рассказать о своих проблемах. Нам только кажется, что они специфичны, на самом деле все очень быстро становится значимым для всего мира. Наконец, короткометражные фильмы могут быть веселыми, яркими, и нам как раз важно говорить об экологии увлекательно».

А «24 снега» режиссера Михаила Барынина – самая титулованная картина, включая «Нику» и «Золотой орел» 2017 года. Фильм с хорошим зрительским резонансом и прокатом, что для документального кино – совсем не норма, а наоборот, исключение.

Велопозитив

Три фильма из мира велосипедов и людей, к ним причастных, претендовало на наибольшее понимание и самый активный мессэдж программы. Что можно делать на велосипеде? Готовить еду и есть, работать и спать, переодеваться и смотреть кино, играть на скрипке и танцевать. Еще много чего, но только любить нужно вдвоем, романтично удаляясь от любимого транспортного средства («Человек, который жил на велосипеде», Канада) У авторов получилась красивая и смешная мотивационная анимация!

«Свободу колесам» – не менее веселая и еще более парадоксальная история из Бельгии. А «Моя поездка» – небольшая картина о мусульманских женщинах, которые тоже решили попробовать – совершенно новый опыт для них и спорный для окружающих. Остроту, кстати, сглаживает то обстоятельство, что дело происходит в Лондоне.

Здесь была река

В основном программа короткого метра ушла от привычных сюжетов о проблемах, от знакомого и ожидаемого. Но совсем обойтись без таких лент тоже нельзя. Поэтому обстоятельный рассказ об утилизации электронных отходов в получасовой ленте «С другой стороны технологий» был к месту и даже вошел в число победителей. Действие картины происходит в Африке, в Гане: здесь финальный пункт назначения б/ушных компьютеров и телевизоров, которые в последний раз можно пересобрать, использовать и окончательно разбить в поисках металлов. Ужасают виды городских свалок, токсичный дым костров из планшетов, монологи мусорщиков, заботы родителей, дети которых подрабатывают на сортировке отходов. На месте крупнейшего кладбища электроники действительно когда-то была река, росли деревья...

At the Other Side of Technology (Trailer) from José Prieto on Vimeo.

Испанская анимация «День в парке» не так серьезна по форме, как по содержанию. По мнению авторов, о нашем времени еще будут вспоминать как о вполне человечном. Твиттер, Фейсбук и мобильные приложения пока не исключают реальной жизни, а вот лет через 10 дедушка уже только говорит с неподвижным внуком в «умных» очках. И все у него происходит только в цифровом измерении. День они проводят в парке, да и сам ребенок – как растение. Картина смешная и печальная одновременно.

«Плевать на бедность» (ЮАР, Дания) – один из самых неоднозначных документальных фильмов программы. Он начинается с кадров то ли свадьбы, то ли какого-то еще торжества и перемещается на верблюжий базар. Перед нами открывается пустыня Тар, где десятки фотографов снимают экзотику: выразительные портреты женщин и детей, верблюдов, пейзажи, бытовую утварь и яркую одежду. Тут же выясняется, что большие тазы, которые так гордо носят на головах, – с экскрементами верблюдов. Их вручную собирают, сушат, а затем используют для костров, когда готовят пищу (туристам тоже!). Заняты этим делом те самые красивые женщины и дети.

С точки зрения изобретательности, традиции и экологии: да, это чистый способ получения энергии и в конечном итоге сохранение ресурсов планеты. С точки зрения отношения развитого мира (путешественников) к настоящей Африке и ее реалиям вопросов много.


Небанальные сюжеты

Здесь, пожалуй, нужно выделить французское «Опустошение», буквально 2 минуты. Робот-уборщик отчаянно гонится за улетающим полиэтиленовым пакетом. Устает и засыпает, преодолевает преграды, а в какой-то момент погони опрокидывает контейнер с пластиком, и вот уже тысячи пакетиков свободно улетают. Прямо в Париж. Все происходит на фоне Эйфелевой башни и бульваров...

В число победителей среди анимационных лент предсказуемо попали французские «Гибриды»: это почти ужастик, герои которого – морские обитатели со вросшими крышечками, металлическими ручками и всякими другими мусорными инклюзиями в телах. Меняется телесность, а за ней образ жизни, нравы животных. Симбиоз дикой природы с отходами и правда потрясающий. Визуально картина сделана просто мастерски.

Медитативное

В этом разделе – популярная сейчас съемка без текста, без звука вообще или только с естественными шумами природы. Смотреть их для современного зрителя непросто, и вот тут-то хорош большой экран: визуальный язык может быть исчерпывающим. В лентах, отобранных для фестиваля, точно.

Самая, наверное, красивая лента программы – «Шпицберген» (Франция). Снег и лед, яркие домики людей, собаки и лисы, день и ночь, и множество белых медведей, которые живут рядом с поселком.

«Существование» из Непала – это 7 минут опыта наблюдения за прямым действием. Человек вскапывает поле. Делает небольшой перерыв в работе. Смотрит вокруг. Рядом озеро. Вы не поверите, но это все.

«Равновесие» из Франции – тоже фильм про состояние человека. Герой сидит на краю водопада и складывает камушки в пирамиду, добиваясь устойчивости своей хрупкой конструкции. Каким образом авторам удается вдохнуть в свои картины поэзию, загадка.

Все в медитативных фильмах снято на длинных планах, с минимальным монтажом, часто без музыки, без спецэффектов. Зато красота вокруг какая!

Жить при минус 60 – как это возможно?


От высоких настроений и нирваны перенесемся в безжалостную реальность: современная Якутия, вечная мерзлота, без людей, дорог, электричества. «24 снега» сняты якутской командой и московским режиссером, на средства мецената, который хотел запечатлеть этот уникальный способ существования – природы, животных, человека. Коневод Сергей Лукин не соглашался на съемки, пока ему не предложили помощь: он один занимается многотысячным табуном лошадей. Больше нет желающих много месяцев проводить в снегу, вне дома и цивилизации. Интересно, что якутская порода лошадей настолько вынослива, что выживает даже в минус 65 градусов. Не только животные, но и люди могут жить благодаря удивительному быту и культуре, продуманной и отработанной до мелочей… Хотя мелочей нет при минус 60. Это немилосердная среда, опасность каждую минуту. Вершина этого сюжета в том, что герой фильма все больше удаляется от поселковых дел, от семьи, становится как бы частью тундры. Эта упрямая «часть» борется, она сильная, несгибаемая. Кто он на самом деле, этот человек? Все это больше похоже на эпос, чем на документальную историю. Возможно, так он и складывается, современный национальный эпос.

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.