Ботаническая иллюстрация возвращается

Любовь Гаврилюк
журналист
0 4375 26 янв 2018

А говорят, что романтика умерла…

В эпоху постправды, постмодернизма, постколониализма возвращается мода на идеальные изображения идеальных растений. Не только за границей, но и в Беларуси.

Для кого-то это – арт-терапия, искусство, деталь интерьера или особенность упаковки подарков. Но объективно, на волне моды, появились конкурсы, открываются выставки, издаются альбомы и обучающие пособия. 

Чуть-чуть истории

Рождение ботанической иллюстрации относят к XVI веку и связывают с именем художника Конрада Геснера (Швейцария), который создал тысячи изображений растений. Постепенно развивалась ботаника, фармакопея, и полиграфия была им в помощь: от ксилографии иллюстрация перешла к гравюрам на металле, а затем к более совершенным типографским техникам. Издавались полевые определители, описания гербариев и коллекций, и хотя по ботаническим атласам в XIX веке уже не судили о технических и интеллектуальных возможностях государства, как это было при альбомах, иллюстрированных вручную, интерес и спрос на них был устойчивым. Дорогие издания для состоятельных владельцев усадеб, основателей парков, коллекционеров растений в оранжереях.

Paul-Jones-10.jpg
Пол Джонс

А в XX веке уже фотография завоевала пальму первенства в ботанических атласах. Тем не менее живопись никто не отменял, и художники по-прежнему писали цветы: в мельчайших подробностях, акварелью и карандашами, по законам колористики, композиции, перспективы. И даже в определенных стилях: например, «Портреты цветов» австралийского художника Пола Джонса вполне современны, их выставляют в крупнейших музеях мира. 

В пользу живописи

Наблюдение и скрупулезность в деталях художник может соединить с образом, идеей, гармонично дополнить куст отдельной веткой, лицевую сторону – оборотной, свет – тенью, цветок – бутоном, корнем или мелкими частями в свободных частях бумаги. Акварель и ее особенности абсолютно соответствуют назначению изысканности и умиротворения, которые ищут в ботанической иллюстрации.

Наконец, для самого художника – и профессионального, и любителя – это совершенно медитативное занятие. Концентрация и вместе с тем спокойствие, нужное для работы, автоматически уводят человека от суеты и напряжения городских будней.

Белорусская художница Лидия Духневич окончила факультет дизайна Витебского технологического университета, «берегла в себе акварель» и неожиданно для всех победила в международных конкурсах ботанической живописи в Москве в 2016 и 2017 годах.

j19913_1511006376_1.jpg
Лидия Духневич, "Тайный мир. Картофель"

– Нашла в сети группу акварелистов, заинтересовалась, и два года подряд выигрывала в конкурсах (Москва, Лондон). А потом вошла в кураторскую группу – и уже моя команда победила. Азы «ботаники» несложные, классическая иллюстрация – это соцветия, семена, плоды на светлом или белом фоне. Но потом начинается работа со светотенью, и, как иногда говорят, учишься всю жизнь...

В Европе проходят мастер-классы известных иллюстраторов, в Америке развивается сильная школа. В Англии при ботанических садах работают студии – человек выбрал ветку и идет учиться, ему помогут «разложить» ее, хорошо нарисовать. Есть тенденция на особенные растения, например, необычно засохший тюльпан, или макроизображение в очень большом формате. Многие художники находят свой стиль и уже не изменяют избранной технике. В Москве приз зрительских симпатий получил Венсан Жанейро – он пишет микроштрихом. На выставках можно встретить и ученых, с которыми консультируются по поводу редких видов, подвидов, латинских названий растений и других тонкостей.

Коммерческая иллюстрация тоже хорошо известна – ее можно встретить в рекламе, на этикетках косметики, лекарственных препаратов, соков, приправ.

Paul-Jones-12.jpg
Пол Джонс

Сейчас Американское сообщество иллюстраторов готовит мировую акцию: в один день с онлайн трансляцией художники будут писать местные растения, характерные именно для своего региона. Я как раз недавно рисовала картошку, с проросшими клубнями – хотелось показать через это смену поколений, и как старое отдает свою силу новым росткам. Такая была идея. Но в Беларуси нет своей зарегистрированной группы, поэтому мы в этой акции не участвуем. Хотя будет очень зрелищно и интересно по содержанию, а итоговая выставка пройдет в Питере.

Мы пока еще в начале пути (школа «Дивина Гармония»). Конечно, люди ищут и хотят найти для себя средство самовыражения. Они большие молодцы, хотя и с разной подготовкой, разного возраста. Сначала нужна усидчивость, но, если начинаешь, тяжело остановиться. Я люблю красивый свет, изучаю фотографии, компоную разные элементы – композиция должна быть такая, чтобы взгляд зрителя скользил по картине. Получается мини-рассказ…

Техника может быть любой (акварель, графитовый карандаш), главное, чтобы это не было нарочито. Рисовать ведь несложно, в первую очередь надо научиться видеть.

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.