Досматриваем «Лiстапад»: рядом с собакой человек виден лучше

Любовь Гаврилюк
журналист
0 598 27 Ноя 2018

Наконец-то! Наконец, фильм с «зеленой» серединкой по праву занял место в программе лучших: «Львы, медведи, пальмовые ветви», а другой по праву получил Приз Президента Беларуси «За гуманизм и духовность в кино». И еще хорошая новость в том, что лучшие ленты получили прокат в кинотеатрах: «Догмэн», «Сердце мира», «Лоро», «Три лица», «Быть Астрид Линдгрен», «Подбросы», «Магазинные воришки», «Дубликат», «Человек, который удивил всех». Прокат ограниченный, поэтому стоит поторопиться.

«Догмэн»: от человека к животному и обратно

Лучшая мужская роль Марчелло Фонте на Каннском МКФ (2018), восемь призов Итальянской национальной ассоциации кинопрессы «Серебряная лента» и еще несколько не менее убедительных обеспечили «Догмэну» репутацию фаворита. И конечно, личность режиссера – Маттео Гарроне, который снимает Италию, не знакомую туристу, и делает эти открытия незабываемыми. «Таксидермист» (2002), «Реальность» (2012), «Страшные сказки» (2015) стоят того, чтобы вернуться к ним даже сейчас, после «Догмэна».


Перед нами – фильм зрительский, жанровый и в то же время совершенно неожиданный. Работа с собаками для скромного героя – всегда профессия, а иногда еда из одной тарелки. Еще вчера – мытье и стрижка разномастных псов, массаж и выступление на выставке. Сегодня – ограбленная знакомыми квартира, где нужно спасти собаку, которую бандиты засунули в морозильник. Только-только зритель настроился на семейную комедию, как начинается неблагополучная история с предательством и наркотиками. Только вы переключились на полицейский сюжет, как все заканчивается – в собачьей парикмахерской, сверху донизу залитой кровью. Все инструменты для ухода за животными плюс вольер задействованы в укрощении человека. Зло тотально, выхода нет. 

Маленький человек Марчелло плохо справляется со своей жизнью: он беден, он лучше понимает животных, чем людей. Самый желанный отдых для него – дайвинг вместе с дочерью. Но раз люди не знают других аргументов, кроме силы и унижения, значит, у Марчелло должна быть хитрость.

Несколько раз в течение картины меняется смысл слов «человек», «животное», «зверь», переходя от одного к другому и обратно. Честное слово – критерий человечности? Милосердие? Оказывается, у людей иные ценности, и история про бедность собачника превращается в хорор. По сути об этических установках надо или забыть, или защитить их немилосердным образом – от тех, кто лишен чести и сердечности. А тема мести униженного человека вообще одна из постоянных в искусстве и литературе. Вот эта плавающая планка измерений держит адреналин зрителя на высшем уровне. За лучший монтаж, кстати, у «Догмэна» тоже есть призы.

Пикантности фильму добавляет та самая незнакомая Италия: это окраина, где практически нет чужих, разве что богемные любители негламурных районов. Но дальние огни красивого города и набережная вполне узнаваемы, и даже местная коммуна на первый взгляд так колоритна, что никак не заподозришь здесь криминальную драму с брутальным финалом. Да, окраина города – не окраина жизни, и трагедии здесь происходят во всем их неприкрытом ужасе.

Погружение в ветеринарию с людьми и без людей

У этой картины тоже есть приз за лучшую мужскую роль, и Степан Девонин вместе с режиссером Натальей Мещаниновой представляли российский фильм на фестивале. Гран-при «Кинотавра» (2018), сценарий Мещаниновой для нашумевшей «Аритмии» и участие в «Лiстападзе» (2014) с «Комбинатом «Надежда» обеспечили полные залы «Сердцу мира» и неподдельный интерес публики на обсуждениях картины.


История, действительно, многозначная. На станции, в глубоком лесу, выращивают лис и норных собак для охоты. Семья хозяина и ветеринар Егор живут в большой огороженной усадьбе, с отдельными вольерами и всем необходимым для законного, с лицензиями, ведения дел. Работы у ветеринара много, с утра до вечера, и оставить животных без присмотра невозможно. А лисы живут здесь уже в пятом поколении.

Сюжет фильма часто непредсказуем, и за его развитием наблюдаешь почти как в документальном кино. Например, в какой-то день на станции появляются «зеленые» с плакатами, протестами, запускают дрон – это отдельная история. Однажды ночью активисты выпускают лис на волю. Уходят не все, но те, кто уходит, погибают: они не дикие, им не выжить в дикой природе.

Егор, о котором ничего не известно, кроме того, что он решил работать в лесу, с чужой семьей, оказывается, оставил где-то далеко пьющую мать. Травма детства столь глубока, что ни ее смерть, ни появление в лесу родственницы, не смягчают его характер. Тайны прошлой жизни, приступы тоски и агрессии, его мягкость и сила становятся для зрителя своего рода загадками: поступки Егора не всегда понятны, психика нестабильна, говорит он мало, и в то же время вы остаетесь в плену этого странного обаяния. И каким-то образом – думаю, через связь с животными – понимаете, что он… хороший человек, ему можно доверять. 

Отдельные линии сюжета связывают Егора с дочерью хозяина и ее маленьким сыном, разнородные эпизоды погружены в атмосферу леса, тяжелой работы и заботы не только о животных, но и о людях. Работающее, активное пространство леса со всей функциональной «начинкой» станции – очень фактурная и сильная сторона фильма. В лесу нет посторонних, по сути это уход и уединение героя.

Сердце мира – неожиданный образ для ветеринара, но он-то и есть сосредоточие драматичного переживания человеком правды о себе и людях. Это игровой фильм, и натурные съемки делают природу и животных полноценной частью искусства, в традиционном смысле этого слова.

Как и «Догмэн» – легко, по касательной – говорит об Италии, так и «Сердце мира» отдельными эпизодами расскажет знатокам о деталях охоты у восточных соседей. Наверное, эти фрагменты тоже будут интересны специалистам.

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.