Экология для арт-биеннале: как это работает в Палермо

Любовь Гаврилюк
журналист
0 99 29 Окт 2018

Впервые в моей практике с такой очевидностью и масштабом престижная европейская биеннале современного искусства реализовала экологическую концепцию.

Для начала ее надо было сформулировать. Четыре куратора Manifesta12, среди которых архитектор, кинорежиссер, арт-куратор и журналист, приехали в Палермо и изучили фронт работ. В итоге у них получился «Планетарный сад. Культивируя сосуществование». Потому что в Палермо есть свой ботанический сад «Орто Ботанико» 1789 года рождения; потому что в Сицилию, на остров/сад, из Азии, Африки и Ближнего Востока попадали люди и растения, приживались, привозили свой образ жизни, интегрировались в чужой мир. Этому сосуществованию национальностей, культур и религий больше лет, чем нынешнему миграционному кризису и климатическим изменениям, так что в излишней политизации искусства кураторов не упрекнешь.

20180916_172946.jpg 20180917_104227.jpg 20180915_132637.jpg 20180915_141305.jpg

Далее. Современную метафору экологических/социальных тем – весь мир как сад, который нужно возделывать, – обеспечил французский философ и ландшафтный дизайнер Жиль Клеман, проектирующий парки в разных странах мира. Наконец, сохранились пейзажи XIX века «Виды Палермо» сицилийца Франческо Лоджаконе: тонкость здесь в том, что художник запечатлел растения, не типичные для острова, но уже тогда они гармонично существовали в окружающей среде. Таким образом все и сошлось: на основе кураторского исследования был подготовлен «Атлас Палермо», а с 16 июня по 4 ноября международный зритель и турист в массовом количестве мог смотреть самое современное искусство. Добавлю, что по доступной цене: от 10 до 30 евро за пропуск на все 20 экспозиций. И добавлю, что фантастические площадки, если их можно так назвать, выбирало знаменитое Бюро ОМА Рема Колхаса. Подробно рассказываю об этом, потому что уверена: это образец того, как формируется идеальная концепция, основанная на реальной ситуации в конкретном месте, с опорой на традицию, но с актуальными решениями и формами.

Не галереи, а сам город

«Площадки» требуют отдельного рассказа, хотя бы потому, что в таком городе, как Палермо, найти их – увлекательный квест. Это средневековые палаццо, церкви, оратории, тот самый Орто Ботанико, два театра, архив, набережная, внутренние дворы и городские улицы. Ни одной галереи! Сами по себе древние строения интересны своей историей, но на сегодняшний день они полуразрушены. Иногда восстановлена часть, и там живут люди; иногда холл и несколько переходов заняты объектами Manifesta, а соседние лестницы и залы абсолютно непригодны для использования. Ни с какой точки зрения Palazzo Butera, Palazzo Ajutamicristo, Palazzo Forcella De Seta, Palazzo Trinacria, Palazzo Constantino переиграть невозможно, но с точки зрения искусства их соединение виртуозно. Да, не все понимают, что «аутентичное» выглядит как затоптанная мозаика, выцветшая фреска, стертые ступени лестниц, провалы в стенах. Но это Палермо… Он такой. Великолепный. Конечно, здесь есть благополучные буржуазные районы, но они везде есть. А смотреть приезжают то, что уцелело под натиском джентрификации.

20180915_141535.jpg 20180915_142249.jpg 20180915_142500.jpg

Зато мэр города Леолука Орландо, политик левых взглядов, не считает нужным закрывать остров для мигрантов и вступает по этому поводу в полемику с итальянским истеблишментом. В этом контексте он понимает актуальное искусство как шанс для города, а классическое давно открыто и любимо: одновременно с Manifesta12 Палермо стал «столицей итальянской культуры» с еще более насыщенной программой. Толпы людей в самую жару смотрят и слушают искусство, вникают в проблемы экологии, национальных диаспор и т.д.

Питательная почва: буквальное прочтение и ассоциации

Один проект в Орто Ботанико так и назывался, вот только почвой был не естественный грунт, а смесь из пакета. Выращенные Леоно Контини (Италия) овощи претендовали на статус органических, и все это было интегрировано в выставочный зал ботанического сада. Рядом с гербариями ну никак не угадать: они вообще натуральные, сушеные или муляжи? Зато в теплице Кантини увлекся настоящими кабачками, а семена собрал у мигрантов, которые выращивают именно эти сорта.

Здесь же художники высадили бамбук – и за несколько месяцев выросла настоящая роща: известно, что скорость его роста может достигать 50 см в сутки. Чжень Бо (Тайвань) внедрил сюда видео, самое экзотическое, если не по форме, то по сути. Речь идет о любви юноши к растениям, проект называется «Птедофилия», а новый стиль получил название «экоквир». Забавно.

Тойн Ойх Одутола (Нигерия) выставил вполне традиционную фигуративную живопись и автопортрет в магазине своей жены: национальные костюмы, цветы, символы. Память о родине не оставляет героев. Хотя все можно превратить в товар.

20180915_143941.jpg 20180915_151651.jpg 20180916_135941.jpg 20180916_140243.jpg

Майкл Вонг (США) построил настоящий фонтан и запустил туда ядовитые водоросли – видимо, это образ токсичных отходов или будущих проблем с водой, или того, как природа может нести в себе угрозу.

Перформанс в городе провел Джелили Атику (Нигерия): это был парад беженцев, которые привезли в Палермо экзотические растения и ритуальные предметы. Процессия имела вид карнавала и чем-то напоминала кочевой цирк. Акцент сместился в сторону драмы, когда все это художник выставил в сумеречных помещениях палаццо Константино: по окончании представления очевидны горечь, ностальгия, неопределенность будущего этих жалких украшений. Кстати, многие растения в палаццо высохли, завяли.

Райские птицы только на бумаге

Помимо ботанической части, два раздела Manifesta12 – «Вне контроля» и «Город на сцене» – увлекали любителей искусства в глубину самого старого городского района Кальсе, вкруг пьяцца Маджоне. Патрисиа Карсенхаут (Голландия) показала в палаццо Форселла де Сета, наверное, самую величественную инсталляцию биеннале. Это огромная, под потолок, гора соли: по карибской легенде, если отказаться от соли, человек станет невесомым и сможет вернуться на родину. Легенда из мифологии рабов и тот случай, когда размер имеет значение: останавливаются все, слушают записи, смотрят видео, дети играют с солью. А взрослые уносят в пакетиках – по замыслу, ее нужно растворить и вылить.

20180916_140425.jpg 20180916_160930.jpg 20180916_171419.jpg

Американская группа «Упавший фрукт», наоборот, решила привнести свою часть искусства в город – поскольку руки/средства у палермских властей не доходят до реставрации величественных памятников, художники заклеили обшарпанные стены в палаццо Бутера яркими обоями. Здесь и райские птицы, и неведомые цветы – все, о чем только можно мечтать в таком исключительном месте, с видом на море. Палаццо было когда-то частью городских укреплений, так что тема границ и контроля здесь сыграла концептуальную роль. Но видимая часть и общее впечатление – конечно, гротеск и ностальгия о том, чего нет, и неизвестно, будет ли. Потолок с традиционными фресками, правда, отреставрирован, но оставлены огромные дыры: чтобы не выпасть из контекста, не забыть о руинах по соседству.

Не буду касаться социальных проектов и проблем, которые тоже не вчера появились, разве что цифровая эпоха их усилила. Таких инсталляций было достаточно, и это исследовательский вектор арт-практик – не все можно донести визуальным языком. Но в целом то, что называется интервенцией искусства в иную среду, удалось и запомнилось. Когда окружение играет по другим правилам, смысл создавать свое получает еще больший вес.

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.