Кто найдет мамонта?

Любовь Гаврилюк
журналист
0 648 18 Июл 2018

Кто найдет мамонта? Охотники. А кто клонирует? И кто вырастит гибрид слона и мамонта, новое животное, примерно, как «зерлош» – смесь лошади и зебры?

Фильм «Генезис 2.0», который можно посмотреть до 25 июля в Falcon Club Бутик Кино (проект «Лiстапад. Коллекция»), посвящен сенсационным открытиям, нацеленным на изменение живого мира Земли.

Нужно иметь крепкие нервы, чтобы работать в синтетической биологии. Так называется новая наука с амбициями начать еще одну эволюцию. Но вернемся к мамонтам.

«Генезис 2.0» (2018) рассказывает о двух мирах, если не планетах. В одном, на необитаемых Новосибирских островах, простые якутские рабочие ищут останки мамонтов – древних животных, рядом с которыми жили их предки. Сохранилась даже прекрасная наскальная графика с классическими изображениями мамонтов. Но когда-то это было табу, дурная примета, тяжелое предсказание – такая находка. О ней нужно было забыть, никому не рассказывать. Теперь ситуация другая: на черном рынке 1 кг бивня мамонта стоит 1 тысячу долларов. Какие-то другие фрагменты могут заинтересовать ученых, о них можно сообщить в Музей мамонтов. Но по большому счету ничего, кроме бивней, охотникам не нужно. Поэтому ищут упорно, тяжело, безо всяких условий труда и в соседстве с белыми медведями.

И есть другой мир: в красивом Бостоне, в высокоинтеллектуальной атмосфере, в очередной раз собирается международный конгресс генетиков, где ученые проводят конкурс проектов. Не все разработки, даже очень многообещающие, оказываются жизнеспособными. Но вот студенты из Техаса сделали биологическую фотопанель – это живая ткань, которая способна фиксировать изображение.

Среди первооткрывателей уже есть звезды, например, Джордж Черч. Такие ученые, как он, уверены, что создают новую цивилизацию. Менее известные последователи и молодые команды тоже очень воодушевлены грядущим биоинженирингом, генетическими мутациями. Работают они в различных университетах мира, и, похоже, лучшие умы человечества заняты в этом направлении. Это же так перспективно... Черч-то и хочет переделать дедушку-мамонта: скрестить его ДНК с биоматериалом современного азиатского слона.

«Это страшно, но это и увлекательно, ведь сейчас оцифрованы практически все формы жизни. Значит, их можно не только описать, но и пересобрать. В своей книге ReGenesis Черч пишет об изобретении жизни заново... А для документалистики это очень характерно – искать самое новое, ловить ветер перемен», – рассказывает Кристиан Фрай, один из двух режиссеров фильма на пресс-конференции ММКФ-2018, где он получил приз зрительских симпатий. И еще у «Генезиса 2.0» есть одна очень престижная награда – Специальный приз жюри за лучшую операторскую работу в международном конкурсе документального кино на МКФ в Санденсе (США).

Впервые Фрай узнал обо всей этой истории из фотопроекта Евгении Арбугаевой, посвященного охотникам за бивнями мамонтов. Он написал Максиму, ее брату и к тому времени студенту ВГИКа, будущему режиссеру. «У нас получился странный тандем с точки зрения разницы в возрасте и опыте (Фрай – президент Швейцарской киноакадемии, номинант на «Оскар» за фильм «Военный фотограф»). И мы сделали странный фильм, где фантастика соединилась с реальностью, а наука с архаикой. Меня потрясла книга Черча, и то, как много людей его поддерживают. И, конечно, фотографии Евгении, и сама эта история с охотниками, с их находками. Мы хотели показать в фильме авангард науки, но в то же время картина должна развлекать, то есть быть красивой, экзотичной, – продолжает Фрай. – Хотя на самом деле это фильм о том, как человечеству жить с природой дальше».

А Максиму Арбугаеву было важно тактично показать свои родные места, простых людей – он проработал с их экспедицией два месяца. «Да, это похоже на «золотую лихорадку», но там есть своя история. Два брата – Петр и Семен Григорьевы, один – рабочий, другой – генетик, директор Музея мамонтов, много работает в Китае и Южной Корее. Мне посчастливилось узнать Петю в экспедиции и снять обоих братьев для фильма. Таким образом, через их семью мы соединяем два мира...»

В Корее, кстати, тема клонирования развивается и получает новый поворот, коммерческий: за $100 000 можно клонировать любимую собаку, и таких животных уже около 900.

К мамонтам интерес тоже есть, и самый активный, тем более что в отличие от динозавров их не принято бояться. Забавно, но произошло это благодаря кино – в «Юрском периоде» динозавры, мягко говоря, не вызывают симпатий, а вот мамонты в «Ледниковом периоде» – наоборот.

И еще несколько слов о первом «Генезисе», фильме 2004 года. Его сняли французские и итальянские документалисты Клод Нуридзани и Мари Перену, ограничившись традиционной теорией зарождения жизни: из воды, от первых морских губок, от «восстания водорослей», к беспозвоночным, насекомоядным млекопитающим и так далее. Потрясающе красивый фильм (10 лет работы!), и ненавязчивая работа актера Сотиги Куяте: в роли африканского мудреца он немного рассказывает, немного позирует, сообщая фильму обаяние аутентичности.

Задачу необходимых комментариев обычно берут на себя эксперты в кадре или за кадром, но для «Генезиса» режиссеры выбрали более поэтичную интонацию. И после «Генезиса 2.0» этот фильм воспринимается как приквел, первая редакция с привычным подходом к теме. На этой чаше весов – восхищение Творцом жизни, телесностью во всех ее растительных и животных формах, нерукотворной природой. Что ж, в XXI веке у человечества появилась возможность выбирать себе будущее. И действовать соответственно выбору.

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.