Образы будущего опять апокалиптичны

Любовь Гаврилюк
журналист
0 524 28 Май 2018

Надо беречь живые растения, а не голую застройку, животных, а не чучела, реки, а не мусорную пластиковую упаковку! Простая мысль, а посмотришь на предостережения художников – и возвращаешься к простоте.

Выставка «Государство будущего» в Рижском Арсенале (Латвийский Национальный художественный музей) работает не с исторической ностальгией, как можно было ожидать. И не с социальными проблемами настоящего. Это целиком футуристический жест, сердито направляющий вектора в те сферы жизни, которые были интересны художникам – управление климатом, перемещение на летающих дронах, виртуальная пища, интернет-бизнес и такое же образование, 120 лет жизни у людей без души и пола, а потом клонирование. Трудно сказать, насколько приоритетны эти проблемы, но они глобальны, а сегодняшние задачи, судя по всему, уже решены.

1.jpg

Вот огромный шар, судя по всему, земной. Всего два человека уцелели на безжизненной поверхности. Вряд ли их поднятые руки символизируют веселье и удовольствие, скорее это отчаяние.

2.jpg

Еще один безумный персонаж; или очень страстный, развернутый куда-то в небо: куратор пишет про гермафродитные образы в искусстве Древней Греции, неясный пол Будды и мутантов будущего. Похоже, перед нами действительно кто-то, заблудившийся во времени, и с ним не все хорошо.

3.jpg

Размытые портреты – из легенд прошлого, но без мифологии: черно-белая графика и подсветка, полутьма в зале рисуют в воображении ушедшее человечество. Каким мы его знали.

4.jpg

А вот «Мегаполис» ничего не оставляет воображению. Это кислотного цвета пчелиные соты, или матрица для безликого населения. Нет места дискурсу идентичности, о которой так беспокоились в XX и XXI веках. Нет даже урбанистики, которая все же признавала критерий эстетики помимо функционала и социальных коммуникаций. Осталась только матрица.

5.jpg 5a.jpg 5b.jpg 5c.jpg

Детские рисунки на тему фантастики с человеческим лицом можно посмотреть на мониторе. Ничего хорошего они нам не сулят.

6.jpg

На мой взгляд, любопытные объекты, пожалуй, это саморефлексия художника. Человек из будущего (а сейчас это мы, если будущее уже наступило) может вращать колесо, переворачивая картины на картонках. Чем-то устройство напоминает механические прессы или резаки для бумаги. Может, кто-то помнит роман «Конторские будни» английского прозаика Кейта Уотерхауса, где герой упорно расследует, чем же реально занимается его процветающее учреждение. Почти детективная история приводит его в заброшенную промзону, в захламленный лофт, в полутемный закуток, где еле-еле работает старинный печатный станок. Вот такие аналогии.

7.jpg

Лодка Харона и исчерпывающая неоновая надпись: «Завтра не наступит никогда» встречают зрителя в первом зале выставки и провожают по окончании просмотра. Кучка отработанных стройматериалов и концепция пейзажей рядом выглядят неутешительно: у людей нет выбора, жить вместо них будут роботы – существа с имплантированными чипами, и такое государство станет веганским.

8.jpg

Заметим, что уже теперь, не дожидаясь безжалостных перемен, государственные институции включили выставку в программу 100-летия независимости Латвийской Республики. И это реально большой проект – 22 автора, в историческом здании Старого города, в одном из ведущих музеев Латвии.

То ли культурная политика страны отказывается от властного дискурса, то ли искусству доверяет, то ли вместе с художниками реагирует на то, что болит, – отчуждение, страх, бедность, одиночество...

Вот такие в Латвии юбилейные проекты. Справедливости ради следует сказать, что проекты разные. Апокалиптичный в их числе.

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.