Урбанистика может быть нежной

Любовь Гаврилюк
журналист
0 469 27 Авг 2018

Давно хотела об этом написать, а в этом году уже заметила тенденцию со всей очевидностью. Речь пойдет о влиянии урбанистики со всеми ее проблемами на окружающую среду и осмысление этой темы в искусстве.

20180815_205543.jpg

Уточню: еще совсем недавно на выставках современного искусства можно было увидеть много трэшевых, ярких нигилистических работ, которые должны были эпатировать публику. Что и происходило, и объекты эти никуда не исчезли. Но вот состоялся Месяц фотографии в Риге (май), потом я увидела «Арт-Вильнюс» (июнь), затем 10-я биеннале современного искусства в Берлине – и… Ничего разрушительного, катастрофичного с экологической точки зрения нет. Никто, естественно, не отменил глобальную повестку, и изменения климата с угрозами биоразнообразию все так же актуальны. Более того, одна Рижская выставка была как раз об этом, о рисках. Тем не менее ушли свисающие с потолка огромные шары из мусора; остановились потоки пластиковой упаковки, льющиеся из стен и окон; затихли жестяные звуки, имитирующие грохот транспорта и т.д. И появились вдруг на их месте ностальгические пейзажи – современные, но не брутальные, а радующие глаз. Очень надеюсь, что равновесие – хотя бы в искусстве – восторжествует.

20180815_205602.jpg

Акварель, стекло, фотография… Прозрачные города, нежнейшие оттенки света и воды, романтичные порты и вокзалы… Две последние позиции точно изображались все последние годы в суровом ключе industry. 

20180815_205619.jpg

Но выставка финских художников «Променад по Хельсинки» в НЦСИ не оставляет сомнений в том, что поворот в сторону гармонии и умиротворенности вполне возможен.

Посольство Финляндии в третий раз представляет в Минске искусство своей страны: раньше это была фотография, и вот теперь – акварель. Марк Лангбейн (родом из Латвии) и Мика Тёрёнен – художники с внушительным списком заслуг и наград, показывают реалистичные городские работы – неожиданные по свету, технике и прежде всего по видению самого города. Те, кто был в Хельсинки, поймут, о чем я: этот город не очень-то располагает к сантиментам. Он красив по-своему, безусловно, но почувствовать его акварельным «взглядом» – надо быть художником!

20180815_205652.jpg

У каждого – свое объяснение обращения к живописи. Марк пишет о повседневности, об атмосфере города, о холодном ветре и северной архитектуре. Мике использует фотографии, пишет в студии, использует ограниченную палитру, «не слишком контролируя акварель». А я бы вспомнила в этой ситуации о «медленном искусстве» – это часть концепции «Медленного движения», куда входят slowfood, slowcity, и еще несколько позиций, включая искусство, науку, образование. Теоретики (Карл Оноре)  обосновывают медленное искусство как противовес злободневному, и в определенном смысле механистичному, дигитальному. С одной стороны, медленное создается художником медитативно, вдумчиво и без пафоса, без фиксированных сроков. С другой стороны, оно воспринимается так же, и в результате с годами не устаревает и не обесценивается. Интересно, что любитель медленного искусства не склонен к суете и беготне по выставкам. При этом для коллекционера очень важен надежный носитель, то есть материал, техника, в котором выполнено произведение. Классическая манера финских акварелистов дает повод задуматься именно о таком искусстве.

20180815_210043.jpg
20180815_205757.jpg
Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.