О чем орнитологу может рассказать живопись?

0 571 9 Фев 2018
Как-то вечером я с порога озадачила Славгородского вопросом:

– Вить, а сойки и ястреба-перепелятники дерутся?
– Дерутся. Есть даже знаменитая видюшка и хорошая серия фоток. А ты видела?!
– Видела!
– Сегодня, у нас?!
– Сегодня! В Крамском!

В музее им. Крамского бессчетное количество раз видела копию с алтарной иконы флорентийского мастера XV века Джентиле да Фабриано 1423 года. А на прошлой неделе внезапно обнаружила на ней дерущихся сойку и перепелятника и сказала об этом, на что Наталья Бакина заметила, что нелегко быть женой орнитолога.

Нелегко. Но о-очень интересно! После того как я показала фрагмент картины, Витя перевернул мое представление о том, что знание птиц и их повадок – очень специфическая область во все времена.

1.jpg

Его комментарий к картине:
– XV век. Люди тогда жили среди природы, и нам сегодня сложно представить обыденность человека того времени. Вот названия животных: какая-нибудь пеночка теньковка, пеночка весничка и пеночка зарничка или хохлатый и полевой жаворонок, или дрозд рябинник и дрозд белобровик, ласточка-касатка, ласточка-воронок, ласточка-береговушка, стриж... Сейчас, если человек разбирается в таких вещах, его называют орнитологом-профессионалом или орнитологом-любителем. Между тем, все эти названия были когда-то введены и использовались вовсе не какими-то особенными «птицеведами». Эти нюансы когда-то различал любой человек и в селах, и в городах. Поскольку это тогда неразрывно окружало всех людей, было у них перед глазами и на слуху, так же, как сегодня любой человек различает разные автомобили, телефоны или специализацию магазинов. Поэтому на картине видно хорошо узнаваемого ястреба-перепелятника, напавшего на столь же точно изображенную сойку. А сегодня такой сюжет – удел узкоспециализированных знатоков, и увидеть его можно на фотографиях высококлассных фотоохотников или в качестве иллюстрации в орнитологической литературе…

1-1290.jpg


Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.