Две победы: белорусское кино успешно показывает сегодняшний день

Любовь Гаврилюк
журналист
0 567 7 Авг 2018

Молодые белорусские режиссеры, отметим, девушки, недавно получили заслуженные награды на международных кинофестивалях. Можно ли говорить, что наше кино может быть современным, что оно обретает новую жизнь после сложных, спорных десятилетий? Об этом мы беседуем с Дарьей Амелькович, членом Национальной секции Международной федерации кинопрессы FIPRESCI в Беларуси, обозревателем газеты «Культура»

– Дарья, как правило, мы включаем в наши обзоры фильмы с экологической темой или контекстом, героем, хотя бы акцентом. Но как можно обойти белорусские ленты, когда они побеждают, когда кино молодое и есть новые тенденции? Сейчас я говорю о международном признании режиссеров Юлии Шатун («Завтра», 4 награды МКФ в Марселе) и Дарьи Жук («Хрусталь», Гран-при 9-го Одесского МКФ «Золотой Дюк»). И это события буквально последних 2-х месяцев!


Полнометражная художественная картина «Хрусталь» выдвинута в этом году на премию «Оскар» от Беларуси. Ты только что вернулась с Одесского фестиваля, посмотрела фильм, который выйдет у нас в прокат только 30 августа. У тебя самые свежие впечатления! Как надо рассматривать эту новую волну, новую режиссуру, расскажи?! 

– Рассматривать надо с энтузиазмом. Это действительно события, победы, которые для нас и для международного сообщества имеют большое значение.

Западная киноиндустрия, та, которая работает, начинает присматриваться к Беларуси, когда видит хорошие работы. Фильм Дарьи Жук, с возможным попаданием в лонг-лист премии Оскар, – это тем более шанс для Беларуси быть увиденной. И попасть в это общее поле – налаживания связей, взаимоотношений, рынка – очень много значит. А «Хрусталь» понятен для западного зрителя, он хорошо ложится в представления этой аудитории о нас. Фильм яркий, привлекательный, в нем есть такая, цепляющая глаз, визуализация «советского» – это интересно публике.

И он жанровый: люди понимают сюжет, героев. Ведь когда человек идет в кино, он не всегда хочет видеть какие-то изыскания, часто ему нужна ясная история, и она там есть. Действие происходит в 1990-е – это тоже ключ к визуализации, игра в это время. Фасады, интерьеры, одежда, музыка, телефонные автоматы, автобус ВАЗ, который до сих пор у нас ходит. Смотришь на атрибуты 1990-х и видишь, что все это реально, а какие-то элементы у нас сохранились до сих пор. Хотя в то же время – архаика, советская эклектика. И Даша умело это все это упаковывает и доводит свое послание до зрителя – о том, что происходит в современном обществе. Потому что после всей истории мы не можем не спросить себя: а что сейчас?


Мне было любопытно, как воспринимают фильм зрители в Украине. Один молодой человек не понял, что это 1990-е: он решил, что раз сейчас мода на винтаж, то вот есть такая девушка, которая так одевается, слушает музыку на кассете. Другая зрительница сказала, что героиня показалась ей якобы целеустремленной, но на самом деле она не знает, чего хочет, и вообще странная… То есть мы видим одно, а молодые люди в Украине видят другое, разные люди считывают разное.

Все это вместе очень приятно: не берусь утверждать, что фильм удался на 10 баллов по фестивальной шкале, каждый поставит оценку сам, но кино получилось очень яркое и смелое. Я поддерживаю этот фильм.

А Юля Шатун с картиной «Завтра» абсолютно вписалась в Марсельский фестиваль, который показывает экспериментальное кино. То, что фильм малобюджетный, его сюжет, герои, которых сыграли родители Юли, – здесь сработало все.

Сама она называет свой фильм псевдодокументалистикой, и для некоторых зрителей он может быть даже скучным: там много созерцания, наблюдений. Герой идет по обычной улице, едет в метро… По сюжету это мужчина, который ищет работу, выигрывает в лотерею и едет в Минск за призом.

Завязка, история – все максимально непритязательное. При этом по концептуальной составляющей, по глубине, это, может быть, самое сильное кино за последние два года.

Буквально «из ничего» создано настолько тонкое, целостное высказывание... Кто-то говорит, что это белорусский менталитет, как он есть, кто-то видит социальную проблематику, которая характерна для всех стран, оказавшихся в экономическом кризисе.

На мой взгляд, речь здесь идет о человеке, о том, как он использует свои возможности. Можно отнести это к старшему или постсоветскому поколению, но как это вообще сложно – сделать выбор, как важно сохранять достоинство в бедности, в общей экономической неустроенности.


А что касается «волны» в целом, мы столкнулись с ней 2-3 года назад: увидели новые работы, увидели совершенно новое мышление. Люди хотели снимать современное кино, снимать про себя, видя все, что происходит вокруг.

Чуть позже стало ясно, что, имея возможность снимать телефоном и при наличии денег, сделать-то фильм можно, но, кроме самовыражения, там часто ничего не остается!

Сейчас мы, если можно так сказать, на третьей ступеньке и видим хороший результат. Кино делается осмысленно: даже если есть «экспортные» вещи, думаю, что Даша Жук сняла «Хрусталь» искренне и профессионально. И конечно, Юля. Их награды показывают, что есть возможность в наших условиях делать умное, хорошее кино. Главное, чтобы его показывали, доносили до зрителя!

Профессиональное жюри «Золотого Дюка» отдало приз украинскому фильму «Дельта» (реж. А. Течинский), который рассказывает о людях в небольшом местечке в Украине. Они стригут камыш и этим зарабатывают на жизнь. «Дельта» получила и приз FIPRESCI. Но Гран-при вручается по итогам зрительского голосования, то есть «Хрусталь» наградили зрители – это важно.

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.