Китч – это смешно!

1 813 26 Апр 2018

Белорусский союз дизайнеров приглашает на выставку «Китч», предлагает посмотреть на предметную среду, которая нас окружает, немного изменить угол зрения и посмеяться.

20180404_170107[1].jpg

В экспозиции со столь коротким названием и без особой концепции нашлось место и ready made, и оригинальным объектам художников Павла Войницкого, Анны Селивончик, Васи Почицкого, Жанны Капустниковой, Дмитрия Сурского.

Китч – низкопробная массовая продукция обычной формы и примитивного содержания, рассчитанная на невзыскательный вкус.

Собирательное название низкохудожественных поделок, выпускаемых с целью удовлетворить спрос обывателей на «предметы искусства».

В переводе с немецкого языка слово Kitsch означает «небрежно сваренное блюдо»; в переносном смысле вошло в обиход в 1860-х годах, когда немецкая сувенирная промышленность начала экспорт дешевых поделок в Америку.

Китч наиболее близко ассоциируется с искусством приторным и слезливым. 

2.jpg

Интересно, что для китча практически нет ограничений: если одно время считалось, что он актуален для бытовой культуры, достаточно инертной и простой, то сегодня мы уже можем видеть китчевые объекты XXI века. Это значит, что в них предъявлены не маргинальная традиция, а вполне современные тренды – постсоветские отношения Беларуси и России, например.

Излюбленным мотивом китча остается сексуальность, но тут организаторы проявили понятную скромность.

9.jpg

Зато посуда, кресла, интерьерные объекты, украшения, аксессуары и особенно алкогольная коллекция (оригинальные бутылки с этикетками) представлены в изобилии. И они прямо документируют свою реальную не/востребованность. Посмеяться или мысленно достроить образ «маленького человека», так любимого литературой и модернистским искусством, выбирает зритель.

6.jpg

3.jpg

Последний сценарий был бы, конечно, экзистенциальным, отсылающим нас к инсталляциям Ильи Кабакова; абсурдным и трогательным одновременно. С той разницей, что наш «Китч» не поднимается до вершин советской трагедии, как тотальные инсталляции Кабакова, что, собственно, и не требовалось кураторам.

Как и в ситуациях с ретро и винтажом, китч вряд ли можно исключить из социокультурного поля. Он буквально пропитан фактографией, символикой своего времени, воспоминаниями и ассоциациями.

7.jpg

Если говорить об антиэстетической стороне китчевых арт-объектов, то это вопрос в первую очередь не стиля и даже не контекста, а дистанции. Насколько мы отдаляемся от эмалированных тарелок с цветами и вантузов в форме женской фигурки, настолько позволяем себе иронию. Художник не совмещает два предмета в одном, он просто дает в руки матрешке автомат Калашникова и называет ее «Алисой в стране …».

Китч ли сама матрешка? Наверное, нет. С автоматом, литературной отсылкой и нецензурной рифмой – как минимум забавно.


Комментарии пользователей (1)
Оставьте ваш комментарий первым
Владимир Рыженков    26 Апреля 2018 в 12:13
1
0
Можно посмотреть, конечно.  Вот было бы так классно, если бы кто то попытался показать не ироничный,   примитивный , не взыскательный вкус, а , наоборот, элегантный , взыскательный, современный стиль европейской Беларуси.  Вот этого не хватает и не достаёт, поэтому интеллигенция уезжает, а мы будем смеяться.  Один клип  ШНУРОВА из ЛЕНИНГРАДА чего стоит.  
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.