Мир в капле

0 359 31 Май 2018

Чаще всего ходим мы стремительно, обращая внимание лишь на общую картину вокруг. Но и на уровне своего роста можно увидеть много необычного. И если уделить время на рассмотрение, то искренне изумишься, посмотрев на знакомое новым взглядом.

Капли – мимолетные кадры природы. Они недолговечны – и увидеть мир, преломляющийся в линзе падающей капли, практически невозможно, если, конечно, не удастся его зафиксировать с помощью фотоаппарата.

Фотоохота за каплями всегда зависит от капризов погоды. Утренний туман развешивает капли росы на травинках, паутинках и покрывает насекомых плотным слоем этих капелек. Самое время собраться на съемку, не дожидаясь жаркого солнца, которое очень быстро высушит и уничтожит всю эту красоту. Такие сюжеты снимать увлекательно, но нужно быть готовым к тому, что вернуться придется мокрым по пояс от обильной росы. На нижнем уровне – до 30 см – штатив зачастую невозможно применить, поэтому нужно научиться принимать правильную позу для наиболее устойчивого положения, чтобы избежать «шевеленки».

Никаких технических сложностей для такого кадра не требуется, нужна лишь внимательность и, конечно, немного удачи. Погода капризна, необходимо поймать именно тот момент, когда капельки переливаются под лучами солнца.

IMG_5750-01.jpg
ISO 400, f/9.5, 1/350 s, 6 мая, 8-15

IMG_7614-01.jpg
ISO 500, f/11, 1/180 s, 12 мая, 8-30

IMG_5752-01.jpg
ISO 400, f/9.5, 1/180 s, 6 мая, 8-15

IMG_7583-01.jpg
ISO 400, f/8, 1/250 s, 11 мая, 9-00    

Летний дождь короток, но он успевает развесить на веточках и травинках огромное количество капелек, сквозь которые преломляется окружающий мир.

IMG_3150-01.jpg
ISO 200, f/8, 1/500 s, 30 мая, 10-30

IMG_6902-01.jpg
ISO 1250, f/11, 1/750 s, 2 мая, 8-00

Очень эффектные снимки капелек можно получить в «режимное время». Рассветный и закатный свет по-особому смотрится сквозь каплю на паутине.

IMG_1945-01.jpg
ISO 400, f/8, 1/90 s, 12 сентября, 7-15

IMG_2742-01.jpg
ISO 1250, f/6.7, 1/60 s, 24 мая, 21-00

Считается, что сделать качественный макроснимок невозможно с помощью цифровой «мыльницы». Разве что удача будет на стороне фотографа – и техника вдруг сможет воплотить его замысел. Но и «мыльницей» можно получить неплохие снимки.

Вот примеры снимков камерой Canon PowerShot G6.

IMG_0202-01.jpg
f/8, 1/320 s, октябрь 2005

IMG_5313-01.jpg
f/8, 1/250 s, июнь 2006

IMG_7112-01.jpg
f/2.5, 1/250 s, июль 2005

Но стабильно снимать малые объекты можно лишь зеркальной камерой, и желательно, чтобы она была оснащена макрообъективом.

Отсюда вытекают очень важные требования для тех фотографов, которые мечтают сделать красивые и, главное, качественные макрофото. Минимум: цифровой фотоаппарат, штатив и спусковой тросик. Все остальное любителю природы предоставляется бесплатно, практически всегда и всюду. Природа велика и благосклонна, нужно лишь суметь принять из ее рук щедрый подарок.

Про фотокамеру и штатив, думаю, нет смысла что-то пояснять. А для чего тросик? Капля падает стремительно, мы лишь успеваем проводить ее взглядом. Такой объект снимается с использованием серийной съемки. Отключив автоматику на объективе, мы фокусируемся на том расстоянии от камеры, где ждем капельку. Для этого подойдет любой предмет из кармана – обрывок газеты, спичка – все сгодится. Камера сфокусирована и неподвижна, но если выполнить спуск затвора вручную, то неизбежно ее сотрясение. Использование тросика полностью устраняет такую проблему.

Выбор экспопары зависит от освещенности объекта, но, учитывая скоротечность процесса, в первую очередь нужно выбирать возможно минимальное значение выдержки. Достаточно провести несколько фотографических опытов, чтобы убедиться, что недостаточно короткая выдержка превращает такую красивую капельку в совершенно размазанный эллипс. Но если удалось получить в кадре хотя бы такой объект – направление выбрано верное. Осталось совсем немного – и все получится!

Но следует иметь в виду, что щелкать затвором придется долго… Шанс, данный природой, нужно отрабатывать – многие сотни щелчков будут невпопад. Но если вдруг удастся получить кадр и рассмотреть на отпечатке то мгновение, когда капелька краткий миг была линзой, преломляющей окружающий мир, – понимаешь, что время, проведенное при подготовке и съемке этого кадра, не потрачено, а будет помниться и радовать долго.

IMG_9885-01.jpg
ISO 1250, f/5.6, 1/1000 s, 6 апреля, 12-30

IMG_7316-01.jpg
ISO 2000, f/9.5, 1/3000 s, 7 мая, 9-10

IMG_8057-01.jpg
ISO 250, f/5.6, 1/8000 s, 16 мая, 11-50

Макросъемка требует усидчивости и упорства. Это, конечно, несравнимо со съемкой диких животных из засидки, где фотоохотник вынужден долгие часы сидеть неподвижно и безмолвно. А упорство макрофотографам очень даже необходимо – здесь важно запечатлеть в кадре всего один, необычайно короткий, фрагмент природы. Зачастую его длительность намного короче моргания глаза.

Снять падающую каплю впопыхах, с налета, не получится. Зачастую падение капли непредсказуемо, но следует попытаться вычислить периодичность – с небольшой погрешностью это почти всегда можно предугадать. И – призовем на помощь удачу и терпение!

Часто ветер пытается помешать сделать удачный кадр – травинки и веточки шевелятся хаотично. Сделать простую защиту от ветра совсем несложно – несколько кусков полиэтилена, привязанных на кольях, создадут надежную защиту, не затеняя объект съемки. Дополнительную подсветку несложно сделать с помощью небольшого куска фольги – рассеянный свет от него часто дает красочный эффект.

Вот закончилась съемка и наступило не менее ответственное время подготовить снимок для печати. Грамотное кадрирование, устранение лишних, незначительных, но мешающих снимку деталей, можно выполнить в графическом редакторе. Процесс завершен – и только тогда можно объективно оценить результат. Это очень важный момент обучения, когда в каждой последующей съемке не допускаются ошибки предыдущих сессий.

Все советы и рекомендации по макросъемке не имеют совершенно никакого значения, если их использование не подкреплено многочасовым личным опытом. Возможно, эти советы сократят длинный путь к получению желаемого результата. Но все эти советы не принесут никакого результата и удовольствия, если сам процесс съемки не радует. Какое бы восхищение ни вызывали работы фотографов макро, достичь таких же результатов можно, лишь искренне любя то, что снимаешь. На уважительное отношение к природе она всегда ответит взаимностью, даря сюжеты как для съемки, так и просто для созерцания. Насекомые, растения всегда поделятся своей красотой и обаянием, нужно лишь увидеть это и постараться запечатлеть на фотографии.

Все фотографии, за исключением помеченных, сделаны на Canon EOS 5D Mark II с объективом Canon EF100mm f/2.8 Macro USM.

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.