Смотрим белорусское: любители кино спорят

Любовь Гаврилюк
журналист
0 691 10 Май 2018

Точно не мейнстрим

Фестиваль короткого метра Cinema perpetuum mobile (CPM) можно называть альтернативным и незрелым, но как факт отметим, что его делает практически без бюджета веселая девичья команда из Леры Грин и Веры Воронковой, он международный и проходит в 7-й раз. Значит, на такое юное и «незрелое» есть спрос.

Что делает фестиваль фестивалем? Правильно, программа. А она довольно подробно разработана, есть конкурсная часть с номинациями, есть анимация, документальные и игровые фильмы. Есть совсем альтернативные дебюты, на грани home-vidео: молодой режиссер Никита Лаврецкий (победитель белорусской программы «Лiстапада-2015») курировал программу «Не кино», в которой от души ерничал над серьезными кинокритиками, а кино, по его мнению, такое и есть – молодое и веселое.

Показали в этом году программы «В мире людей и животных», «Наблюдение», «Трэш» и невинную «Табу», потребовавшую специального разрешения комиссии Минкульта, как «кино для взрослых». Эти самые 18+ только подогрели интерес публики, тем более что три картины из 12 цензуру не прошли. На самом деле показанные ленты вполне приемлемы: они о телесности, о принятии сексуальных ожиданий и предпочтений. Современные тренды различают в подобных сюжетах практику подчинения, социокультурные ограничения, общественные стереотипы и навязанную нормативность. Но ничего морально и эстетически отталкивающего в картинах не просматривалось, наоборот, благодаря языку анимации и графики четко считывались идеи, а лобовых, тем более грубых, иллюстраций искусство избегает.

Наконец, самая популярная часть программы – белорусская, названная «Утопией».

В ней были показаны фильмы: Ballad (Стас Турко), «Шанс» (Михаил Пархоменко), «74.6» (Виктор Грем), «Родственные души» (Александр Максимов), «Планета-сердце» (Денис Галак), «Контрапунктура» (Артемий Калинин).

Победителем стали «Твои глаза» выпускницы философского факультета Лины Медведевой с арт-сообществом, запечатленным в главных ролях-лицах: Максим Карпицкий, Тарас Тарналицкий, Никита Монич.

Почему на этот фестиваль надо обратить внимание? Обычно «новой волной» называют ситуацию, когда «приходит время – люди головы теряют»: новое поколение увлечено новыми интересами, подходами, технологиями.

В последние годы фестивали Smartfilm, «Нефильтрованное кино», «Бульбамуви», «Свое кино» действительно привели на сцену (экран) новые имена, а индустриальные платформы, в частности, «Лiстапада», добавили молодым возможности профессионального общения.

В мобильную информационную эпоху лучше работают возможности для копродукции и участия в международных фестивалях. В общем, первые шишки уже набиты и первые награды получены. А молодое белорусское кино окрепло и стало модным!

Итак, следите за работами! Это режиссеры: Влада Сенькова, Игорь Чищеня, Андрей Кутило, Дмитрий Дедок, Сергей Колосовский, Юлия Шатун, Дарья Жук, Дмитрий Махомет, Дарья Юркевич, Анастасия Мирошниченко, Михаил Пархоменко. И это кино без войны и партизан, но о современной жизни Беларуси, как ее видит молодежь.

 

«Дорогу» осилит тот, кто готов

 

Документальная «Дорога» российского режиссера Дмитрия Калашникова (продюсер Воля Чайковская) была представлена на другом недавнем фестивале – «Паўночнае ззянне». Воля – организатор фестиваля, создатель его репутации и атмосферы: у нее прекрасный белорусский язык и собственная продакшн-студия. «Дорогу» она уже показала на «Артдокфесте», в Каловых Варах, в США.

Та самая новизна интересов-подходов-технологий проявилась в том, что фильм сделан полностью из записей камер видеорегистраторов, работавших в автомобилях. Происшествия следуют одно за другим: аварии, пожары в лесу, драки и перестрелка с бандитами. То человек бросается на капот, то танк выезжает на автомойку, то летающая тарелка над дорогой, то невеста убегает со свадьбы.

Воля утверждает, что главное тут – не эпизоды с ДТП, а люди, их реакции в экстремальных условиях. Ожидание чуда и горя одновременно, спонтанность, юмор и абсурд… Это все похоже на правду, поэтому приготовиться нужно к табуированной лексике, а не к сантиментам. (По этой причине фильм не может выйти в прокат, но на фестивалях получил высокие оценки).

Есть здесь, конечно, отсылки к Гоголю, к загадочной русской душе и дороге, но это брутальные современные отсылки, показывающие, как далеко ушел теперешний человек от образов классической литературы. Точка невозврата пройдена, другая жизнь – и кино другое.

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.