Три глобальные проблемы «зацепил» Четвертый постамент в Лондоне

Любовь Гаврилюк
журналист
0 623 20 Апр 2018

По мнению ведущих белорусских методологов Владимира Мацкевича и Андрея Егорова, самые актуальные глобальные проблемы современности – экологическая, миграционная и идеологическая. Проблема, кризис или вызов – рассматривать эти сложные комплексы можно по-разному, но современное искусство говорит обо всем на своем языке.

Не просто памятник

Четвертый постамент – проект уникальный, очень лондонский, но получивший мировую известность.

На Трафальгарской площади, как известно, три массивных постамента занято памятниками британским государственным деятелям: Георгу IV, Генри Хейволку и Чарльзу Джеймсу Напиру. Четвертый постамент был свободен до 1999 года (с 1862-го, когда для конного изваяния Вильгельма IV муниципалитету не хватило денег). Тогда началась одноименная программа, сразу ставшая суперпопулярной. Новизна подхода организаторов удивляет до сих пор: постамент раз в полтора года отдают современным художникам, причем художникам, вполне бесцеремонным – относительно традиционного искусства и общественного мнения.

Четвертый постамент уже занимал бронзовый скелет лошади («Дареная лошадь» Ганса Хааке) с бегущей строкой: это были текущие курсы валют. Видеокамеры прямо с постамента наблюдали за Фондовой биржей. Еще раньше здесь удивляли яркий синий петух высотой почти пять метров от Катарины Фритш, непропорционально длинный большой палец Дэвида Шригли. В общем, Четвертый постамент – это проект открытости общества и искусства, это юмор и зрелище, злободневность и метафора одновременно. И, конечно, каждый раз – большая честь автору, знаковый объект. 

«Невидимый враг не должен существовать»

Название нового проекта довольно сложное и, как всегда, концептуальное.

Он украсил Четвертый постамент в последние дни марта: статуя шеду – человекоподобного быка, который с 700 года до н.э. стоял на страже древнего ассирийского города Ниневии. В 2015 году памятник древнейшей истории Ирака был уничтожен боевиками ИГ. И в этом выборе объекта – первый вызов из современной повестки дня: гибель культурных ценностей, война и дегуманизация целого региона.

Материал, из которого сделан шеду, – вторсырье, а точнее, 9 тысяч банок от финикового сиропа, традиционного для Ирака продукта. Понятно, что отходы, их немыслимое количество, и последствия экономического краха – вторая тема постамента.

Автор проекта – нынешний американец, выходец из Ирака, исповедующий иудаизм Майкл Раковиц. Видимо, судьба художника, как и судьбы миллионов беженцев, послужила основным вектором его замысла.

На презентации мэр Лондона Садик Хан и Майкл Раковиц говорили о том, что шеду – это дух Ирака, откуда бегут отчаявшееся люди; о том, что финики для этой страны – символ, как сигары для Кубы; и конечно, что утрата культуры – необратимый процесс, трагедия для всего человечества. О чем нужно не просто говорить, а кричать с самых высоких постаментов мировых столиц.     


Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.