Я слышу музыку в своих фотографиях!

ricardas anusauskas
фотохудожник, композитор, режиссер
1 4337 20 Май 2020

Литовец Ричардас Анусаускас считает, что в фотографию пришел через музыку. Музыка помогает ему и сегодня – озвучивать фильмы, отслеживать в серии природных снимков какую-то «тему», соблюдать ритм и пропорции. Мы побеседовали с фотохудожником о творчестве и о судьбе.

– Я человек любознательный и совершенно безбоязненно много раз в жизни менял профессию. К примеру, имея специальность композитора, стал руководителем стоматологической клиники и возглавлял ее 15 лет. Да, это был хороший бизнес, но он мне просто-напросто надоел. В нем было мало места творчеству.  Потом я много лет продюсировал свою дочь, певицу Эвелину, написал для нее около 60 песен – но Эвелина «поменяла продюсера»: вышла замуж и укатила в Америку. И снова надо было начинать с «чистого листа».

С возрастом ты переоцениваешь жизнь, понимаешь, что в ней представляет самую большую ценность. Это прежде всего свобода.  Делать то, что ты хочешь и когда хочешь…

Например, в любой момент ты можешь уехать... снимать рысь, барсука или птиц!

И я выбрал такой вид деятельности, в котором был бы не зависим ни от кого.  

Даже в музыке, казалось бы, написал хорошее произведение, но попал в студию, где плохо свели звук, или музыкант был не в голосе, не в настроении – и все пропало. Кто-то все время ухудшает твой результат, потому что ты не можешь осуществлять и контролировать весь творческий процесс от начала до конца. А в фотографии, так получается, ты можешь все этапы вести сам и не нуждаешься в посредниках между тобой и зрителем.

Часто слышу от зрителей, что в моих фотографиях звучит музыка… 

2015-07-18-15-9235.jpg 2016-04-18-8--9969.jpg 2016-02-17-5-5357.jpg 2015-04-20-1--9422.jpg 2016-02-17-5-5195.jpg

Фотографировал я с третьего класса. И не только. Сколько кружков существовало в школе, я во всех занимался. Телевизора, компьютеров не было – чем еще занять время?!

Впоследствии я был фотографом-путешественником, вел летопись своих путешествий. И только когда перестал снимать себя на фоне достопримечательностей, началась для меня Фотография. Много объехал стран: в кадре была архитектура, люди.

Так случилось, что где-то в это время я познакомился с белорусским знатоком природы и профессиональным фотографом Сергеем Плыткевичем, с литовским орнитологом  Саулюсом Румбутисом, они показали мне невидимую реальную жизнь дикой природы, и я стал познавать ее секреты. Я очень эмоциональный человек, быстро схватываю тему – и это увлечение захватило меня на всю жизнь! Когда я первый раз пошел вместе с Саулюсом кольцевать сов и орлов, то сразу загорелся. И стал фотографом дикой природы. Таких, как я, можно назвать летописцами леса: мы фиксируем те истории, которые ушли бы в небытие.

11 copy.jpg

Вспоминаю забавный случай, который случился со  мной на глазах инспектора национального парка в Русне. Мы доехали с ним по одному из каналов и отправились к гнезду скопы. Провели фотосъемку – и на обратном пути, уже возле моторки, я поскользнулся и рухнул в болото. На плечах весомая сумка с объективами, а на шее тяжеленный фотоаппарат – его-то я успел забросить в лодку, а левой рукой уцепился за борт. А вот сумка потянула меня на дно, чуть не утонул. И все это в считанные секунды.

– Кстати, а в какой стране животных снимать лучше всего?

– Хороший вопрос! Часто бываю в Беларуси, у меня здесь уже много друзей. И за эти годы у меня сформировалось устойчивое мнение, что количество зверей и птиц у вас гораздо больше, чем в Литве. Пока не могу найти этому объяснения, но факт остается фактом. В Браслав, по-моему, сходятся на рапс все лоси Литвы и России, помимо белорусских. За вечер можно встретить до 30 животных. А такое место, как «Красный Бор», вообще выше всяческих похвал! Там ведется очень умная и предусмотрительная политика по отношению к зверю. Природа в «Красном Бору» чрезвычайно дружелюбна к человеку, и туристы из других стран могут это оценить по достоинству! Возможность видеть, любоваться и радоваться – разве не это главное предназначение любой природной территории?

И если я приезжаю дня на три в Беларусь, то продуктивность съемки здесь куда выше, чем в Литве. Только одних птиц всегда снимаю где-то около 50 видов.

DSC_6705.jpg DSC_0411.jpg

– Вам кто-то помогает?

– Конечно, во многом ты зависим от человека, который рядом с тобой. Чтобы, образно говоря, было кому протянуть тебе руку, когда ты провалишься в болото. Моя спутница Рута из разряда таких,  мы с ней – единомышленники. Мы недавно побывали на Коста-Рике, где английский не в ходу, пригодился Рутин итальянский. Кстати, мы привезли оттуда два террабайта информации с видео и два террабайта – с фото. В природе случаются удивительные моменты, которые длятся всего-то минуту-полминуты, и один ты физически не успеешь снять и видеосюжет, и фото – для этого также необходим ассистент.

– А как вы пришли к видео?

– Фотография хоть и многое дает – это остановка момента, передача эмоций, – но видео и кино, по-моему, это тот самый высокий пьедестал, на который стремится каждый художник. Только движущаяся картинка может передать все тонкости и нюансы зрительного ряда. Я долго наблюдал и в конце концов начал снимать сам. Сегодня для меня уже недостаточно фотографии, чтобы красочно рассказать о мире птиц и животных. Но для фильмов мы по-прежнему используем и свои фотографии.

– Но вы ведь не только композитор… А как в творчестве были востребованы остальные навыки?

– В Ленинградском институте культуры я учился режиссуре массовых культурных мероприятий, и это мне в жизни пригодилось.

Сразу же после окончания института я оказался среди организаторов первого рок-марша по Литве. С лучшими группами мы объехали самые большие стадионы. Это помогало мне и в продюссировании Эвелины.

Сейчас, когда я выиграл тендер на создание документального фильма «Четыре времени года», это мне тоже пришлось кстати. Я написал сценарий и музыку. За три месяца сделал свой первый фильм.  Но когда сдал его, лента начала путешествовать по кабинетам, по бюрократической иерархии. Каждый отдел посчитал своим долгом дать мне «полезные» советы. Показываю детенышей енотовидной собаки, которые играют на лесной тропинке, а мне говорят: это инвазивные виды, их надо уничтожать, а не «рекламировать»! И в водяной лилии тоже увидели «чужака», велели вырезать из фильма. 

Обвиняли, что я снял какие-то кадры возле гнезда. Разбирались, не тревожу ли я птиц. Я рассказал, что ставлю засидку в ста метрах за три месяца до того, как птица садится высиживать птенцов, прихожу в эту засидку ночью. «Не тревожите? – спросили у меня. – Значит, и разрешения не надо!». А без разрешения не принимают фильм – замкнутый круг.

Получается абсурд: мы, фотографируя птицу в поле, тревожим ее, а 20 охотников, стреляющих рядом с вышек дичь каждые выходные, – нет.  И куница, и орнитолог, кольцующий птицу, может ее так же встревожить…

DSC_2498.jpg DSC_8890.jpg DSC_9715.jpg DSC_6539.jpg

Когда мы поднимаем дрон к орлу, то у гордой птицы срабатывает генетический код, что он – владыка небес. И на дрон он совершенно не обращает внимания, не боится.

Оказывается, есть определенные правила получения разрешения снимать живую природу. Этим занимается специальное агентство при Министерстве окружающей среды. С гордостью могу сказать, что я первый в Литве удостоился подобного разрешения. 

Так получилось, что после моего фильма дирекция телевидения нашего медиахолдинга «Лиетувас Ритас» предложила мне сделать у них цикл из 12 передач о живой природе. На сентябрь также запланирована и премьера «Четырех времен года». Уже начата работа над программами о дикой природе в странах Балтии и соседних странах. В планах – до конца года снять еще один фильм.

– Очень сложно жить за счет продажи природной фотографии, но вам это удается. Секрет не откроете? Дайте совет тем фотографам, которые, занимаясь съемкой дикой природы, хотели бы на этом что-то заработать.

– Возможно, я единственный фотограф в Литве, который может «жить с фотографии», не занимаясь съемкой свадеб.

Gintarine banga.jpg

Когда после отъезда дочери я размышлял, чем заняться, то оценил свои положительные стороны. Я был в бизнесе около сорока лет, и понял такую вещь: тот, кто снимает, мало внимания и времени уделяет собственному маркетингу. Поэтому и навыки, и бизнес-образование помогают мне выжить. 

Конкретизируя вопрос, выражение моей продуктивности в конце года – это новый альбом.

– А сколько книг у вас вышло?

– Имею пять фотоальбомов. Написать книгу и издать – это большая и трудная работа. А вот продать эту книгу – это уже искусство! Когда я участвую в какой-то передаче или творческих встречах, то это лучшее время и место для самопиара. Это первое.

Второе, надо следить за ситуацией, где в фотографии могут быть «заложены» деньги, откуда их можно извлечь. Мне это удается, помогают связи с туристическими компаниями, рекламными агентствами, много работаю с министерствами – окружающей среды, экономики, другими госорганами. Когда ты известен, к тебе часто обращаются.

Фотограф природы не только ищет зверя или птицу – он ищет в основном красоту. А потребность рынка в красоте всегда была, есть и будет в любом государстве и при любом строе.

DSC_7786.jpg DSC_7705.TIF geguzis.jpg 40x60_DSC_0424 (1).jpg DSC_1393.jpg 60x90 AL_DSC_6839v02.jpg

Размещая снимки на фотосайтах, я детализирую: это не просто фотография, а фотокартина!  Картинами украшают интерьеры, и коль у меня скопилась определенная фототека, в меру возможностей стараюсь, чтобы обо мне узнавали новоселы. Поддерживаю отношения с дизайнерами интерьеров, с рекламными агентствами – и они обо мне не забывают.

В сложной системе бизнеса надо определить: чем ты в выгодную сторону отличаешься от остальных коллег? Нужно обладать тем, чем не владеет никто. 

Например, мы проводили совместные выступления с моим братом, джазовым пианистом и прекрасным импровизатором Артурасом Анусаускасом. Я показываю изображения птиц, а Артурас выдает свое музыкальное восприятие этих птиц. Получалось очень оригинально: он играет на фоне моих картин, а я иллюстрирую его музыку! Кстати, одна из его известных тем называется «Пир тишины» – а ведь птица и зверь живут в основном в спокойном царстве тишины.

Во время подобных мероприятий можно продавать и книги, и открытки, и картины.

А еще я практикую своего рода личные выступления и лекции, ведь во время путешествий ты собираешь свой «золотой» запас приключений и иллюстрированных историй и можешь документально подкрепить свои слова.

Стремлюсь на международный рынок, на такие сайты как amazon.com, alamy.com, ebay.com, где существует миллионный потребитель. Надо только руководствоваться правилом: нет непродаваемого товара, есть лишь вопрос, за сколько времени, кому и за какую сумму его продать! 

Беседовала Наталья ПЛЫТКЕВИЧ

Фото Сергея ПЛЫТКЕВИЧА и Ричардаса АНУСАУСКАСА
Комментарии пользователей (1)
Оставьте ваш комментарий первым
Владимир Пенькевич    29 Июня 2017 в 11:55
0
0
Статья интересная, а еще точнее - поучительная. Это мастер-класс, как пробиваться в этом нелегком мире, как делать бизнес на "продукции" фотоохоты, как интересно прожить свою жизнь...Спасибо, Ричардас! Успехов Вам в дальнейших путешествиях за удивительным... 
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.