Уже сегодня в «Красном Бору» есть все для привлечения фотографов дикой природы!

0 3741 8 Дек 2017

Как мы уже писали, в «Красном Бору» прошел фототур для победителей открытого национального конкурса «Золотая рысь». Среди них был и Евгений Мельников, победитель в номинации «Птицы» для фотографий, сделанных за пределами Беларуси. Он рассказал нам более подробно о своих впечатлениях от «Красного Бора».

– Я участвую во многих конкурсах природной фотографии и, само собой, ориентируюсь на их общий стиль. Сегодня достаточно широкое распространение имеют различные виды съемки, называемые арт-фотографией. Это художественное представление дикой природы, ее творческое восприятие. Я сам активно пользуюсь различными приемами: снимаю с мультиэкспозицией, использую различные проводки. Здесь, в Красном бору, это замечательно получается, потому что существует возможность длительного контакта со зверем. Как правило, в дикой природе фотограф успевает сделать несколько кадров, чаще всего репортажных, и все! Творческие приемы требуют времени, подборки настроек, большого количества дублей, необходимо, чтобы зверь хорошо встал, позировал. Делаешь кадр, думаешь, еще думаешь – и снова делаешь кадр.

Здесь классно! Когда мы снимали тех же оленей, то заехали к ним – и час-два можем стоять. Это гигантский плюс именно для творческой работы. Снимать в репортажном режиме эти два часа нет необходимости, достаточно и 15 минут. Сюжет понятен: рогач стоит, повернулся туда-сюда. А я бы, например, мог в своей манере снимать бесконечно…  

DSC_2174-1.jpg DSC_2160-1.jpg DSC_2195-1.jpg

Природная фотография – это широкий пласт. Есть люди, которые занимаются, условно говоря, природоохранной фотографией, есть разные уровни «продвинутости» любителей и профессионалов, создающих просто красивые природные картинки, публикующих их. Люди, занимающиеся природоохранной деятельностью, обычно самодостаточны, они сами ведут свои проекты: для них фотография – это инструмент для достижения целей. Их не так много, потому что занятие сложно, затратно, требует глубокого понимания проблем и путей их решения. Подавляющее большинство «людей с фотоаппаратом» и в мире, и России –  это те, для кого природная фотография – хобби. Мы снимаем в основном ради удовольствия, возможно, с дальнейшим прицелом использования своих работ на выставках, конкурсах. Кто-то просто публикует все в интернете. Конечно, для нас эта местность – Красный бор – очень интересна.

Что-то подобное есть у финнов, у Ласси Раутиайнена (Lassi Rautiainen): его постоянные засидки на медведей, волков, хищных птиц и другую живность. Насколько я знаю, они находятся на территории разных нацпарков (национальные парки с медведями и волками (Kuhmo), хищными птицами (Oulanka)) и даже не на заповедной территории. Но я считаю, что уровень практически идентичный.

На мой взгляд, Красный бор – это просто Клондайк в нашем ближайшем окружении. Очень ценно и важно, когда ситуация целиком зависит только от тебя, с минимальным вмешательством внешних факторов.

DSC_1680-1.jpg

Здесь все связано только с временными возможностями фотографа. И, конечно, его способностями. Очень много зверей, они доступны, их довольно легко снимать и легко получать результат. Лоси для нас, российских фотоанималистов, наверное, даже более обыденны, вот оленей мы практически не видим, а уж зубры – это мегаэкзотика! Совы и хищные птицы – тоже круто. А предел моих мечтаний – рысь! Это была бы абсолютно уникальная ситуация.

С зубрами интересная ситуация, они живут в нашем заповеднике «Калужские засеки», есть там небольшое стадо, но оно доступно только в очень сильные морозы. Животные выходят на подкормочные площадки, когда температура падает ниже минус 20. Но это очень некомфортно, я однажды попробовал и понял, что мне не нравится лежать в холод с железякой в руках: толстые перчатки надеть невозможно, пальцы, чтобы нажимать на кнопки, не гнутся. Да и если бы просто нажимать на кнопки – мне же необходимо переключать режимы!

DSC_3630-1.jpg

Считаю, что посещение таких мест, как Красный бор, может быть востребовано на коммерческой основе. Лично я хотел бы повторить фототур, приехать сюда еще – и уже не на 2-3 дня, а на недельку. Появилась мысль привезти группу, человек 8. Дорога от нас на поезде до Минска занимает сутки, и уж если ехать, то на более длительное время, ради какого-то результата. Возможно, мой выбор по проживанию в этом случае был бы немного скромнее, например, вполне устроит гостиница в Изубрице.

Здесь столько всего интересного, что даже за неделю невозможно все исчерпать. В таких местах люди живут, снимают всю жизнь – и умудряются не повторяться! У нас известны такие примеры. Николай Шпиленок, брат знаменитого фотографа-натуралиста Игоря Шпиленка, живет в заповеднике «Брянский лес» и снимает там все время – разнообразно и интересно. А в моем понимании, Брянский лес даже менее разнообразен, чем Красный бор.

У места огромный потенциал для возвратного туризма!

Теперь о деталях. Каждому фотографу присущи своя манера съемки, свои предпочтения. Задачи каждого необходимо выяснить перед началом тура. Цель фотоохоты как услуги – чтобы конкретный человек получил конкретный результат. Поэтому в одну группу лучше объединять единомышленников, как и получилось в нашем случае с Андреем Нарчуком.

DSC_3219-1.jpg

Мне немного не хватило предварительной информации по съемке. Например, «у нас есть олени, лани и зубры, которых можно снимать как из машины, так и кое-где из засидки. Лось, как правило, более чуток и не подпускает на близкое расстояние». Чтобы можно было планировать, какую брать технику и амуницию. Я не заваливал Сергея вопросами, решил ориентироваться на месте. Взял с собой комплект для пребывания на воздухе до температуры минус 10 градусов, штатив, еще какие-то «прибамбасы» – и из этих вещей использовал только половину.

Теперь что касается транспорта: если снимать из машины, то она должна быть либо с открытым верхом (туда можно усадить человек восемь, это классика сафари!), либо типа «буханки», где через боковую раздвижную дверь легко можно снимать втроем.

Нужно людей заранее ориентировать, что съемка в основном проводится на подкормочных площадках. В принципе это абсолютно нормально. Например, в американских и канадских парках туристы снимают на специально для этого оборудованных открытых местах. Понятно, что нам до этого очень далеко. Пешего человека наш зверь еще опасается.

Почему нужно предупреждать про подкормочные площадки? Это сразу же «отсекает» использование широкоугольных объективов да и морально готовит к выбору сюжетов. Таким образом, значительно уменьшится процент недовольных клиентов.

Постепенно можно добавлять укрытия на хищников, привады, но это уже очень узкоспециализированные моменты. Я даже не пытался во время этой поездки использовать засидку на хищных птиц. Результат не гарантирован, а время терять не хотелось.

Стоит заранее упоминать и другие нюансы, касающиеся видимого вмешательства человека в природу. Например, в Красном бору часть оленей имеет бирки в ушах.  Кто-то не признает изображений оленя с биркой в ухе, следом искусственного вмешательства. Я же отношусь у этому спокойно, снимал тех, у кого нет бирок. А если бирка вдруг попадет в кадр, то я такие просто отсортирую. Но все же такую информацию стоит давать клиентам заранее.

В принципе уже сейчас в «Красном Бору» в наличии есть все для привлечения фотографов дикой природы! Мне, например, работать там было увлекательно и захватывающе.

Мне понравилось, что вечера во время тура у нас оставались свободными. Да и весь режим не был напряженным: это не лето, когда надо вставать в два ночи, чтобы в полчетвертого уже быть в засидке…

Обычно по вечерам я просматриваю отснятое, делаю в уме «работу над ошибками», чтобы можно было на следующий день что-то переснять или доснять. Это бывает чаще всего в случае макросъемки. Наши талантливые российские фотографы-натуралисты Юлия Втюрина и Григорий Пожванов проводят курсы по макросъемке. И у них оправданно много времени и внимания уделяется «разборам полетов». Там есть что обсуждать, ведь тема очень творческая.

Я зачастую снимаю простые объекты, но стараюсь сделать это необычно. У меня такой взгляд на природную фотографию: пусть это будет маленькая птаха, но если она снята свежо, с авторским взглядом, то такой кадр ценнее, чем снятый огромный слон, лев и прочая «экзотика»! Когда я оцениваю собственные фотографии, то всегда обращаю внимание на то, что вообще снято на эту тему, используя поиск по картинкам. И если «мой» сюжет уже присутствует, активно отснят и есть работы лучше, выигрышнее, то свои я просто не публикую.

Еще раз спасибо за организацию тура!

DSC_4267-1-1.jpg

DSC_4260-1.jpg 1.jpg DSC_4356-1.jpg DSC_4385-2-1.jpg DSC_4392-2-1.jpg DSC_4403-1.jpg DSC_4415-1.jpg

Записала Наталья ПЛЫТКЕВИЧ

Фото Евгения МЕЛЬНИКОВА

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.