Бык-медвежатник

3 1661 25 Мар 2012

Речь пойдет, конечно, не о том, что какой-то там бык потрошил сейфы. Слово "медвежатник" здесь имеет не криминальный оттенок, а самый что ни есть натуральный...

В горах, даже южных, на больших высотах природа сурова. Пешком все климатические зоны - от снегов до тепла - можно пройти иногда за один день. А вот при сплаве по горным рекам потепление и, соответственно, переход из одной зоны в другую происходит плавно, незаметно.

Но на Тянь-Шаньской реке Чаткал "юг" появляется внезапно. После многодневного сплава по прохладной скальной теснине за очередным поворотом реки катамараны выскакивают на простор.

Наконец-то мы дошли до долгожданного кусочка равнины, хоть и зажатой горами. Здесь жарко, море зелени, лес, южные растения. А всего час назад плыли в глубоком  каньоне - царстве орлов. На полукилометровых, а то и выше, вертикальных стенах по большим белым пятнам - потекам помета - угадываются десятки орлиных гнезд. Их хозяева парят над узкой щелью каньона настолько высоко, что по размерам кажутся не больше сибирского гнуса. И даже спускаясь к своим высоко расположенным гнездам, не сильно увеличиваются в размере.

По каньону, где мы только что плыли, пройти, а тем более проехать, люди не могут. Зато к поляне, на которую мы выскочили, "снизу" уже ведет конная тропа, сюда заглядывают люди. Домов нет, но в джунглях дикороста частенько встречаются фруктовые деревья - абрикосы, груши, грецкие орехи.

Об этом «саде» мы знали еще в Гродно. Но не ведали, что все лето на поляне пасется стадо мелких коров под руководством злого быка. Нашему Саше Штену, собиравшему в лесу груши, повезло. Он вовремя заметил злую шельму, бросился к скале, вскарабкался на нее, сколько смог, и повис в полуметре от рогов. Хорошо, что пальцы выдержали. После этого никто из нас за фруктами не ходил.

Плыли параллельно с воронежскими туристами и за две недели успели подружиться. У них были два отличных певца с нестандартным, новым для нас репертуаром. Например, блатные песни молодого Розенбаума. Или веселая

Клавочка, вам водочки,     Или помидорчик,     Клавочка, позвольте     Вас на разговорчик!
    Как сомы под сваями     Вкруг твоей юбчонки     Крутятся да вертятся     Лысые мальчонки.

От них мы переняли бесшабашную, ныне и у нас известную  "На бронетранспортере":        Что снится нашим ворогам -    Нам это, брат, без разницы:    Как засандалим порохом,    Так дым пойдет из задницы!    Эгей, эгей, на бронетранспортере,    Эгей, эгей, на бронетранспортере!                                                              Эта песня на какой-то период времени стала нам  боевым кличем при штурме сложных порогов.

Воронежцы с удовольствием слушали наши "Леса Белоруссии", "А у полi вярба", «А я лягу-прылягу». Но большинство песен знали как мы, так и они. Поэтому старались останавливаться на ночлег рядом, чтобы вместе погонять чаи, поговорить за жизнь, послушать песни и попеть самим.

Вот и сейчас они остановились метрах в 800 ниже по течению - ближе не было удобного места. После ужина, как обычно, мы в полном составе отправились в гости. Все шло очень хорошо, но в час ночи меня стало клонить ко сну. Чтобы не портить общего веселья, ушел по-английски.

Огромная яркая луна светила прямо в лицо. Справа у ног рычал незасыпающий Чаткал, слева темнела стена деревьев и кустов. Осень уже высушила и сорвала с веток большинство листьев, и они гремели под ногами, словно жестяные. Настроение лирическое: душа поет, мурлыкаю только что услышанные песни. Как прекрасны такие минуты, как нужно  человеку, чтобы они были!

Серебряная лунища слепит глаза, и вдруг... Ох уж, это "и вдруг"!

Из глубины леса послышался приближающийся громкий шелест листьев и короткие грозные рыки. Мы знали, что в этих местах много медведей. Правда, не больших бурых, а их более мелких желтогрудых гималайских собратьев. Я остановился - и листья перестали шуршать. Пошел - снова громкий шелест и рыканье. Скрадывает меня, гад! Идет чуть вперед, на перехват! Стало неприятно, холодок пробежал по телу. Лирику как ветром сдуло, хотя эмоций стало еще больше. Хорошо хоть, что слышу, где он находится.

Думаю, что делать. Возвращаться? Далеко, все равно перехватит. Лучше пойду к близким уже своим палаткам. Хоть и брезентовые, но все-таки дома, и вряд ли у него хватит смелости и наглости зайти в лагерь. А если нападет прямо сейчас - прыгну в речку, вода донесет до лагеря воронежцев, а зверь авось не захочет ночью купаться. Здесь, правда, шивера, и в темноте проходить ее вплавь без спасжилета сложно. Ничего, крикну - помогут выбраться.

Пошел как можно тише, на цыпочках. Удалось. Шум охотника за мной прекратился. Ему в темноте леса невозможно двигаться бесшумно. Значит, стоит, прислушивается. Решает ту же задачу, что и я, только со своей стороны. Не дыша, подошел к лагерю и забрался в палатку. Тишина. Ну и ладно.

Скоро послышались голоса - возвращаются наши. Значит, конец моему приключению. Но слышу - ребята бегут. Вскочили ко мне в палатку и взволнованно шепчут: "За нами медведь гонится!" И тут же знакомые грохот листьев и рыканье приблизились к самой палатке и многозначительно затихли. Затаились и мы, но голова аж трещит: что делать? Дернулась и оторвалась растяжка, палатка чуть провисла. Для зверюги тонкий шнурок - нитка. Мы не дышим. Зато мощно, со свистом, наш невидимый враг втянул воздух, приставив нос к самому полотну палатки. С такими легкими ему бы катамаран надувать, а не нас вынюхивать!

Ждать своего конца не стали! Три человека, дико заорав, стуча веслами, выскочили из палатки и бросились к кострищу. Повернутые назад головы зафиксировали на темном фоне леса черное неподвижное пятно. За нами не бежит, но и не уходит, не испугался.

Костер давно уже погас, хотя угольки еще светились. Стали раздувать, не прекращая кричать и стучать железками. Черное пятно вышло из тени и превратилось... в быка!  Медленно, но уверенно, с грозным коротким порыкиванием двинулся он в нашу сторону. Намерения были ясными: покончить с интервентами.

В лунном свете бык выглядел прекрасно. Коренастый, мощный, остророгий - настоящий герой испанской корриды. Мы выдернули из земли острые костровые стойки. Уходить поздно, а деревья рядом хлипкие, не толще бутылки, человека не выдержат. Видимо, придется совершить ночной групповой прыжок в водяную мясорубку. Нападающему осталось пройти 5 метров, и...
Надеяться надо до конца! Садиста остановил последний аргумент - разгоревшиеся головешки. Первая, попавшая ему в бок, прерваала его наступательный ход, вторая заставила хоть и с достоинством, но все-таки удалиться в черноту леса...
Через 10 минут пришли наши остальные. Их почему-то бык пожалел, они ничего не видели, не слышали и явно не верили нашим горячим сбивчивым рассказам. Такого не может быть!

А вот с нами на Тянь-Шане такое произошло. Уже потом узнали, что этот бык - единственный сторож  "коровьего анклава". Люди сюда заходят редко, а волки и медведи - часто, особенно ночью. И глава стада должен быть постоянно на чеку, чтобы отразить все попытки хищников полакомиться его подопечными.

Поэтому отважный, яростный, сильный рогатый комок мышц всегда атакует первым. Судя по тому, что он жив, бегством приходится спасаться медведям, а не стаду. А мы сами виноваты в том, что забрались в его владения со своим уставом, нарушили правила поведения.

Утром специально пошли посмотреть на него издалека. Небольшой коренастый торо мирно щипал травку в окружении своих подруг.

Дай бог ему долгих лет жизни!
*Описаны события 1984 года.

Автор:  Александр ПЕТРОВ,мастер спорта СССР по туризму, Гродно.
Комментарии пользователей (3)
Оставьте ваш комментарий первым
Гость    3 Апреля 2012 в 21:13
Обижаете, Татьяна.
Это не частушки, а высокопатриотическая песня о презрении к врагам и нашей невероятной мощи:
Обыкновенная фигня
Все их поползновения:
У нас что люди, что броня
Крепки до офигения!
Но рад, что Вам понравилось.
Александр Петров.
Гость    26 Марта 2012 в 10:14
Александр, спасибо Вам за частушки (таких не слышала), за прекрасные фото быка - и в натуре и в бронзе и за лиричные воспоминания тех прекрасных минут, которые "должны быть у каждого человека". Пишите, пожалуйста, еще. Татьяна Дерябина.
Гость    28 Марта 2012 в 5:35
Во, блин, был на Чаткале в 82-м, но бык нас "не удостоил визитом". Жалко.
Дмитрий Воинов
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.