«Будем надеяться, что передадим детям менее потрепанный мир, чем сейчас»

0 1270 5 фев 2020

Мы уже говорили на важные темы, связанные с изменением климата, зелеными технологиями и зелеными инвестициями с послами Австрии, ВеликобританииШвеции, с постоянным координатором ООН в Беларуси. Наш новый разговор с Чрезвычайным и Полномочным Послом Итальянской республики в Беларуси Марио Джорджо Стефано Бальди.

В 2020 году в Италии пройдет PRECOP26 – предварительная климатическая конференция ООН. Таким образом Италия наравне с Великобританией станет государством, которое будет активно продвигать идеи трансформации мировой экономики, ее перехода на зеленые рельсы. Что означает значительное снижение мировых выбросов СО2, сокращение использования невозобновляемых источников энергии, поддержку зеленых технологий и зеленых инициатив.

Этой осенью в Минске состоялся третий белорусско-итальянский бизнес-форум по зеленой экономике, главным акцентом которого были управление отходами и использование возобновляемых источников энергии, а также энергоэффективности в гражданском и промышленном строительстве и сельском хозяйстве.

– Господин Бальди, как Вы оцениваете итоги этого форума? Каковы перспективы сотрудничества итальянского бизнеса с Беларусью по этим направлениям?

– Когда форум только зародился, тема зеленой экономики не была настолько актуальной. Смеем надеяться, что, в том числе, и наш форум внес свой вклад в продвижение зеленых идей в Беларуси.

Третий форум был самым многочисленным, он собрал более 200 участников из Италии и Беларуси. Мы впервые провели его в рамках выставки Energy EXPO. Это было для нас очень важно, потому что представители итальянских предприятий, которые приняли участие в форуме, смогли напрямую встретиться со своими белорусскими коллегами, обсудить с ними варианты сотрудничества. И это удалось.

Среди проектов, которые, мы надеемся, будут реализованы,  есть проект, связанный с железнодорожной логистикой. Его идея в том, чтобы создать логистический хаб в Бресте на так называемом Шелковом пути, который будет соединять Италию и Китай. Поезда будут доставлять грузы до Бреста, где они будут перегружаться на другие поезда, соответствующие железнодорожной системе этой части мира.

Еще один проект, который также имеет шансы на успех, связан с переработкой отходов,  из которых с помощью технологии выпаривания будут получать пеллеты для систем отопления. Это современное биотопливо, которое значительно сокращает необходимость использования невозобновляемых источников энергии.

Об успехе таких бизнес-форумов говорит тот факт, что мы уже начали подготовку к проведению следующего белорусско-итальянского экономического форума. То, что он будет проходить в Минске уже в четвертый раз, показывает последовательность и настойчивость, с которыми мы налаживаем экономические партнерские отношения между нашими странами.

В 2020 году мы, скорее всего, сделаем акцент на теме строительства, в том числе и модернизации домов, развития технологий энергосбережения, технологий умных домов, которые контролируют расходование электричества, воды и т.д. Это очень актуально для Беларуси, особенно для жилых домов, построенных в 50-60-е годы прошлого века.

Мне самому термин «смарт» не очень нравится. Создается впечатление, что все то, что не «смарт» – глупое.  Раньше были другие времена, не знакомые с современными технологиями. Это совсем не значит, что тогда люди были глупее. Просто сейчас само время более смарт. Будем надеяться, что передадим детям менее потрепанный мир, чем сейчас.

С каждым поколением мы переходим к более богатому миру, но, в то же время, более загрязненному. Беднеют наши леса, загрязняются наши реки и моря, недра. И мы должны что-то делать с этим.

– На третьем форуме уделялось внимание сотрудничеству Беларуси и Италии в  реализации концепции умных городов. Каковы достижения Италии в этом вопросе? Как ваши сограждане понимают эту концепцию и принимают ли ее?

– Сейчас все очень влюблены в это слово – смарт. Смартфоны, смарт-сити… Хотя, возможно, некоторые даже не понимают, что оно означает. Так концепция «умного города» связана, в первую очередь, с  организацией системы умного передвижения. Все хотели бы жить в умном городе, где нет пробок, где можно оплатить штрафы за неправильную парковку, не выходя из дома, но умный город – это также тот город, который его жители не загрязняют. Где правильно организована система утилизации отходов, где экономят воду и свет, где не выбрасывают отходы продуктов питания.

В конце концов, мы приходим к тому, что умный город очень похож на тот, в котором жили наши предки, которые внимательно относились к окружающей среде, к скоту, к животным, потому что они – источник продуктов питания. Город, где молоко разливали в стекло, а не в пластик. Смарт – не обязательно сверхсовременный. Но жить в умном городе, в то же время, сложнее.  Потому мое мнение, что горожане должны сами решать, какой город для них умный.

– Можно ли сказать, что у итальянских инвесторов есть устойчивый интерес к Беларуси? И если да, то на сколько им важна экологическая составляющая в тех проектах, которые они готовы поддерживать в нашей стране?

– Понятно, что и Беларусь, и Италия нуждаются в инвестициях, в том числе в области управления отходами, в продвижении энергоэффективных проектов, перехода на использование ВИЭ-технологий, в том числе электротранспорта.

Европа уже провозгласила свои амбициозные планы на то, чтобы стать супермощным лидером в области охраны окружающей среды. Лидером в том мире, где Китай, Индия, США значительно загрязняют атмосферу. Стать лидером, чтобы не столкнуться с теми последствиями, с которыми уже столкнулась Австралия, страны Африки, Венеция.

Когда я слышу, что защита окружающей среды – это роскошь, то хочу отметить, что это неправда. Те расходы, которые связаны с загрязнением природы, требуют гораздо больше средств, чем те, которые нужны, чтобы ее охранять.

Европейский Союз планирует инвестировать 1 триллион евро в то, чтобы к 2050 году стать климатически нейтральным континентом. Это очень амбициозная цель. Но она достижима.

Надеюсь, что Беларусь – как европейская страна – не опоздает на этот поезд. Это поезд будущего. На мой взгляд, в Беларуси есть и положительные и отрицательные моменты, связанные с развитием идей зеленой экономики. В вашей стране существует очень внимательное отношение к окружающей среде. Я был в Беловежской пуще – это ваше богатство. Ваши люди сердечно относятся к своей природе, к своим недрам.

Однако от СССР вам достались традиции тяжелой промышленности, традиции использования угля и других невозобновляемых источников энергии. К сожалению, все еще далеко от совершенства обращение с отходами. Но, надеюсь, будущее поколение белорусов все изменит. Потому что вкладывать в зеленые технологии – значит преумножать свои ресурсы.

Для этого у вас есть инвестиционная поддержка Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития, которые реализуют свои проекты в Беларуси. Думаю, ваша страна заинтересована в этой поддержке и выберет зеленый путь развития.

Если честно, меня сегодня больше беспокоят азиатские страны, американский континет – те страны, которые еще не достаточно работают со своими гражданами и не предпринимают  достаточно усилий для защиты окружающей среды. Именно поэтому конференции сторон конвенции ООН по климату – очень важный инструмент, который призван обратить внимание всех стран на проблему, с которой столкнулось человечество.

– В одном из своих первых интервью в Беларуси вы сказали, что у итальянского бизнеса в Беларуси есть большое поле деятельности в таких традиционных для Италии сферах как 3F – food, fashion and furniture (еда, мода, мебель). В каких еще сферах Вы видите потенциал сотрудничества беларусских и итальянских бизнесов?

– Помимо этих традиционных областей в итальянском экспорте также занимает высокое место экспорт технологий. Например, мы – европейский лидер по производству солнечных панелей. И это не удивительно, у нас много солнца. Но и у вас также можно получать энергию от солнца. Для этого нужны технологии и желание.

Всем нам нужно стать более зелеными в нашем поведении. Мы должны обращаться к тем, кто находится у руководства, чтобы они также принимали более зеленые решения, изменяли парадигму развития экономики, уделяли больше внимания зеленым аспектам, устойчивому развитию.

Зеленый образ жизни – это не роскошь, это не то же самое, что иметь кожаную сумку и свитер из кашемира, это необходимость. Надеюсь, это поймут и производители, снижая стоимость зеленых товаров. К сожалению, сегодня все еще дешевле купить машину на бензине, чем электрокар.

Но какие-то зеленые шаги экономика Италии уже делает. У нас сейчас принимается налог на пластик, что значит, что за товары, упакованные в пластик, ты заплатишь больше. Ты платишь за пакеты в супермаркете, больше платишь за воду, если покупаешь ее в магазинной таре, и меньше – если покупаешь в свою,

Я часто бываю в Германии и наблюдаю, как там работает такой инструмент как залоговая стоимость пластиковой тары. Купив в баре бутылку колы, я могу вернуть ее, получив назад часть стоимости напитка – 10 евроцентов. Это стимулирует, особенно молодых людей.

– Вы были руководителем отдела МИД Италии, который занимался вопросами оказания чрезвычайной помощи при последствиях разных катастроф, в том числе и природных. Скажите, в Вашу бытность на этом посту вы замечали, как часто приходилось встречаться с такого рода катастрофами?

– Многие катастрофы и ЧП, в том числе, природного характера, сильно влияют на людей, их образ жизни. Взять, к примеру, Эль Ниньо, которое серьезно повлияло на сельское хозяйство, на доступ людей к водным ресурсам. Люди вынуждены были покидать свои дома. Стали климатическими беженцами. 

Надеюсь, что мы сможем преодолеть эти проблемы. Двадцатый век стал веком дикой индустриализации, развития автотранспорта и авиатранспорта, но он же стал пусковым механизмом тех проблем, с которыми мы столкнулись сегодня. Этот прогресс нанес серьезный ущерб окружающей среде.

Надеюсь, что в XXI веке мы сможем найти компромисс между развитием и уважительным отношением к окружающей среде.

– Господин Бальди, как Вы сами ищете эти компромиссы? Вы лично придерживаетесь идей осознанного потребления, например?

– Я использую бумагу повторно, печатаю черновики на обратной стороне использованных листов. К сожалению, я принадлежу к тому поколению, которому все еще нужно распечатывать текст на бумаге. Но я делаю это очень экономно.

Я стараюсь собирать мусор раздельно. Хотя в Беларуси это нелегко. Человек может собирать мусор раздельно, но когда видит, что его увозят в одной машине, желание проходит.

Моей дочери 20 лет. И она давно не покупает воду в пластиковых бутылках, а носит с собой бутылку, которую постоянно наполняет.

В этом заключается наша задача, как граждан, – обучать и воспитывать и себя, чтобы общество и экономика приспосабливались к этим идеям, становились более зелеными.

Сложно оценить,  значителен ли тот вклад, который я могу сделать как гражданин. Могу говорить с вами на эти темы. Могу привозить сюда представителей зеленого бизнеса, которые поделятся своими наработками, технологиями, своими взглядами на уважительное отношение к ресурсам и окружающей среде. Это такие маленькие кирпичики, из которых строится важное понимание ответственности всех нас перед будущими поколениями.

Источник: greenbelarus.info

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.