Что известно о водном пути Е-40?

0 658 3 Апр 2019

Масштабный план — пустить крупнотоннажные корабли по Висле, Припяти и Днепру от моря к морю — угрожает уничтожить дикую природу Полесья. О том, как пытаются реализовать E-40 и как общественные организации этому противостоят, рассказывает координатор кампании «Стоп Е-40» Ольга Каскевич.

Что такое проект водного пути Е-40?

Е-40 — проект строительства судоходной трассы длиной более 2000 км, который хотят проложить по Висле, Припяти и Днепру, чтобы соединить Балтийское и Черное моря. Инициаторы проекта говорят «восстановление», поскольку магистральный водный путь Е-40 (по маршруту Гданьск–Варшава–Брест–Пинск–Мозырь–Киев–Херсон) существует на бумаге с 1996 года. Вот только от Варшавы до Бреста он не судоходен, поэтому планы по «восстановлению» Е-40 предполагают строительство обводного канала в Польше, шести-семи плотин и шлюзов на Припяти, а также углубительные работы по всему маршруту, для того чтобы по нашим рекам могли ходить многотоннажные суда класса «река–море». 

5c89fe8c2a5d4255107a7f8a@2x.jpg

На карте отмечены особо охраняемые природные территории, которые пострадают, если будет построен водный путь Е-40, который изменит гидрологический режим Полесья


Инициаторами строительства Е-40 выступила коалиция организаций из трех стран (Беларуси, Польши и Украины) во главе с РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь», Морским институтом в Гданьске, Министерством транспорта Беларуси и Министерством инфраструктуры Украины.

Что сегодня известно о планах по строительству водной трассы Е-40?

1. Инициаторы проекта выбрали для реализации «тактику салями»

Лоббисты Е-40 пытаются получить разрешение на строительство отдельных частей водной трассы международного значения Е-40, избегая таким образом необходимости проведения Стратегической экологической оценки. Кроме того, легче найти финансирование для отдельных «маленьких» проектов, чем одного очень крупного. 

На сегодня началось проектирование речного хаба в белорусских Нижних Жарах на Днепре у границы с Украиной (Рамсарское водно-болотное угодье международного значения). В рамках межправительственного соглашения запланированы работы по дноуглублению на Днепре и Припяти. 

С другого конца маршрута в это же время Польша строит судоходный канал через Балтийскую косу в Вислянском заливе. Площадь уже появившегося насыпного острова — 181 га — является частью судоходного канала через косу длиной в 1 км, которая предполагает также перемещение судов класса «река–море» длиной 100 и шириной 20 метров. Строительство началось в ноябре 2018 года, планируется к завершению в 2022-м. 

Стоимость проекта — 236 млн долларов, но он экономически нецелесообразен, так как рядом с Эльблонгом есть порты Гдыни и Гданьска. Недавно стало известно, что эти планы не одобрил Брюссель: Еврокомиссия запретила дальнейшие работы по проекту, усомнившись в его необходимости.

2. Строительство речного хаба в Нижних Жарах и работы по дноуглублению на Днепре и Припяти проходят по документам как элементы строительства водной трассы Е-40. В виде инвестпроектов они отправлены в европейские инвестиционные банки

Лишь недавно общественная кампания «Стоп Е-40» получила дорожную карту Министерства транспорта Беларуси и Министерства инфраструктуры Украины до 2021 года по улучшению судоходства на реках Днепр и Припять в рамках проекта строительства международного водного пути Е-40 и меморандум о строительстве водного пути Е-40 между Администрацией морских портов Украины (АМПУ) и ЗАО «Белтопэнерго». Согласно этим документам, участок рек Днепр Нижние Жары — устье реки Припяти — г. Киев планируется привести к классу судоходности международного значения Vb, соответственно увеличив габариты рек для прохода судов класса «река–море» и построив портовую инфраструктуру.

5c3c3bdd2a5d4255107a7da7.jpg

В 2016 году Министерство морского хозяйства и внутренних водных путей Польши опубликовало черновик «Планы польских водных путей на 20162020 с перспективой до 2030» (The Polish inland waterway plans for 2016–2020 with perspective to 2030). План предлагает масштабную разработку внутренних водных путей Е-30, Е-40 и Е-70 по рекам Одре и Висле, сделав их путями международного класса для перевозок от моря до моря.

Что касается польской части, экологическое сообщество Koalicja Ratujmy Rzeki вместе с другими организациями, учеными и местными властями опубликовали свое обращение к правительству Польши, президенту Всемирного банка, Европейскому банку развития и президенту Европейской комиссии с просьбой пересмотреть свое участие в этом и подобных проектах. Они предлагают учесть то (должную оценку ущерба от проекта не произвели), что заявленные экономические эффекты абсолютно нереалистичны, выгоду получат только отдельные строительные и инженерные организации, разрушив при этом речные долины и поймы рек, нанеся огромный вред охраняемым природным территориям и местам обитания разных видов животных и птиц, а также местным жителям и всей Польше.

Планы напоминают, возможно, непреднамеренно, предложения СССР по поворачиванию сибирских рек. Доверие к этим предложениям было потеряно из-за потенциальных экологических и социальных последствий.

Ресурсы на Е-40 планируется брать из европейских структур, европейских инвестиционных банков, а также любых других организаций, включая местные заинтересованные коммерческие компании или любых других партнеров. Однако международные корпорации потеряли интерес к проекту.

3. Сокрытие информации от обсуждения с общественностью вопреки национальному законодательству и Орхусской конвенции

В одном из пунктов Меморандума, подписанного 17 декабря 2018 между АМПУ и ЗАО «Белтопэнерго», была подчеркнута важность неразглашения информации планируемой деятельности и ее сокрытие от третьих лиц. Стороны приняли решение не разглашать и никаким способом не предоставлять «третьим сторонам» информацию о подготовке строительства водного пути. Такая позиция является грубым нарушением законодательства, помимо того, как мы сообщали ранее, проект является потенциально опасным с точки зрения охраны природы.

5c69c4b0f1f8b80c58000bc7.jpg

В 2017 году впервые  состоялась акция – сплав на байдарках по рекам Случи и Припяти ко Дню окружающей среды, чтобы привлечь внимание к защите Полесья в связи с планами по строительству водного канала 


Ни один высший орган исполнительной власти в Украине не обсуждал проект с общественностью. В Беларуси проект водного пути Е-40 упоминался лишь единожды в Национальной стратегии по водным ресурсам до 2030 года, которая выносилась на обсуждение Минприроды. На многочисленные запросы в причастные к проекту ведомства нам не предоставили ответы о том, на каком этапе обсуждения находится проект, ссылаясь на окончание работы над концепцией в 2015 году (Технико-экономическое обоснование).

4. Пробы заручиться поддержкой для проекта на самом высшем уровне у глав государств и ЕЭК ООН

За последний год была проведена серия заседаний и круглых столов, которые затрагивали вопрос Е-40: бассейновые советы по Западному Бугу, Припяти и Днепру, а также обсуждение Национальной стратегии по воде 2030 с попыткой включить строительство Е-40 во всевозможные правительственные документы.

  • 25–27 октября 2018 года состоялся I Форум регионов Беларуси и Украины, на котором министерства транспорта двух стран и исполнительные комитеты Гомельской и Брестской областей активно представляли развитие водного пути Е-40 как перспективный проект перед президентами Александром Лукашенко и Петром Порошенко. Представителей общественности на оба заседания не допустили.
  • 25–26 октября 2018 года в Мозыре прошел круглый стол по вопросам развития речного судоходства между Республикой Беларусь и Украиной под председательством Алексея Авраменко. Делегация Херсонщины еще раз акцентировала внимание участников мероприятия на проекте под названием «Водные ворота Украины». Проект предусматривает восстановление водного пути Е-40 путем проведения дноуглубительных работ компанией «Нибулон» для дальнейшего внедрения контейнерных перевозок и транспортировки навалочных грузов по реке Днепр в Республику Беларусь (потенциальный грузооборот до 25 млн тонн в год).

Заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь заявил о водном пути Е-40 на последнем заседании Бассейнового совета по управлению рекой Западный Буг: «Никакие инфраструктурные проекты не будут реализовываться в ущерб окружающей среде, только чтобы получить финансирование. И это логично, учитывая, что даже их экономическую выгоду трудно обосновать, полноценной навигации нет уже который год с середины июля, и дноуглублением проблема не решится, вода не появится в реках».

 5c0abf652a5d427e5e6f774d.png
 Карта с примерным размещением шлюзов на реке Припяти, согласно данным проекта ТЭО 


5. Водный путь Е-40 не вошел в сеть TEN-T и не интересен для дальнейшего финансирования

Проект Е-40 не поддерживается Европейской комиссией и не стал частью проекта транспортной сети TEN-T. Как сообщила Еврокомиссия, технико-экономическое обоснование «восстановления» внутреннего водного пути Е-40 Днепр–Висла было сделано в 2013–2015 гг. Тогда оно финансировалось ЕС по проекту трансграничного сотрудничества Польши, Беларуси и Украины. Никакие дальнейшие действия на данном этапе не финансируются и не планируются официальными структурами ЕС.

Индикативный план действий по трансъевропейской транспортной сети (TEN-T) для Восточного партнерства, обнародованный недавно, также не включает участки внутреннего водного пути E40, образованного верховьями реки Днепр в Украине и рекой Припять в Беларуси. Такое решение было принято по экологическим и экономическим соображениям.

Заранее ясно, что строительство водного пути будет сопровождаться колоссальными изменениями гидрологического режима в пределах особо охраняемых природных территорий республиканского и международного значения: территорий Изумрудной сети под эгидой Бернской конвенции, Рамсарских угодий и ТВП. Такое строительство не может быть осуществлено без потери ценности этих территорий. Польский компонент проекта, учитывая его характер и масштаб, должен быть предметом соответствующей экологической оценки по критериям Natura 2000, а также должен отвечать Водной рамочной директиве ЕС (Directive 2000/60/EC, OJ L 327, 22.12.2000, p. 1-73).

Напомним, что Минприроды Украины видит угрозу в проекте водного пути через реки Припять и Днепр и указывает на его бесперспективность, если процесс будет продолжаться в законном поле. Впрочем, на этот счет существуют серьезные сомнения, ведь проект лоббируется представителями президентской партии Украины, а процесс согласования тщательно скрывают от украинской и белорусской общественности.

5c8a3efb2a5d4255107a7f93@2x.jpg

Ежегодная акция «Припять дай пять» в 2018 году собрала более 50 байдарок против строительства водного пути Е40

Возможен ли Е40 как часть инициативы «Пояс и дорога» (BRI — Belt and Road Initiative) — восстановление древнего Шёлкового пути?

С одной стороны, проект водного пути Е40 укладывается в намеченный путь нового Шёлкового пути, который соединяет Нидерланды с Турцией через Украину. С другой стороны, путь Е40 не является ключевым звеном коммуникации Нидерландов с Турцией и может быть заменен наземными перевозками по уже существующим автомагистралям и железнодорожным путям. Кампания за отмену разработки и строительства водного пути StopE40 и Save Polesia выражает свои опасения: если финансирование проекта будет получено в рамках BRI от азиатского банка AIIB, то появляется большой риск того, что экологические и социальные последствия от реализации проекта Е40 не получат должного внимания и будут проигнорированы. В 2015 году США выражали свои сомнения о том, что AIIB в состоянии соблюдать высокие стандарты в управлении угрозами для окружающей среды:

Based on many discussions, we have concerns about whether the AIIB will meet these high standards, particularly related to governance, and environmental and social safeguards. — The Guardian. 

5b72f7c1e9e37b92e56152d2.jpgРека Припять с высоты птичьего полета. Фото: В. Малышчиц 

Белорусский экологическая коалиция направила жалобу против внутреннего водного пути E40 в Европейский Союз в 2018 году. Экологи призывали ЕС признать петицию, подписанную более 25 000 человек, о прекращении проекта, который соединит Балтийское и Черное моря. Апелляция была направлена от имени 45 неправительственных организаций и ряда местных жителей из трех стран: Беларуси, Украины и Польши. Онлайн-петиции подписали также 23 371 резидентов Польши.

Защитники Полесья обращают внимание инвесторов на крайне неблагоприятные последствия реализации проекта E40 и призывают к окончательному отказу от планов по финансированию проекта.

Как я могу помочь?

Вы можете подписать петицию, адресованную правительствам Польши, Беларуси и Украины. Решение по этому вопросу еще не принято, и ваш голос может на него повлиять. Если вы представляете какое-либо юридическое лицо, вы можете присоединиться к заявлению для организаций.

5b72f7f2e9e37b92e56152f9.png

Вы можете лично рассказать об этой проблеме своим родным и близким. И, конечно, вы можете поставить лайк или сделать репост в социальных сетях — чем больше людей будет знать об этом вопросе, тем больше шансов, что судьбоносные решения будут приниматься не в кулуарах, а с нашим участием.

Чем ценна Припять и Полесье?

Припять — одна из наименее испорченных человеком крупных рек в Европе, и вся жизнь Полесья неразрывно связана с ней. 

В пойме Припяти ежегодно 1,5 млн птиц набираются сил во время миграции, а всего на Полесье зарегистрировано более 90% от общего количества видов птиц Беларуси. 

Здесь находится много редких биотопов, например, уникальные пойменные дубравы и черноольховые леса, здесь живет большое количество охраняемых видов животных и растений, многие из которых занесены в Красную Книгу Республики Беларусь. 

А еще Полесье — это болота, которые поглощают в 20 раз больше СО2, чем леса той же площади, и которые могут сильно пострадать из-за изменения гидрологического режима в регионе. 

Водный путь Е-40 затронет одни из самых ценных природных территорий Беларуси: национальный парк «Припятский», Полесский радиационно-экологический заповедник, 11 республиканских заказников и шесть местных. Из этих объектов 12 имеют международное значение.


Источник: bahna.land

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.