Что известно о водном пути Е-40?
Масштабный план — пустить крупнотоннажные корабли по Висле, Припяти и Днепру от моря к морю — угрожает уничтожить дикую природу Полесья. О том, как пытаются реализовать E-40 и как общественные организации этому противостоят, рассказывает координатор кампании «Стоп Е-40» Ольга Каскевич.
Что такое проект водного пути Е-40?
Е-40 — проект строительства судоходной трассы длиной более 2000 км, который хотят проложить по Висле, Припяти и Днепру, чтобы соединить Балтийское и Черное моря. Инициаторы проекта говорят «восстановление», поскольку магистральный водный путь Е-40 (по маршруту Гданьск–Варшава–Брест–Пинск–Мозырь–Киев–Херсон) существует на бумаге с 1996 года. Вот только от Варшавы до Бреста он не судоходен, поэтому планы по «восстановлению» Е-40 предполагают строительство обводного канала в Польше, шести-семи плотин и шлюзов на Припяти, а также углубительные работы по всему маршруту, для того чтобы по нашим рекам могли ходить многотоннажные суда класса «река–море».
На карте отмечены особо охраняемые природные территории, которые пострадают, если будет построен водный путь Е-40, который изменит гидрологический режим Полесья
Инициаторами строительства Е-40 выступила коалиция организаций из трех стран (Беларуси, Польши и Украины) во главе с РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь», Морским институтом в Гданьске, Министерством транспорта Беларуси и Министерством инфраструктуры Украины.
Что сегодня известно о планах по строительству водной трассы Е-40?
1. Инициаторы проекта выбрали для реализации «тактику салями»
Лоббисты Е-40 пытаются получить разрешение на строительство отдельных частей водной трассы международного значения Е-40, избегая таким образом необходимости проведения Стратегической экологической оценки. Кроме того, легче найти финансирование для отдельных «маленьких» проектов, чем одного очень крупного.
На сегодня началось проектирование речного хаба в белорусских Нижних Жарах на Днепре у границы с Украиной (Рамсарское водно-болотное угодье международного значения). В рамках межправительственного соглашения запланированы работы по дноуглублению на Днепре и Припяти.
С другого конца маршрута в это же время Польша строит судоходный канал через Балтийскую косу в Вислянском заливе. Площадь уже появившегося насыпного острова — 181 га — является частью судоходного канала через косу длиной в 1 км, которая предполагает также перемещение судов класса «река–море» длиной 100 и шириной 20 метров. Строительство началось в ноябре 2018 года, планируется к завершению в 2022-м.
Стоимость проекта — 236 млн долларов, но он экономически нецелесообразен, так как рядом с Эльблонгом есть порты Гдыни и Гданьска. Недавно стало известно, что эти планы не одобрил Брюссель: Еврокомиссия запретила дальнейшие работы по проекту, усомнившись в его необходимости.
2. Строительство речного хаба в Нижних Жарах и работы по дноуглублению на Днепре и Припяти проходят по документам как элементы строительства водной трассы Е-40. В виде инвестпроектов они отправлены в европейские инвестиционные банки
Лишь недавно общественная кампания «Стоп Е-40» получила дорожную карту Министерства транспорта Беларуси и Министерства инфраструктуры Украины до 2021 года по улучшению судоходства на реках Днепр и Припять в рамках проекта строительства международного водного пути Е-40 и меморандум о строительстве водного пути Е-40 между Администрацией морских портов Украины (АМПУ) и ЗАО «Белтопэнерго». Согласно этим документам, участок рек Днепр Нижние Жары — устье реки Припяти — г. Киев планируется привести к классу судоходности международного значения Vb, соответственно увеличив габариты рек для прохода судов класса «река–море» и построив портовую инфраструктуру.
В 2016 году Министерство морского хозяйства и внутренних водных путей Польши опубликовало черновик «Планы польских водных путей на 2016–2020 с перспективой до 2030» (The Polish inland waterway plans for 2016–2020 with perspective to 2030). План предлагает масштабную разработку внутренних водных путей Е-30, Е-40 и Е-70 по рекам Одре и Висле, сделав их путями международного класса для перевозок от моря до моря.
Что касается польской части, экологическое сообщество Koalicja Ratujmy Rzeki вместе с другими организациями, учеными и местными властями опубликовали свое обращение к правительству Польши, президенту Всемирного банка, Европейскому банку развития и президенту Европейской комиссии с просьбой пересмотреть свое участие в этом и подобных проектах. Они предлагают учесть то (должную оценку ущерба от проекта не произвели), что заявленные экономические эффекты абсолютно нереалистичны, выгоду получат только отдельные строительные и инженерные организации, разрушив при этом речные долины и поймы рек, нанеся огромный вред охраняемым природным территориям и местам обитания разных видов животных и птиц, а также местным жителям и всей Польше.
Ресурсы на Е-40 планируется брать из европейских структур, европейских инвестиционных банков, а также любых других организаций, включая местные заинтересованные коммерческие компании или любых других партнеров. Однако международные корпорации потеряли интерес к проекту.Планы напоминают, возможно, непреднамеренно, предложения СССР по поворачиванию сибирских рек. Доверие к этим предложениям было потеряно из-за потенциальных экологических и социальных последствий.
3. Сокрытие информации от обсуждения с общественностью вопреки национальному законодательству и Орхусской конвенции
В одном из пунктов Меморандума, подписанного 17 декабря 2018 между АМПУ и ЗАО «Белтопэнерго», была подчеркнута важность неразглашения информации планируемой деятельности и ее сокрытие от третьих лиц. Стороны приняли решение не разглашать и никаким способом не предоставлять «третьим сторонам» информацию о подготовке строительства водного пути. Такая позиция является грубым нарушением законодательства, помимо того, как мы сообщали ранее, проект является потенциально опасным с точки зрения охраны природы.
В 2017 году впервые состоялась акция – сплав на байдарках по рекам Случи и Припяти ко Дню окружающей среды, чтобы привлечь внимание к защите Полесья в связи с планами по строительству водного канала
Ни один высший орган исполнительной власти в Украине не обсуждал проект с общественностью. В Беларуси проект водного пути Е-40 упоминался лишь единожды в Национальной стратегии по водным ресурсам до 2030 года, которая выносилась на обсуждение Минприроды. На многочисленные запросы в причастные к проекту ведомства нам не предоставили ответы о том, на каком этапе обсуждения находится проект, ссылаясь на окончание работы над концепцией в 2015 году (Технико-экономическое обоснование).
4. Пробы заручиться поддержкой для проекта на самом высшем уровне у глав государств и ЕЭК ООН
За последний год была проведена серия заседаний и круглых столов, которые затрагивали вопрос Е-40: бассейновые советы по Западному Бугу, Припяти и Днепру, а также обсуждение Национальной стратегии по воде 2030 с попыткой включить строительство Е-40 во всевозможные правительственные документы.
- 25–27 октября 2018 года состоялся I Форум регионов Беларуси и Украины, на котором министерства транспорта двух стран и исполнительные комитеты Гомельской и Брестской областей активно представляли развитие водного пути Е-40 как перспективный проект перед президентами Александром Лукашенко и Петром Порошенко. Представителей общественности на оба заседания не допустили.
- 25–26 октября 2018 года в Мозыре прошел круглый стол по вопросам развития речного судоходства между Республикой Беларусь и Украиной под председательством Алексея Авраменко. Делегация Херсонщины еще раз акцентировала внимание участников мероприятия на проекте под названием «Водные ворота Украины». Проект предусматривает восстановление водного пути Е-40 путем проведения дноуглубительных работ компанией «Нибулон» для дальнейшего внедрения контейнерных перевозок и транспортировки навалочных грузов по реке Днепр в Республику Беларусь (потенциальный грузооборот до 25 млн тонн в год).
Заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь заявил о водном пути Е-40 на последнем заседании Бассейнового совета по управлению рекой Западный Буг: «Никакие инфраструктурные проекты не будут реализовываться в ущерб окружающей среде, только чтобы получить финансирование. И это логично, учитывая, что даже их экономическую выгоду трудно обосновать, полноценной навигации нет уже который год с середины июля, и дноуглублением проблема не решится, вода не появится в реках».
Карта с примерным размещением шлюзов на реке Припяти, согласно данным проекта ТЭО
5. Водный путь Е-40 не вошел в сеть TEN-T и не интересен для дальнейшего финансирования
Проект Е-40 не поддерживается Европейской комиссией и не стал частью проекта транспортной сети TEN-T. Как сообщила Еврокомиссия, технико-экономическое обоснование «восстановления» внутреннего водного пути Е-40 Днепр–Висла было сделано в 2013–2015 гг. Тогда оно финансировалось ЕС по проекту трансграничного сотрудничества Польши, Беларуси и Украины. Никакие дальнейшие действия на данном этапе не финансируются и не планируются официальными структурами ЕС.
Индикативный план действий по трансъевропейской транспортной сети (TEN-T) для Восточного партнерства, обнародованный недавно, также не включает участки внутреннего водного пути E40, образованного верховьями реки Днепр в Украине и рекой Припять в Беларуси. Такое решение было принято по экологическим и экономическим соображениям.
Заранее ясно, что строительство водного пути будет сопровождаться колоссальными изменениями гидрологического режима в пределах особо охраняемых природных территорий республиканского и международного значения: территорий Изумрудной сети под эгидой Бернской конвенции, Рамсарских угодий и ТВП. Такое строительство не может быть осуществлено без потери ценности этих территорий. Польский компонент проекта, учитывая его характер и масштаб, должен быть предметом соответствующей экологической оценки по критериям Natura 2000, а также должен отвечать Водной рамочной директиве ЕС (Directive 2000/60/EC, OJ L 327, 22.12.2000, p. 1-73).
Напомним, что Минприроды Украины видит угрозу в проекте водного пути через реки Припять и Днепр и указывает на его бесперспективность, если процесс будет продолжаться в законном поле. Впрочем, на этот счет существуют серьезные сомнения, ведь проект лоббируется представителями президентской партии Украины, а процесс согласования тщательно скрывают от украинской и белорусской общественности.
Ежегодная акция «Припять дай пять» в 2018 году собрала более 50 байдарок против строительства водного пути Е40
Возможен ли Е40 как часть инициативы «Пояс и дорога» (BRI — Belt and Road Initiative) — восстановление древнего Шёлкового пути?
С одной стороны, проект водного пути Е40 укладывается в намеченный путь нового Шёлкового пути, который соединяет Нидерланды с Турцией через Украину. С другой стороны, путь Е40 не является ключевым звеном коммуникации Нидерландов с Турцией и может быть заменен наземными перевозками по уже существующим автомагистралям и железнодорожным путям. Кампания за отмену разработки и строительства водного пути StopE40 и Save Polesia выражает свои опасения: если финансирование проекта будет получено в рамках BRI от азиатского банка AIIB, то появляется большой риск того, что экологические и социальные последствия от реализации проекта Е40 не получат должного внимания и будут проигнорированы. В 2015 году США выражали свои сомнения о том, что AIIB в состоянии соблюдать высокие стандарты в управлении угрозами для окружающей среды:
Based on many discussions, we have concerns about whether the AIIB will meet these high standards, particularly related to governance, and environmental and social safeguards. — The Guardian.
Река Припять с высоты птичьего полета. Фото: В. Малышчиц
Белорусский экологическая коалиция направила жалобу против внутреннего водного пути E40 в Европейский Союз в 2018 году. Экологи призывали ЕС признать петицию, подписанную более 25 000 человек, о прекращении проекта, который соединит Балтийское и Черное моря. Апелляция была направлена от имени 45 неправительственных организаций и ряда местных жителей из трех стран: Беларуси, Украины и Польши. Онлайн-петиции подписали также 23 371 резидентов Польши.
Защитники Полесья обращают внимание инвесторов на крайне неблагоприятные последствия реализации проекта E40 и призывают к окончательному отказу от планов по финансированию проекта.
Как я могу помочь?
Вы можете подписать петицию, адресованную правительствам Польши, Беларуси и Украины. Решение по этому вопросу еще не принято, и ваш голос может на него повлиять. Если вы представляете какое-либо юридическое лицо, вы можете присоединиться к заявлению для организаций.
Вы можете лично рассказать об этой проблеме своим родным и близким. И, конечно, вы можете поставить лайк или сделать репост в социальных сетях — чем больше людей будет знать об этом вопросе, тем больше шансов, что судьбоносные решения будут приниматься не в кулуарах, а с нашим участием.
Чем ценна Припять и Полесье?
Припять — одна из наименее испорченных человеком крупных рек в Европе, и вся жизнь Полесья неразрывно связана с ней.
В пойме Припяти ежегодно 1,5 млн птиц набираются сил во время миграции, а всего на Полесье зарегистрировано более 90% от общего количества видов птиц Беларуси.
Здесь находится много редких биотопов, например, уникальные пойменные дубравы и черноольховые леса, здесь живет большое количество охраняемых видов животных и растений, многие из которых занесены в Красную Книгу Республики Беларусь.
А еще Полесье — это болота, которые поглощают в 20 раз больше СО2, чем леса той же площади, и которые могут сильно пострадать из-за изменения гидрологического режима в регионе.
Водный путь Е-40 затронет одни из самых ценных природных территорий Беларуси: национальный парк «Припятский», Полесский радиационно-экологический заповедник, 11 республиканских заказников и шесть местных. Из этих объектов 12 имеют международное значение.
Источник: bahna.land
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.