«Экодом»: Мингорисполком нарушил законодательство о растительном мире
В конце прошлой недели произошло долгожданное событие – в Минске впервые в Беларуси были утверждены девять схем озелененных территорий общего пользования, по одной для каждого района столицы.
Утверждения этих важных для качества окружающей среды большого города документов общественность добивалась более двух лет: с момента, когда данные схемы появились в Законе Республики Беларусь «О растительном мире».
Однако то, как на практике в Минске проходило утверждение схем озелененных территорий общего пользования, вызывает глубокое разочарование у экологов.
Они отмечают, что часть пятая статьи 33-1 Закона «О растительном мире» совершенно недвусмысленно гласит: «Проект схемы озелененных территорий общего пользования подлежит общественным обсуждениям в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды».
Но данную норму Мингорисполком исполнять отказался. Общественного обсуждения схем не проводилось. В оправдание своей позиции Мингорисполком сослался на недоступные общественности «письма с разъяснениями» из Минархитектуры и Минприроды.
«Экодом» считает, что никакие письма, пусть даже двух министерств, отменить необходимость выполнения предельно ясного и конкретного требования Закона – не могут.
«Кроме того, отсутствие общественного обсуждения проектов схем озелененных территорий общего пользования привело к невозможности для граждан и юридических лиц инициировать общественную экологическую экспертизу данных проектов», – уточняет член совета общественного объединения «Экодом» юрист Григорий Федоров.
Общественное обсуждение в июле 2018 года было проведено лишь в отношении экологических докладов по стратегической экологической оценке схем озелененных территорий общего пользования.
Не имея возможности обсудить проекты самих схем, жители всех девяти районов Минска приняли активное участие в обсуждении экодокладов, прислав десятки замечаний и предложений. Подавляющее большинство предложений, а в некоторых районах абсолютно все, были отвергнуты, зачастую с более чем странной аргументацией. Власти ссылались на некое «техническое задание», неразработанные планы детального планирования, отсутствие у озелененной территории «статуса» (хотя статус придается как раз путем включения в схему), отнесение придомовых и внутриквартальных территорий к территориям «ограниченного пользования» (что противоречит действующему законодательству) и т.д.
В итоге в утвержденные схемы попали далеко не все имеющиеся в Минске озелененные территории общего пользования. Фактически в схему включены лишь уже имевшие статус парки, скверы, лесопарки и бульвары. Все остальные озелененные территории остались без охранного статуса.
По мнению общественного объединения, попирая действующее законодательство и не желая обсуждать проекты схем с общественностью, Мингорисполком недвусмысленно намекает на будущую «уплотнительную» застройку и вырубку не попавших в схемы озелененных территорий, что, безусловно, станет почвой для новых социальных конфликтов в городе.
«Экодом» планирует направить жалобы по факту нарушения прав общественности на участие в принятии экологически значимых решений.
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.