Экологическое самоубийство: кто и зачем уничтожает хищных птиц в Беларуси?

Андрей Бородин
заместитель редактора Wildlife.by
7 8386 20 мар 2017

До 1964 года хищные птицы в СССР, а значит, и на территории Беларуси фактически были вне закона. За отстрел ястребов (тетеревятника и перепелятника), а также болотного луня и филина даже выплачивались премии. Затем, после ожесточенной полемики ученых-орнитологов и охотников, победил здравый смысл: преследование всех хищных птиц на государственном уровне прекратилось, был принят закон об их охране. Но враждебное отношение к хищным птицам время от времени снова дает о себе знать.

В этом плане показательна судьба белорусского беркута: по всей Европе численность данного вида растет, а у нас она, наоборот, сокращается, причем катастрофическими темпами. На сегодняшний день в Беларуси гнездится всего несколько пар. При этом хватает и корма, и мест для постройки гнезда (благодаря усилиям орнитологов на крупных верховых болотах Витебской области появились десятки специальных платформ).

Напрашивается вывод, что беркутов незаконно отстреливают охотники, которые видят в них своих прямых конкурентов, ведь эти крупные хищники питаются тетеревиными птицами и зайцами, т.е. одной из самых популярных разновидностей дичи. При этом забывается истина, которую можно найти в любом школьном учебнике: хищники (и птицы не исключение) добывают прежде всего больных и ослабленных животных, помогая поддерживать здоровье популяций. Охотники, которых интересуют в первую очередь трофеи, т.е. самые крупные и здоровые самцы, не смогут заменить их.

Столь же решительно настроены и голубеводы. Старший научный сотрудник лаборатории молекулярной зоологии НПЦ НАН по биоресурсам Валерий Домбровский, который является одним из ведущих белорусских специалистов по хищным птицам, вспоминает, как их представители обратились в Национальную академию наук с просьбой официально разрешить уничтожение на территории Минска гнездящихся тетеревятников. Пришлось объяснять, что подобные меры не имеют смысла, поскольку резкое увеличение численности ястребов в городах является сезонным явлением. Оно происходит за счет пролетных и зимующих птиц. Основным кормом ястребов являются многочисленные полудикие сизари, которые в свою очередь создают немало проблем коммунальщикам и санэпидслужбам. Получив отказ, голубеводы прямо ответили, что будут решать проблему по-своему. Вряд ли стоит сомневаться в том, что от слов они перешли к делу.

Официальной статистики, касающейся уничтожения хищных птиц, просто не существует. Время от времени в прессе появляется информация о единичных случаях, которые удается выявить Инспекции по охране животного и растительного мира.

При этом следует понимать, что все хищные птицы находятся под защитой Конвенции СИТЕС, которую подписала и наша страна. Поэтому их уничтожение любым способом грозит крупным штрафом (в 2015 году за убитого зимняка, который даже не гнездится в Беларуси, браконьеру пришлось заплатить более 30 млн неденоминированных рублей).

Валерий Домбровский полагает, что во многом виновато снижение охотничьей культуры в нашей стране, когда под выстрел современного горе-охотника попадает любая птица, оказавшаяся в поле его зрения. Дважды на глазах ученого пытались подстрелить большого подорлика, который имеет статус глобально угрожаемого вида. И дело здесь не всегда только в том, чтобы проявить свою удаль: некоторые охотники хотят иметь чучело добытой птицы «на память», а если повезет, то и продать ее таксидермисту.

Один из жителей Ивацевичского района, который пожелал остаться неизвестным, рассказал о том, что в середине 1990-х годов, когда мода на чучела хищных птиц достигла своего пика, только его знакомые таксидермисты изготавливали 12 чучел бородатой неясыти в год. И это при том, что общая численность данного вида на территории Беларуси составляет всего несколько сотен особей. С тех пор одни специалисты умерли, другие отошли от дел. Однако еще пять лет назад заготовители шкур открыто предлагали местным жителям убивать и замораживать хищных птиц для последующей продажи.

После нескольких резонансных случаев подобные дельцы стали вести себя осторожнее, в последние годы они не дают о себе знать. Возможно, помогло и экологическое просвещение. Все же время от времени некоторые охотники продолжают убивать хищных птиц в надежде, что их потом удастся продать. Стандартный тариф составляет всего несколько литров самогона. Однако даже за столь скромное вознаграждение найти покупателя часто не удается, и тогда тушки просто выбрасывают на помойку или закапывают.

Все же в большинстве случаев конфликты происходят «на бытовой почве», как любят писать в милицейских протоколах. Типичный сценарий выглядит следующим образом: ястреб-тетеревятник убивает курицу или другую домашнюю птицу, после чего ее хозяин берет ружье и стреляет в первого попавшегося хищника. 

Чаще всего расправа происходит над лунем, канюком или подорликом, которые не только ни в чем не виноваты, но еще и помогают контролировать численность мышевидных грызунов, являющихся их основной добычей (то же самое касается и сов).

Застарелая вражда между человеком и хищными птицами зачастую принимает анекдотические формы, когда Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды перенаправляет в Академию наук Беларуси обращения простых белорусов: те на полном серьезе рассказывают о стаях коршунов, которые в буквальном смысле уничтожают все на своем пути. Тогда орнитологам приходится писать в ответ, что оба вида коршунов, обитающих в Беларуси, очень редки, а потому стаями летать никак не могут, и что отстреливать их нельзя уже хотя бы потому, что и черный, и красный коршуны занесены в Красную книгу Беларуси.

Чаще партизанская война против хищных птиц ведется тайно, но с завидной последовательностью. Валерий Домбровский вспоминает жителей одного отдаленного хутора, у которых стали пропадать гуси. Виновником сразу объявили филина, хотя у него явно не хватило бы сил, чтобы унести столь крупную добычу. Наверняка это сделала лиса, однако пострадавшая сторона вынесла свой приговор и с тех пор решительно приводит его в исполнение, отстреливая всех филинов, которые только попадаются на глаза.

Одними запретами и штрафами, какими бы большими они ни были, проблему не решить. Свою роль могла бы сыграть выплата компенсаций, но в этом, похоже, никто не заинтересован, и прежде всего само белорусское государство. Остается надеяться, что экологическое просвещение, а скорее изменения в самом образе жизни белорусов приведут к «реабилитации» хищных птиц, которые из мнимого врага превратятся в объект для наблюдения и фотосъемки.

Комментарии пользователей (7)
Оставьте ваш комментарий первым
Павел Павел    20 марта 2017 в 23:23
1
0
Поколение охотников сменится, ситуация скорее всего улучшится
Александр Козорез    21 марта 2017 в 15:45
0
0
А по моему проблема абсолютно надуманная. Может быть где-то в 90-е это и было актуальным, то сейчас вряд ли. Нет особого браконьерства по хищным птицам!
Valery Dombrovski    24 марта 2017 в 17:17
0
0
Все описанные в статье случаи браконьерства из середины-конца 2000-х. Что могло поменяться за последние 5-10 лет?
Александр Козорез    25 марта 2017 в 7:55
0
0
Ситуация с браконьерством за последние 10 - 15 лет изменилась кардинально. Я сам заядлый охотник. В середине 90-х я был подростком и прекрасно помню, что пустить заряд в сидящего на столбе канюка для любого охотника было чуть ли не обязанностью. Но тогда же мало кто пропускал и копытных (особенно косуль и кабанов) при охоте на зайчика. Но сейчас такого нет! Во первых нет того спроса на чучела хищных птиц (если не верите проверьте), во вторых охотники стали намного дисциплинирование. Шанс потерять право на охоту и оружие из-за такого браконьерства очень велик. Только явно "отвязанные" будут таким заниматься. Подтверждение всему этому количество фактов выявленного браконьерства в этом направлении. При столь высокой численности канюков, спокойно сидящих вдоль дорог, таких фактов должно быть уйма. Но их нет! Один только озвученный в зоне "Х"!
Alexandr Ocheretny    25 марта 2017 в 14:56
0
0
Проблема не настолько глобальна, как её описывает автор, но по моим наблюдениям, она есть. В любого крючконосого стреляет сельский охотник. Это уж как пить дать выстрелит. И причину я знаю - полное отсутствие информации о видах и образе жизни пернатых хищников. На мой взгляд, это недоработка популяризаторов орнитологических знаний . 
Спросите у любого белорусского селянина, каких дневных хищных птиц он знает. Ответ будет простой: коршак, шуляк или курадў - назавние в зависимости от региона. Всё. Только один вид. И по мнению этого селянина " гэты жудасны курадаў жрэ ўсё што рухаецца" а то что не шевелится, он расшевелит и сожрёт. 
Мне кажется, что популяризатором, вместо того, чтобы расставлять придорожные аншлаги с птичками, следовало бы подумать о куда более трудной, но куда более нужной работе в белорусской деревне.
Андрей Бородин    26 марта 2017 в 12:36
0
0
вот тематический портал предлагает обсудить, нужен ли филин (краснокнижный вид) в охотугодьях www.ohotniki.ru/archive/article/2017/03/19/647751-filin-nuzhen-li-on-v-ugodyah.html#start=-6, намекая, что неплохо было бы его и дальше стрелять. нашелся смелый, который поддержал открыто, остальные делают это молча.
вот украинский голубевод (?) открыто позирует с убитыми хищниками www.facebook.com/photo.php?fbid=213906685756678&set=pcb.1284307078315023&type=3&theater
это у соседей. а у нас все по-другому? как можно оценить масштабы проблемы, когда ее никто не изучал толком?
Комментарий был изменен 26 марта 2017 в 12:41
Сергей Козак    27 марта 2017 в 18:24
1
0
В субботу пересекся с охотниками в пойме Припяти около г.Пинск. Стреляли гуся. Спросил, кого бьете - серого или гуменника? Ответили, что не...- обычного стреляем. Абсолютное большинство охотников слабо разбирается в околоводных птицах - кулики так вообще проблема. Лупят бекаса с твердой уверенностью что это...вальдшнеп. Считаю, популяризация тут не помощник, нужен каждый год перед началом сезона экзамен в виде теста для охотников на знание дичи. Проводить его должны АПБ с помощью сотрудников Академии Наук на базе БООРов. Сами же работники БООРа должны выполнять сугубо организационные вопросы, но к тестам никакого доступа иметь не должны, во избежание кумовства и прочих подсказок. Не сдал тест на околоводных птиц - сдавай на мелкую четвероногую дичь и стреляй зайца с норкой. ИМХО. Охотник должен быть знатоком природы, по одному перышку узнающему вид! А из своего опыта знаю, что бьют хищных птиц (не только их, попадает и сорокам с ворОнами, причем, за последних принимаются и грачи и вОронами) при неудачной охоте, когда, как говорится, полный голяк, а пальнуть так хочется! 
P.S Охотники мне сказали, что в конце года будут изменения в законе и охотится станет можно в 5км. зоне города. Это правда? И законно ли специально подымать гуся в городской запретной зоне (под Пинском гуси массово отдыхают) с целью застрелить (ну не добыть же!) на соседних полях, где охота уже разрешена?
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.