«Идея, изменившая мир». Шеринговая экономика – в Беларуси и далеко за пределами
Стратегией развития во многих странах становится альтернативная линейной — циркулярная экономика. Беларусь пока в самом начале пути по внедрению отдельных элементов экономики замкнутого цикла.
Оценить сильные и слабые стороны нынешней экономики Беларуси и сопоставить их с возможностями и рисками, связанными с циркулярной экономикой, стало возможным, в том числе благодаря реализации проекта «Наращивание потенциала для стратегического планирования и управления региональными структурными преобразованиями в Беларуси в контексте циркулярной экономики».
В рамках проекта для Брестской области была подготовлена Региональная программа развития циркулярной экономики на 2021-2025 гг., а для Могилевской — План действий по развитию циркулярной экономики.
По мнению экспертов, эти рекомендации могут быть использованы и в других регионах Беларуси.
Основных направлений, на которые предлагают ориентироваться эксперты, — четыре: экодизайн, ресурсоэффективность, промышленный симбиоз и внедрение циркулярной модели.
Одна из наиболее распространенных сегодня форм циркулярной бизнес-модели — шеринговая экономика или экономика совместного потребления.
Об этом в интервью «Завтра твоей страны» рассказала Ирина Точицкая, научный руководитель Исследовательского центра ИПМ, эксперт Центра экономических исследований BEROC.

— Что входит в понятие шеринговая экономика?
— Дискуссии о том, что понимать под шеринговой экономикой, ведутся уже около десяти лет – с тех пор как научно обоснованную концепцию совместного потребления предложили экономисты Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс. Сегодня к этому понятию относят и бизнес-модель, основанную на обмене товарами и услугами, и новую культуру потребления.
Эксперты Credit Suisse выделяют три типа взаимоотношений в рамках бизнес-модели совместного потребления.
Первый — частные лица, продающие или сдающие в аренду собственные товары и услуги. Одним из известных примеров этой модели является платформа для сдачи жилья Airbnb.

Второй тип — платформы членства, которые позволяют людям легко арендовать предметы или получить доступ к услугам, к примеру, Zipcar, специализирующаяся на краткосрочной аренде автомобилей.
Третий — совместные сайты, где люди обмениваются в основном нематериальными услугами, такими как обзоры продуктов или знания. Наиболее известными примерами являются TripAdvisor и Wikipedia. Но на подобных платформах может производиться и обмен финансированием, как на Kickstarter или Lending Club.
— По каким причинам возникла потребность в такой форме экономического взаимодействия, как шеринговая экономика?
— Появлению экономики совместного потребления способствовал комплекс разнообразных причин. Среди них — инновационные технологиии, которые радикально изменили поведение и культуру потребления огромного количества людей. Драйвером послужили и социальные факторы, в том числе необходимость заполнения определенного вакуума, обусловленного провалами рынка и государства. В этот вакуум стали приходить новые формы взаимоотношений, базирующиеся не только на экономических выгодах, но и на социальных взаимосвязях. Сыграли роль и демографические факторы, среди которых изменение численности и структуры населения.
По результатам глобального опроса в общей совокупности участников шеринговой экономики 35% составляют потребители поколения «игрек» и 7% – поколения «зет». Ожидается, что экономика совместного потребления будет все более востребованной в связи с увеличением доли среднего класса и переходом на модели ответственного потребления.

— В мире сейчас обсуждается вопрос о регулировании шеринговой экономики. С чем это связано?
— Экономика совместного потребления в 2011 году была названа журналом Time одной из десяти идей, которые изменят мир. Она действительно бурно развивается, и в последние годы все больше выявляются связанные с этим проблемы.
Одна из важнейших — безопасность данных. Практически все шеринговые онлайн-платформы требуют создания личного кабинета, куда пользователю надо внести персональные данные, включая информацию о кредитных картах. В результате проблема конфиденциальности банковских и других данных пользователей становится все более актуальной.
Не менее серьезный вопрос — обеспечение конкуренции. Десятилетний опыт развития экономики совместного потребления свидетельствует, что успешные шеринговые бизнес-модели стремятся к монополии или олигополии, захватывая все большее число потребителей. Ужесточение конкурентной борьбы ведет к тому, что традиционные бизнесы теряют доходы и даже несут убытки. Это может оказывать негативное влияние на целые отрасли и экономику в целом.
Несомненно, все государства беспокоит вопрос уплаты налогов и социальных гарантий. Шеринговая экономика дает возможность получать дополнительный доход, предоставляя в пользование то, что у тебя есть, и проблема уклонения от уплаты налогов приобретает все большие масштабы.
Принципы организации шеринговых компаний позволяют им избегать не только налогов, но и лицензионных сборов, расходов на обучение персонала, взносов на пенсионное или социальное страхование и управленческих расходов. Это, помимо прочего, создает почву для недобросовестной конкуренции с традиционными отраслями.
Кроме того, в рамках шеринговой экономики остро стоят вопросы, связанные с условиями труда и отсутствием социальных гарантий, поскольку работники не имеют доступа к таким инструментам социальной защиты, как минимальная заработная плата и страхование на случай безработицы.
Интересно, что определенные проблемы создают и система рейтингов и обмен данными о недобросовестных пользователях и мошенниках. Система рейтингов стала нередко использоваться как средство борьбы с конкурентами и дискриминации определенных категорий пользователей и поставщиков. В то же время отсутствие механизма обмена данными о недобросовестных пользователях и мошенниках вредит онлайн-платформам, увеличивая их уязвимость.
Сейчас на международном уровне ведется работа по стандартизации шеринговых бизнес-процессов, вырабатываются принципы работы, учитывающие интересы потребителей, бизнеса и государства. Мировой опыт показывает, что максимальное использование преимуществ шеринговой экономики возможно только при условии сочетания саморегулирования с методами государственного контроля.
— Как в Беларуси развивается шеринговая экономика?
— Этот вопрос мы достаточно подробно исследовали в рамках работы «Экономика совместного потребления: мыльный пузырь или экономика будущего». Как и во всем мире, в Беларуси экономика совместного потребления получила наибольшее развитие в сфере пассажирских перевозок. При этом в ряде случаев законодательство оказывается недостаточно гибким и может сдерживать развитие данной сферы. Например, Министерство транспорта приравняло сервис-агрегаторы к диспетчерам такси, в результате налоговые органы приглашают таксистов, работающих с мобильными агрегаторами Uber и Яндекс для дачи пояснений по вопросу оказания услуг по перевозке пассажиров и принятию наличных без кассового аппарата, совмещенного с таксометром. Хотя ранее для работы с наличными деньгами достаточно было наличия кассового аппарата.
Развитие еще одного популярного направления шеринговой экономики, которое позволяет людям совместно использовать вещи, в Беларуси существенно сдерживается требованиями законодательства. Хотя список видов деятельности граждан, не требующих регистрации в качестве индивидуального предпринимателя расширяется, частные лица по-прежнему не могут без ограничений сдавать свои вещи напрокат. Таким образом, действующие в Беларуси платформы по обмену вещами не соответствуют принципам peer-to-peer, то есть «равный равному».
К примеру, онлайн-площадка аренда.бел изначально была разработана для предоставления возможности обычным людям делиться вещами. Однако арендодателям предлагается заключать договор комиссии с собственником платформы, который сдает товар и уплачивает за него подоходный налог, и это сдерживает активность пользователей.
В сфере шеринга жилья белорусы активно пользуются известными международными платформами, а в сфере аренды офисного пространства все большее распространение получает развитие коворкингов, где место для работы может арендовать любой желающий на любой период – день, месяц, год.
Почему Беларуси выгодно «зациклиться» в экономике
Шеринговая экономика в сфере финансов действует у нас в форме краудфандинга — сотрудничества людей, добровольно объединивших свои деньги или другие ресурсы через интернет. Такое сотрудничество может быть реализовано как инвестинговая модель либо как благотворительная или социальная площадка, где сбор средств не подразумевает извлечение прибыли вкладчиками. Действующее в Беларуси законодательство не дает четкого определения краудфандинга, признавая его при этом одним из способов инвестирования.
В Беларуси на рынке услуг наряду с глобальными, действуют и национальные платформы. В частности, сервисы Kabanchik.by, freelancehunt.by позволяют искать исполнителей в различных сферах, Mentor.by представляет собой большой открытый каталог взаимовыгодных предложений, так называемый рынок знаний. По белорусскому законодательству фрилансеры могут работать по договору подряда, через оформление ИП, как самозанятые или как ремесленники. И для каждой из этих категорий прописаны ставки и условия уплаты налогов. Однако при условии выполнения работы через онлайн-платформы налогообложению подлежат все транзакции средств, даже в том случае, если это была предоплата за работу, которая не была выполнена и средства были возвращены заказчику.
Резюмируя, можно сказать, что несмотря на некоторые изменения в нормативно-правовой базе, в Беларуси до сих пор наблюдается отставание регуляторной среды от динамики развития шеринговой экономики, что создает дополнительные риски для бизнеса.
Источник: zautra.by
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.