Как научить подрастающее поколение жить и развиваться устойчиво?

Надежда Суслова
обозреватель
0 726 26 Апр 2019

Если провести эксперимент и спросить на улице прохожих, что такое устойчивое развитие, то, скорее всего, в ответ они недоуменно пожмут плечами. А это означает, что далеко не все жители Беларуси, да и других стран мира, прониклись идеями этого направления. И начинать внедрять понятие «устойчивое развитие» необходимо с подрастающего поколения.

Именно этой актуальной теме была посвящена третья сессия Международной школы-лаборатории устойчивого развития и зеленой экономики. Она состоялась в рамках совместного проекта Института предпринимательской деятельности, Института экономики природопользования и устойчивого развития НАН Украины, Республиканской научно-технической библиотеки Беларуси, кафедры экономики и управления высшей школы РИВШ и Фонда имени Фридриха Эберта (Германия).

В качестве организатора и модератора мероприятия выступил Олег Сивограков, доцент, заведующий кафедрой экономики и управления Института предпринимательской деятельности, автор многочисленных публикаций и книг на тему устойчивого развития.

58374497_2202962826619999_8684345699812245504_n.jpg

Учим виртуально

Для того, чтобы обучать подрастающее поколение устойчивому развитию, зеленой экономике, охране окружающей среды, в принципе, не нужно изобретать велосипед. В этом смысле очень полезен опыт зарубежных стран. Поэтому доклад эксперта из Германии Томаса Николауса, научного сотрудника Бременского университета, на тему «Элементы окружающей среды и устойчивости в программах обучения немецких университетов» вызвал большой интерес. В качестве примера он привел деятельность виртуальной Академии устойчивости, которая была создана при университете Бремена в 2011 году. Суть работы академии заключается в разработке виртуальных обучающих курсов, над содержанием которых работают преподаватели всей страны, и распространении их в виртуальном пространстве. По мнению эксперта, именно благодаря интернету есть возможность распространять знания по устойчивому развитию, невзирая на границы и время.

Студенты, которые проходят видео-курсы, могут обсуждать содержание программы, получать поддержку от преподавателей и сдавать тесты и экзамены онлайн. Доступ к этим курсам бесплатный. Главный принцип: «Учись когда и где хочешь!» Всего разработано 18 курсов, в том числе четыре – на английском языке, и один – на испанском. 

Виртуально можно изучать курсы, связанные с зеленой энергетикой, биоразнообразием, продовольственной безопасностью, вопросами управления, политологией и пр. В каждом из этих курсов есть ссылки на какие-то темы из 17 целей устойчивого развития. К лету нынешнего года будет готов курс, касающийся проблематики всех 17 целей. 

Все видео-курсы созданы по одной схеме: лекции, задания для самостоятельной работы и рекомендуемая литература. По завершении проходит интервью с преподавателями, направленное на осмысление и углубление знаний. Эти курсы могут проходить студенты любых специальностей. 

На сегодня видео-курсами пользуются студенты 40 ВУЗов Германии, а также университетов Швейцарии и Англии. После завершения обучения студенты сдают онлайн-тест (около 150 вопросов), готовят эссе и портфолио. Практикуется и форма смешанного обучения: онлайн + оффлайн. Практикуется также такая форма, как взаимное рецензирование, комментарии, посты и блоги в соцсетях.

IMG_9023.JPG

Опыт Украины

Своим опытом в области имплементации национальной парадигмы устойчивого развития поделился эксперт из Украины Дмитрий Клиновой, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Института окружающей среды и устойчивого развития НАН Украины.

Он справедливо отметил, что сегодня наблюдается разрыв между чудесными научными разработками в области устойчивого развития и внедрением этих принципов в ежедневную жизнедеятельность человека. Именно эту задачу и решает Институт, созданный в 2010 году. В мире существует только одно подобное учреждение – в Бразилии. 

Кроме создания научных трудов, в Институте проводится и подготовка кадров, которые обучаются по теме «Экономика природопользования», включающей такие «прикладные» разделы, как «Формирование системы интеграции управления водными ресурсами», «Развитие сельских территориальных общин», «Принципы оценки убытков от загрязнения окружающей природной среды» и пр. Для того чтобы обучить руководящих работников, в том числе сотрудников районных администраций, при институте проводят курсы по тематике «Управление природопользованием, экологизация экономики и охрана природной среды». После окончания этих курсов слушатели должны подготовить инвестиционный проект: взять природный ресурс и полностью его интегрировать. 

Есть примеры из практики: постепенно внедряется система видео-наблюдения за окружающей средой, чтобы выявить нарушения и наказать виновных. К примеру, в Кировоградской области подобная практика позволила собрать в 2017 году 3 млн гривен в виде штрафов. Эта сумма пополнила местный бюджет. Национальная парадигма устойчивого развития в Украине, по словам эксперта, предполагает в будущем создание суверенного фонда и выплаты так называемой природной ренты жителям страны.

IMG_9046-000.jpg

Ориентация на личность

Эту тему подняла в своем выступлении эксперт Мерле Тегелер, научный сотрудник кафедры экономики Бременского университета. Она рассказала о проекте HOCH. N «Устойчивость в университетах, сфера образования и сетевой работы». 

Задача этого проекта – не столько вовлечь студентов в освоение принципов устойчивого развития, сколько привлечь преподавателей, сами ВУЗы к активизации этой работы. 

На первом этапе в 2016 году в него были вовлечены 11 университетов Германии, а всего их около 100, поэтому работы еще очень много. «Устойчивое развитие – это междисциплинарная тема, и мы бы хотели, чтобы преподаватели, независимо от той дисциплины, которую они преподают, включали ее в свои лекции, – сказала эксперт, – но добиться этого не так просто. В рамках проекта мы делаем упор на личность, опираемся на нескольких преподавателей. А затем они становятся в своих ВУЗах своеобразными глашатаями темы устойчивого развития и охраны окружающей среды. В прошлом году мы проведи встречу таких преподавателей, чтобы они познакомились с коллегами и обменялись опытом. Мы используем феномен учителя, которого всегда рассматривали, как эксперта по той или иной дисциплине. Но теперь его функция несколько изменилась. Мы считаем, что учитель – это сопровождающий в мир устойчивого развития, и сегодня разработали специальный инструментарий для этих целей, методические пособия и пр.»

Проект HOCH. N будет действовать до 2020 года, и пока непонятно, что дальше. «Наш проект, как корабль, который на ходу меняет паруса, такелаж, приспосабливаясь к действительности», – отметила госпожа Тегелер.

Стараемся не отставать

Следующий и последний блок мероприятия назывался «Устойчивое развитие и зеленая экономика – импульсы для белорусских высших учебных заведений». Доктор экономических наук, профессор Белорусского государственного экономического университета Ольга Шимова напомнила, что четвертая цель устойчивого развития – это качественное образование. И задача учебного учреждения – подготовить экологически грамотных и ответственных людей. 

Дисциплина УР была внесена в программу учебного курса по экономике еще в 2004 году. Сегодня этот курс читается студентам большинства специальностей. Ольга Шимова – автор одного из первых учебников, посвященных УР. Книга так и называется – «Устойчивое развитие». Недавно она была переиздана.

img049-683x1024.jpg

В учебнике изложены теоретические основы формирования современной модели мирового развития, раскрыты предпосылки создания и сущность концепции устойчивого развития, проанализированы научно-методические подходы к выработке критериев и показателей для измерения степени устойчивости социо-эколого-экономических систем. В нем содержатся сведения о международных саммитах, заложивших основы новой цивилизационной модели, в том числе об историческом саммите «Рио-20» в 2012 году, изложены основные положения национальных стратегий устойчивого социально-экономического развития Беларуси и дана оценка некоторых итогов их реализации.

Выступление Ольги Кремлевой, доцента Гродненского университета имени Янки Купалы, было посвящено практической деятельности, направленной на внедрение принципов УР в сознание подрастающего поколения.

Она назвала основные направления этой работы: учебное, воспитательное и научное. По ее мнению, о УР можно говорить на любом предмете, поэтому тема «Основы экологии и охраны окружающей среды» есть на всех курсах.

Но главное – это практика. В университете создано движение Green Sun, состоящее из нескольких кейсов. Один из них – борьба с пластиковыми цветами. Еще один – обустройство мест для выгула собак. 22 апреля студенты обустроили две площадки для прогулок с четвероногими питомцами. Была проведена акция «Энергопатруль», во время которой ребята прошлись по городу и отметили, где горят днем фонари.

Есть программа «Университет за чистый город», посвященная раздельному сбору мусора, а также «Зеленое потребление», направленное против использования пластиковых пакетов. Практических мероприятий тоже очень много. Это и прекрасная инициатива «Конспект-кроссинг», и антипаловая компания, и День вегетарианства, и экспедиция «Чистый Неман», и многое другое.

Не остается в стороне и научная работа. Сегодня университет осуществляет проект, финансируемый ЕС и реализуемый ПРООН, «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне».


Фото автора

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.