Кестутис Птакаускас и его хайку-бонсай
Понятие «чудо» сопровождает его по жизни, полной экшн и острых ощущений. В детстве его украли у родителей, вернувшись, мальчик на время утратил дар речи. Затем была война в Афганистане, память о которой не отпускала, мучила не только ночными кошмарами. И когда Кестутис, казалось бы, отчаялся, как он сам рассказывает, Бог послал ему «дерево в горшке». Увлечение, появившееся как спасительная соломинка, вытянуло из бездны тьмы и черных мыслей.
«У каждого из нас есть ангел-хранитель...
И мы верим, что он сделает все, как надо…
Всегда поможет, остается только верить, что он рядом».

Знакомьтесь: Кестутис Птакаускас, глава Литовского клуба бонсай.
Кестутис увлечен искусством бонсай – выращиванием точных копий настоящих деревьев в миниатюре – и активно продвигает японскую культуру в Литве: устраивает выставки, концерты, сажает сады: в Алитусе и Вильнюсе есть аллеи сакуры.
Благодаря своей просветительской деятельности, Птакаускас был замечен в Японии и награжден японским Орденом Восходящего Солнца. Имеет награды от императора, премьер-министра и посла Японии.

Самая медленная скульптура в мире
Бонсай возник в III веке до нашей эры в Китае и быстро распространился в Японии, став неотъемлемой частью японской культуры. Его называют «самой медленной скульптурой в мире», и не всегда можно сказать точно, кто здесь главный скульптор – человек или дерево.
Тут важен минимализм, отсев главного от второстепенного, сродни японской поэзии, где достаточно трех строчек хайку, чтобы выразить свои чувства, рассказать о мире и окружающей природе. Только поэзия эфемерна, а бонсай – вечность по сравнению с сиюминутностью человеческой жизни. Он создается медленно, минимум лет 15-20 на одно растение, а лучше еще дольше, лет сто – и до коммерческо-выставочного состояния доходит при втором-третьем поколении владельцев.
Бонсай закладывают для внуков: ведь никто никуда не спешит, впереди – по кармическому колесу сансары – вечное перетекание из одной жизни в другую.
«Чем глубже мы вглядываемся в природу, тем больше осознаем, что она полна жизни, и тем больше понимаем,
что вся жизнь – это тайна, и что мы связаны со всей жизнью, существующей в природе.
Человек больше не может жить для себя. Мы понимаем, что каждая жизнь имеет свою ценность...
Это послание является источником нашего духовного родства со Вселенной».
Альберт Швейцер

Чудесный сад Кестутиса Птакаускаса
Давайте заглянем в сад Кестутиса Птакаускаса в литовском Алитусе и послушаем этого поразительного человека. Его пример и оптимизм внушают веру в жизнь и в ее позитивные перемены. Но хочется отметить, что все это достигнуто упорным трудом: встать пораньше, лечь попозже. И работать, не покладая рук!
Первое деревце появилось у Кестутиса в 1988 году.
Сегодня его дивный сад заполнен птичьими голосами, утренней росой, воздухом и светом. Кестутис строил его с 1996 года по 2002-й. Сперва искал помощи в Японии, но письма долго оставались без ответа, а когда, наконец, ответили, то посоветовали найти учителей где-то поближе, например, в Европе. Упорно ездил на выставки, учился, много читал и экспериментировал.
«Красиво то, что просто, гармонично, близко к природе. Все чистое, ясное и понятное – слова, дела, мысли, эмоции... Кому-то простота скучна, кому-то приносит радость, но все же большинство выбрало бы простоту, потому что простые вещи легко понять, они не вызывают трудностей и растерянности».

…Здесь многоярусные деревца японского сада и изогнутые японские мостики, чайный домик, сад камней, сад бонсай (около 100 деревьев), музей, пруд с японскими карпами. Историей его возникновения поделился Кестутис. Когда гости из Японии увидели его старый пруд в саду, то заявили с насмешкой: «Здесь только лягушки могут жить! Если сделаешь, как положено, подарим тебе настоящих рыб».
– Я практически обиделся: мой водоем был где-то полтора метра глубиной, и жили там обычные карпы. Но решил доказать, что мне это по силам. Вручную углубил его почти до четырех метров. И когда уже практически все было готово, я… свалился в котлован. Сломал три позвонка и копчик. Февраль, непогода, все по домам спят, я кричу, а никто не слышит. Жена, к счастью, нашла меня, привезла в больницу. Вердикт врачей был суровым: ходить больше не будешь… Видите: я бегаю и на велосипеде езжу! А в пруду у меня сегодня пятнадцать королевских рыб и осетры. В семь часов ежедневно прихожу их кормить, и надо видеть, как они радуются – как дети! – подходят, дают себя погладить, выпрыгивают из воды.
Мы входим в сад камней, где Кестутис пытается объяснить, что он изобразил, какие «острова в океане»:
– Это отражение созвездия Кассиопея. Линии на песке – как расходящиеся круги от брошенного в воду камня. Для меня это своего рода медитация. Беру в руки специальные грабли и черчу круги. И откуда бы вы ни зашли, один камень обязательно не виден по законам жанра – потому что наш мир не идеален.
Его сад – настоящий Эдем для птиц:
– Наличие такого количества моделей заставило меня заняться фотосъемкой. Сфотографировал у себя 30 разных птиц; летом времени меньше, а зимой снимаю прямо из спальни, практически из постели.

И вот, наконец, его удивительные деревья! Кестутис с гордостью улыбается:
– Я – как хирург, возвращаю к жизни мертвые деревья, и очень радуюсь, когда мне это удается. Беру растение из природы, ей такие не нужны: кривые, некрасивые – и даю ему второе дыхание.
Как парикмахер, делаю деревьям прически. Ведь если бы вы не стригли свои волосы, то какими бы они уже были?
– А как Вы определяете, где их надо стричь и каким образом?
– Знаю! Вы же знаете, как надо писать?! Всему необходимо учиться. Есть стили, разработки, тенденции.
Все они – мои младенцы! Посмотрите: они кланяются человеку, благодарят. Есть и яблоки, и смородина. Можно даже полакомиться.

– То есть они настоящие?
– Исключительно настоящие… Как в природе! Сосны горная и обыкновенная, дуб черешчатый, лиственница европейская. Клены, граб, липа, яблоня, груша, боярышник. Есть и более экзотичные – азалия, бугенвиллия. И даже небольшой лесок, где осенью растут грибы! Только надо превратиться в маленького человечка – и увидишь. Это сложно, потому что мы привыкли на все смотреть свысока.

Им необходимо столько земли, сколько… нужно! Если мало, то не растут. Если ее много, это тоже не совсем хорошо.
Очень люблю лиственницу, она быстро обрастает, за 3-4 года можно сформировать хороший бонсай. Много материала привожу из Венгрии. Для работы учеников везу можжевельник из Южной Кореи, он фантастический.
А в Южной Африке как-то получил в подарок баобаб от бонсаиста, который специализируется исключительно на этом дереве. Он предупреждал, что растить баобаб весьма трудно. И правда, деревце едва перезимовало, сбросило листву – я уже подумал, что оно умерло, задвинул в угол и мысленно похоронил его, а потом вдруг увидел крохотный листок. Так обрадовался, не передать словами!

Мы заходим в помещение музея, где находятся награды Кестутиса Птакаускаса. А также свидетельства его встречи с японским императором.
Мастер бонсай организовывал многочисленные выставки в Алитусе, где были представлены не только искусство бонсай, но и японская культура, в самые лучшие годы на них приезжали представители 25 стран.
В 2007 году Кестутис приглашал в Алитус лучших мастеров катаны с выставкой, на ней за 4 дня умельцы показательно изготовили японский меч-катану.
Один такой мастер Кунихиро Кавачи, который увлекается каллиграфией, вернувшись домой, написал благодарственное письмо Птакаускасу на листе рисовой бумаге длиной полтора метра, в Литве его долго не могли прочитать. Лишь одна художница из Японии в конце концов смогла это сделать. Оказывается, этому методу письма обучаются 20 лет! А когда Кестутис Птакаускас попал в Японию, то Кунихиро Кавачи подарил ему ножницы для обрезки деревьев, изготовленные из оружейной стали.
…В 2011 году литовско-японским отношениям исполнялось 20 лет, и у Кестутиса возникла идея новой выставки: 20 лет – 20 стран – 20 японских искусств. Познакомился с женщиной, которая рисует на ракушках. Помещение, где была ее выставка, пострадало от цунами, и работы мастера какое-то время считались утраченными. Но тут случилось чудо: произведения вернулись к ней, и она привезла их в Алитус.
«Жизнь полна красоты!»
Кестутис Птакаускас не только фотограф, свои снимки он сопровождает прекрасными философскими текстами, доказывающими, что талантливый человек талантлив во всем!

«Утренний сад росы...

Уже четыре часа.
В ожидании восхода.

Новый день теперь будет встречать меня, светясь каждой каплей росы, свисающей на стеблях травы, ветвях растений, будто весь сад за ночь украшен сверкающим жемчугом.

Солнце разбудит птиц в саду, и они будут приветствовать меня, радуясь, что я с ними еще одним прекрасным утром...»

«Бабочки – это цветы, сорванные ветром... Сегодня удалось сфотографировать махаона, одну из самых красивых бабочек в Литве!»
Рад, если мои фотографии природы дают почувствовать ее красоту и служат напоминанием, что мы с ней неразлучны.
Природу нужно беречь, чтобы можно было наслаждаться ее красотой сейчас и оставить эту непередаваемую красоту следующим поколениям!»
Лето особенно хорошо ранним рассветом и пробуждением, приятными ароматами трав и пением птиц в открытом окне. Осенью ценен уют дома и теплый плед. Но даже тогда утро имеет свою мистическую красоту. А зимой обычно бывают сказочно красивые рассветы, когда каждая снежинка светится под первыми лучами солнца, а холодный воздух бодрит дух. Можно не говорить о весеннем утре: весна и солнце – два символа пробуждения. Так что каждое начало дня прекрасно по-своему, надо только научиться его видеть и понимать!»
«Жизнь полна красоты. Обратите внимание, как прекрасно ощущать запах дождя и чувствовать ветер. Давайте жить своей жизнью и бороться за свои мечты!»

«Начало нового дня в утреннем саду росы... Чтобы понять жизнь, ценить ее, нужно помнить – каждый раз, когда мы чувствуем что-то прекрасное, что-то трогательное, что-то, что делает нас счастливыми, – а таких радостных моментов много за день! – надо помнить и благодарить.

Именно из таких моментов и формируется наша жизнь. А их действительно много – восход, щебет птиц, легкий ветерок, улыбка ребенка, поцелуй второй половинки...

Вот оно, счастье!»
Фото Кестутиса Птакаускаса и Сергея Плыткевича
Источник: planetabelarus.by