Хроника исчезновения: млекопитающие
Примерно 10 тыс. лет назад, после окончания последнего ледникового периода, природа на территории современной Беларуси резко изменилась. Прежде всего исчезли многие крупные животные (так называемая мегафауна): мамонты, шерстистые носороги, пещерные львы и т.д. Однако для некоторых видов этот процесс растянулся на века и завершился уже в исторические времена.
Показателен пример тура. Этот дикий бык некогда был широко распространен в степях и лесостепях Евразии, а также Северной Африки, но был истреблен (по всей видимости, как прямой конкурент домашнего скота). В XV веке ареал тура сократился до крупных лесных массивов, расположенных на территории Беларуси, Литвы и Польши. Его взяли под охрану, однако даже это не спасло данный вид: в 1627-м его последний представитель пал в королевском лесу, расположенном неподалеку от Варшавы.
Однако именно тур стал родоначальником многих пород домашнего скота. Считается, что фенотип и характер своего дикого предка лучше всего сохранили быки, которые используются для проведения корриды, хотя они и стали намного мельче. В первой половине ХХ века была предпринята попытка восстановить тура путем селекции. Ее результатом стало появление породы Хека, выведенной немецкими учеными. Внешне этот скот очень похож на тура (удалось вернуть даже один из важных признаков – рыжеватую полоску вдоль хребта, по которой можно безошибочно узнать самцов).
Польские коники и туроподобный скот. Фото Александра КОЗОРЕЗА
Судьбу тура разделил и тарпан, хотя в некоторых местах ему удалось продержаться намного дольше – до XIX века. Считается, что причиной исчезновения этого предка домашних лошадей стало уничтожение среды обитания и – в меньшей степени – охота (мясо тарпана считалось деликатесом, к тому же случалось, что жеребцы уводили домашних кобыл, вызывая недовольство их владельцев). Уже в ХХ веке ученые попытались восстановить данный вид путем скрещивания лошадей, имеющих примитивные признаки. До сих пор существует порода под названием «польский коник». Считается, что на нее в наибольшей степени повлиял тарпан.
Наряду с туроподобным скотом этих животных выпускают на территорию некоторых национальных парков, где они совместными усилиями помогают поддерживать открытые ландшафты, вытаптывая и поедая кустарниковую растительность. Хотя наша страна сталкивается с аналогичными проблемами (они касаются прежде всего зарастания болот и пойменных лугов), идея расселять скот породы Хека и польских коников пока не нашла поддержки. Один из основных аргументов – все тот же старый конфликт: чтобы избежать потрав, придется огораживать значительные участки.
Все же с тарпаном в Беларуси не все так однозначно. Сегодня на территории Полесского государственного радиационно-экологического заповедник обитает популяция лошади Пржевальского, которую некоторые исследователи рассматривают как подвид тарпана. Хотя она считается типичным жителем степей, животные неплохо чувствуют себя в окружении бывшего агроландшафта и, как ни странно, охотно посещают лес. Так что в случае, если идея восстановить высокую численность пастбищных видов на территории некоторых ООПТ все же возобладает, лучшего кандидата для ее реализации не найти.
Туром и тарпаном список наших потерь не ограничивается. В XIX веке с территории Беларуси также исчезла росомаха. Польский историк Матвей Меховский, живший за 300 лет до этого, описал ее в своем «Трактате о двух Сарматиях»: «Еще есть в Литве и Московии весьма прожорливое и бесполезное животное, не встречающееся в других местах, по имени росомаха. Величиной она с собаку, с кошачьей мордой, телом и хвостом похожа на лисицу, черного цвета; питается трупами».
Нетрудно заметить, что приведенное выше описание буквально пропитано негативным отношением к этому животному. В тех местах, где росомаха до сих пор часто встречается (тайга и тундра Евразии и Северной Америки), местные жители его вполне разделяют. Сильная, смелая и сообразительная, она способна доставить немало неудобств. Хотя на первый взгляд так не скажешь, этот вид является близким родственником ласки, выдры и других мелких хищников из семейства куньих, от которых отличается не только размерами, но и поведением.
По всей видимости, росомаха никогда не была многочисленной на территории нашей страны. Такова уж сама природа этого вида, которому для обитания нужен большой участок (до 2000 км2). О том, почему он исчез из белорусских лесов, можно только гадать. Вряд ли виной стало изменение климата. Скорее росомаху вытеснила цивилизация: места обитания осваивались, добычи становилось все меньше, а люди старались всеми силами избавиться от неудобного соседа. Отразилось ли исчезновение росомахи на экосистеме? Видимо, да, хотя и не столь уж существенно: она питается самым разным кормом (в том числе охотно поедает падаль), так что другие животные скорее всего успешно взяли экологические функции этого вида на себя.
Все же нельзя с уверенностью утверждать, что росомаха полностью исчезла из нашей страны: граница ее современного ареала проходит не так уж далеко, поэтому появляющиеся время от времени сообщения о встречах с одиночными особями выглядят вполне правдоподобными. Возможно, что и «чупакабра», которая периодически разоряет крестьянские подворья в разных уголках Беларуси, на самом деле является росомахой.
Долгое время исчезнувшим считался и дикий кот. От домашних «кисок» он отличается целым рядом признаков, включая окраску хвоста и более длинную стопу. Последняя особь была добыта в далеком 1927 году, с тех пор достоверной информации об этом виде с территории Беларуси не поступало, хотя и раньше ее было не так уж много. Снимок, сделанный минувшим летом фотоловушкой в Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике, резко изменил ситуацию (по иронии судьбы именно его одно время всерьез рассматривали как место возможной реинтродукции, но затем от этой идеи отказались).
Однако говорить о полноценном возвращении дикого кота в фауну Беларуси пока преждевременно. Возможно, речь идет о молодой особи, которая посетила нашу страну в поисках собственного участка. plaza-escorts.com Будем надеяться, что этот вид со временем станет обычным обитателем белорусских лесов. Хотя, как показывает практика, одной из основных угроз для него является гибридизация с бродячими домашними животными, так что без решения этой проблемы будущее дикого кота останется туманным.
Фото росомахи с сайта animalreader.ru

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.