Кто ты, «зверь лютый»?

Александр Очеретний
журналист WildLife.by
3 3150 4 Ноя 2017

«Тура мя 2 меташа на розех и с конем, олень мя один бол, а 2 лоси, один ногами топтал, а другый рогома бол, вепрь ми на бедре меч оттял, медведь ми у колена подъклада укусил, лютый зверь скочил ко мне на бедры и конь со мною поверже».

Вы, как мне кажется, вполне справились с прочтением слов, вынесенных в эпиграф… Я думаю, справились, во всяком случае их общий смысл человеку, владеющему любым из восточнославянских языков, будет понятен.

Поясним. Это Владимир Мономах в «Поучении» своим детям рассказывает о правилах и способах охоты, принятых в те темные времена.

Неплохо, правда? В течение небольшой охотничьей карьеры полетать на рогах (причем вместе с конем) двух туров, быть битым лосями, пострадать от вепря и медведя. Да, был «элемент неожиданности» и особый «перчик» в охотах тех времен. Не зря охоту считали наилучшей подготовкой юношества к реальной войне. Причем заметьте – все это не выезжая за пределы нынешней Черниговской области.

Об охоте в первые десятилетия зарождения государственности на наших землях мы обязательно поговорим еще, о турах – древних лесных быках, размером сравнимых с современным зубром, тоже обязательно расскажем. Но сегодня же речь о другом.

Давайте-ка еще раз перечитаем слова, вынесенные в эпиграф и отметим, каких зверей перечисляет Мономах. Итак: двух туров, двух лосей, вепря, медведя и наконец – «лютого зверя». Как вы думаете, какое из известных тогда животных Владимир Мономах называет этим зловещим именем?

Скажу сразу: все наши сегодняшние рассуждения (прямо скажем, рассуждения начитанных дилетантов) не имеют никакого научного веса, однако порассуждать нам никто не запретит, не правда ли? Поэтому давайте порассуждаем.

Некоторые исследователи считают, что под «лютым зверем» князь Владимир подразумевал некий собирательной образ опасной и хищной лесной твари. Вместе с тем мы видим, что в «Поучениях» он четко перечисляет тех зверей, с которыми ему довелось столкнуться. В частности, медведя – одного из самых свирепых лесных хищников, если верить мнению упомянутых ученых; непонятно, с какой стати Мономах медведя выделил, а всех остальных известных ему зверей свел к общему знаменателю под видом «лютого». То есть, очевидно, что «лютый» – это не какой-то обобщенный образ, а вполне реальный зверь – предмет изучения науки зоологии.

Другие ученые, без всякого сомнения, отождествляют «лютого зверя» с волком. Сразу чувствуется, что эти ученые имеют к биологии, и тем более к охоте, весьма условное отношение. Однако мы-то с вами знаем, что волк не из тех хищников, который может найти в себе силу и смелость сойтись один на один с конным воином, более того – вскочить ему на бедра.

рыська.jpg

Оберег XII–XIV вв., называемый «рыська», или «коник», изображающий зверя лютого

Хотя давайте себе представим волка, загнанного в угол объединенной сворой собак и всадников и которому некуда деться. В таком состоянии зверь, спасаясь от челюстей и холодного оружия, чисто теоретически мог бы вскочить на лошадь. Мог он и повергнуть лошадь вместе со всадником наземь – просто конь мог рвануть в сторону, видя такой расклад, и завалиться.

Упоминается «лютый» и в «Слове о полку Игореве», причем в таком контексте, что и сторонники идентификации нашего зверя как волка найдут в этих словах подтверждение, и противники также подтверждение найдут! Вот, судите сами, и ответьте себе на вопрос: волк ли подразумевается в «Слове»: «Скочи отъ нихъ лютымъ зверем… скочи вълком до Немиги».

Впрочем, существуют и куда более экзотические версии относительно определения нашего зверя. В частности, некоторые ученые, в основном те, кто страстно любит историю, но пренебрегает биологией, утверждают, что под «лютым» подразумевается не кто иной, как… крокодил. Приводятся даже исторические свидетельства. Так, например, в 1582 г. псковский летописец сделал такую запись: «В лето 7090 (1582)... Того же лета изыдоша коркодили лютии зверии из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша» (Псковские летописи, М., 1955, т. 2, с. 262).

Опять лютый зверь, но на этот раз не волк, а крокодил. Но тут мне, уважаемый читатель, оппонировать вообще нечем. Хотел было написать, что хладнокровная тварь-крокодил не выживет зимой в замерзающей европейской реке – это невозможно, дескать, потому что невозможно никогда, а потом вспомнил наших не менее хладнокровных змей, лягушек и болотных черепах. Выживают ведь! Как-то выживают, и при минус 30 градусах.

В общем, про крокодила в реке Великой я не верю, хоть и прочитал это вместе с вами. То ли летопись поддельная (что вполне может быть), то ли летописец фантазер, то ли словом «коркодил» называли кого-то еще.

Поэтому лютый зверь – настоящий лютый зверь, который прыгнул на бедра Мономаху и опрокинул его вместе с конем, – все-таки не крокодил.

Может быть, рысь? Есть историки, которые склоняются к версии рыси. Однако, на мой взгляд, слишком мелковата эта кандидатура как на звание «лютого», так и на то, чтобы завалить всадника вместе с конем. А если и завалила, как я уже писал, конь может шарахнуться вбок от страха и упасть, то это не повод для князя хвастаться на этот счет в «Поучении» своим детям.

Кроме того, уважаемые читатели, у меня в рукаве есть один козырь, который убедительно нам докажет, что «лютый зверь» – это не волк, не медведь, не рысь и даже не крокодил (не к ночи он будь помянут).

Наши предки были народом неглупым. В дохристианские времена духовная жизнь наших предков была не менее богата и насыщенна, чем во времена после крещения. Да и крещение во многих уголках территории, которую нынешние историки условно называют Древней Русью, было чисто номинальным: люди продолжали верить своим поганым богам и исполнять свои поганые обряды («поганые» от латинского слова pagani, что означает «язычники»). В частности, большой популярностью пользовались разного рода амулеты, которые носились у пояса, на специальной связке, или на шее, или на поясе. Каждый амулет помогал от чего-то своего, особого.

Скажем, миниатюрная ложечка берегла носителя от голода, маленький меч, топорик или молот приносили успех в бою и торговле, якорек берег женщину от походов «налево», медную рыбку носили рыбаки. Ну и так далее. Все эти предметы являют собой несколько стилизованные копии предметов реальных, но вместе с тем они были совершенно узнаваемыми. Ложку вы не перепутаете не то что с рыбкой, но и с половником, а молот с топориком.

Наряду со всеми амулетами-привесками существует специальный оберег от «зверя лютого», который носили все мужчины – воины и охотники – и который и в наше время нередко можно отыскать на местах древних поселений. 

Есть несколько подобных амулетов и у меня в коллекции. Обратите внимание: в фигурке легко узнаваем зверь семейства кошачьих! Рысь? Ни в коем случае! Взгляните на шикарный хвост: у рыси он куцый и неказистый.

Исследователи сломали много копий, пытаясь определить по оберегу, кем же был зверь лютый на самом деле.

Лютый зверь.jpg

Перстни, найденные на современных территориях Беларуси, Украины и России, датируемые XV-XVI вв. с каноническим изображением зверя лютого

Более всего склонялись ко льву или тигру. Да-да, климат Черниговщины ничуть не суровее климата Хабаровского края, где тигры отлично живут и размножаются, если им не мешает человек. Ну, а останки доисторических львов, которые жили по всей Европе, находят до сих пор.

Теоретически вполне может быть, что наш князь встретился в черниговских лесах с одним из последних зверей одного из этих видов, забредших за границы своего ареала распространения. Относительно Центральной Европы сказать ничего не могу, однако на Балканах и Южном Кавказе львы водились еще каких-то 700–800 лет назад. А сколько там от Кавказа до Украины? Три сантиметра на глобусе.

Однако изображение не льва и не тигра мы с вами рассматриваем. Если бы это был лев, то средневековый резчик литейных форм всенепременно изобразил бы его с гривой (гляньте на геральдические изображения львов), а тигра – с полосами на теле.

Но на наших фигурках нет ни того, ни другого, однако обратите внимание на круги на его теле. Круги эти встречаются примерно на пятидесяти процентах  найденных привесок. Ученые называют их «солярными знаками», которые для каких-то культовых целей были нанесены на тело зверя. Одни ученые сказали, другие согласились.

Но мы-то с вами не ученые, уважаемый читатель! Мы-то с вами думать умеем: а не только слепо доверять авторитетам! А может быть, это не солярные знаки вовсе? Может быть, это изображение пятен на шкуре зверя? Изображение пятен на шкуре леопарда?

Проверим нашу версию? Сейчас это делается легко. Смотрим ареал распространения леопарда. До мест, где произошли описываемые события, не доходит. Но не доходит совсем немного!

Если фламинго, курчавый пеликан и пустынная птица – розовый скворец – иногда залетают на территорию Беларуси, если лет 17 назад в Витебской области зафиксирован заход росомахи, то почему бы в 1117 году на Черниговщину не мог забрести леопард?! Мне кажется, мог и – более того! – забредал он туда неоднократно. Не настолько часто, чтобы дать ему свое, особое имя, но и довольно нередко, чтобы знали его жители как «зверя лютого» и отливали обереги, внешне его напоминающие. Причем обереги с ярко выраженными концентрическими пятнами на шкуре.

Комментарии пользователей (3)
Оставьте ваш комментарий первым
Александр Козорез    4 Ноября 2017 в 12:35
2
0
Лев и леопард были неотъемлемой частью наших экосистем. Этому есть подтверждения в виде палеонтологических находок. Исчезновение их было вызвано по всей видимости как прямым преследованием человеком, так и исчезновение источника питания. Запасы крупных травоядных в эти времена (времена Маномаха) стремительно таяли.... 
Александр Очеретний    5 Ноября 2017 в 11:37
0
0
Вроде бы, если верить палеонтологам, европейский лев вымер в первые столетия нашей эры. То есть примерно за 1000 лет до Мономаха.
Александр Козорез    5 Ноября 2017 в 20:28
2
0
Плейстоцен-голоценовое вымирание мегафауны процесс крайне длительный, который длился не одну сотню , а то и тысячу лет. Виды не исчезали мгновенно, а исчезали постепенно, сохраняясь еще долгое время в определенных рефугиумах. К примеру гигантский олень на основной территории обитания вымирает около 10 тыс. лет назад, но в рефугиуме на Южном Урале он существует еще 3,5 тыс. лет, где и вымирает под натиском появившихся скотоводов. Еще более интересно вымирание мамонтов. Этот вид в Евразии также вымирает около 10 тыс. лет назад, но на острове Врангеля мамонт вымирает уже в то время когда в Египте стояли пирамиды, от генетических мутаций, вызванных близкородственным скрещиванием. Евразийские львы не исчезают в отличии от Мегалоцероса и Мамонта полностью, во времена Маномаха они были  еще достаточно многочисленны в Азии и вполне допустимо, что одиночные особи могли забредать достаточно далеко.
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.