Молодые керамисты: от этники до неопознанных объектов

Любовь Гаврилюк
журналист
0 829 21 Фев 2018

Что общего у керамики с экологией? Да, в общем, все: идеи, материалы, технологии.

Об этом я думала на выставке «Між рукамі і полымем» в галерее «Университет культуры».

20180208_152446.jpg

Организатором выступило новое творческое объединение Гильдия керамистов, которая полна решимости показывать не утилитарную, а художественную керамику, поддерживать старейшую белорусскую традицию и ее мастеров, национальную школу в целом и наработки проекта «Арт Жыжаль» в частности. Это международный пленэр, который 15 лет подряд проводит под Бобруйском его основатель Валерий Колтыгин, очень талантливый человек и художник. Строго говоря, благодаря Валерию Аркадьевичу белорусская публика и знает, что такое современная керамика, как она развивается. И это помимо легенд, которыми окружен «Арт Жыжаль» в профессиональных сообществах многих стран.

20180208_163339.jpg

20180208_152347.jpg

Ежегодно по результатам пленэра в ведущих минских музеях проходят выставки, но, по словам руководителя гильдии Светланы Цап, этого недостаточно: нужны новые силы, есть планы весной провести фестиваль керамики, а в перспективе открыть музей.

В выставке «Між рукамі і полымем»приняли участие около 20 керамистов из Минска, Гродно, Гомеля. Среди них много известных мастеров и молодежи, которая приносит в искусство свое понимание современности, философские обобщения, новый пластический язык.

От статики к движению

Искусство сообщать керамическому объекту движение, «развивать грани», в полной мере относится к работам Леонида Рыжковского, Ольги Семашко, Софьи Сивер-Духовниковой, Виктории Соколовской.

Каким-то чудесным образом художники добиваются от брутального шамота, который больше всего распространен у нас, поразительных эффектов, неожиданных форм, объемов, фактур, оттенков цвета.

20180208_163139.jpg

20180208_162716.jpg

Неординарность материала, наверное, можно объяснить природным происхождением: шамот, или огнеупорная шамотная глина, – это глина не высокой очистки, а, наоборот, со включением обожженного порошка крупного помола. Благодаря разнообразию состава и рецептур изготовления шамотной массы ее свойства почти универсальны, и применяется она далеко не только в декоративно-прикладном искусстве, но и в строительстве, например. А в керамике каждый раз изумляешься превращению тяжелого, мощного материала в образ, метафору.

И когда я называю объект неопознанным, это значит, что впечатление он производит намного большее, чем следует из его названия. Даже в простых вроде бы сюжетах не просто животные или лодки на подиуме стоят, а есть за ними история, притяжение, резонанс мыслей автора и эмоций зрителя.

От ремесла к мастерству

Технологически керамика неизбежно привязана к специальным печам, что делает ее искусством непростым и в известной степени затратным.

Если когда-то печи имели учебные заведения, художественные мастерские, пленэр «Арт Жыжаль» (прямо на берегу Березины!) и, конечно, такие отраслевые предприятия как «Керамин» и «Неман», то теперь можно купить и более компактные установки. Недешевые и определенные условия для их работы, конечно, тоже нужны. Как никак, 1200-1300 градусов. Дровяной, электрический, под управлением точной электроники – обжиг всегда дело серьезное. И даже таинственное.

20180208_163314.jpg

20180208_152315.jpg

Среди керамистов много любителей технологических изысков. Например, техника дымления предполагает включение золы, которая при обжиге предмета в печи плавится и делает шамот из пористого непроницаемым, темным. Эффект графики создает на поверхности объекта волосяная техника: в этом случае плавится конский волос. Если предмет (с нанесенной глазурью) вынули из печи (до 800 градусов) и поместили в яму с опилками, вы увидите, какая патина появляется на шамоте, как будто из глазури восстанавливается металл. Это японская техника раку.

А можно после обжига использовать емкость с молоком: техника молочения закрывает поры шамота, создает плотную, почти герметичную поверхность и соответствующий образ. Например, Кирилл Кравцов работает практически в жанре реконструкции, создавая арт-объекты в серии «Эврика археолога». Ощущение тяжелого нешлифованного шамота действительно сродни впечатлению от археологических древностей.

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.