Ольманские болота посылают сигнал SOS!

Ольманские болота, которые являются одним из крупнейших и хорошо сохранившихся в естественном состоянии лесоболотных комплексов на территории Европы, под угрозой уничтожения!
В конце прошлого года тихо и незаметно как для общественности и НГО, так и для других заинтересованных сторон, прошли общественные обсуждения «плана уничтожения» Ольманских болот. Официально эти документы называются «Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) «Противопожарные канавы в ГЛХУ «Столинский лесхоз» в кварталах 81, 82 Ласицкого лесничества, кварталах 141, 142, 143, 53, 67 Колоднянского лесничества и кварталах 144, 145, 146 Кошаро-Ольманского лесничества» и ОВОС «Противопожарные канавы в ГЛХУ «Полесский лесхоз» в Храпуньском лесничестве кварталы 226, 225, 224, 223, 203, 181, 383, 380, 374, 369, 362, 355 и в Рубельском лесничестве кварталы 189, 174, 173, 172». Заказчиком планируемой хозяйственной деятельности являются ГЛХУ «Столинский лесхоз» и ГЛХУ «Полесский лесхоз», а разработчиком ОВОС – УП «Белгипролес».
Что будет сделано?
Авторы проекта предлагают для защиты болот Красное и Гало, а также болота Морочно от возгораний и обеспечения проезда к очагам возможных пожаров соорудить открытые бессточные канавы на расстоянии 60 м от их оси до государственной границы, включая устройство вдоль них кавальера. Противопожарные канавы запроектированы с параметрами: ширина по дну – 1,0 м, заложение откосов – 1:1,5 и глубина – от 1,8 до 2,2 м. Общая протяженность должна составить около 24 км в пределах Ольманских болот и около 8 км в пределах западной части болота Морочно. Для предотвращения понижения уровня грунтовых вод канавы запроектированы бессточными, с устройством через 18–500 м перемычек. С целью проезда вдоль канав запланировано сооружение благоустроенного кавальера со следующими параметрами: ширина по верху – 6,5 м, заложение откосов шириной 1,5 м и высотой от 0,5 до 1 м.
Наверняка не все читатели знают, что такое кавальер. Говоря простым языком, это земляной вал правильной призматической (трапециевидной) формы. Для его сооружения используется грунт, изъятый из выемки (канала). В данном случае кавальер фактически станет ничем иным, как дамбой высотой от 0,5 до 1 м, шириной по верху 6,5 м, а по низу – около 8 м! Предполагается, что кавальер будет использоваться для проезда техники. Следовательно, при его строительстве будет осуществляться не просто отсыпка грунта, но и его уплотнение с целью обеспечить достаточную несущую силу.
Рис. 1. Схема канала и кавальера (по материалам ОВОС). Пояснение: синяя линия – условный уровень грунтовых вод на болоте
Как уже говорилось, для устройства кавальера будет использоваться грунт, вынутый экскаватором при строительстве каналов, – это важный момент, к которому мы еще вернемся.
Где это будет построено?
Один из каналов с дамбой (кавальером) будет расположен практически полностью в пределах Ольманских болот. Напомню, что эта территория обладает целым рядом международных природоохранных статусов: Рамсарское угодье, территория особой природоохранной значимости (объект «Изумрудной сети») и др., а также имеет статус республиканского ландшафтного заказника. Второй канал с дамбой планируется построить в западной части болота Морочно, которое имеет статус территории особой природоохранной значимости (объект «Изумрудной сети» и ТВП).
В обоих случаях предлагается перекопать каналом и перегородить дамбой два естественных трансграничных болотных массива, один из которых – Ольманские болота – является крупнейшим в континентальной Европе лесоболотным комплексом, расположенным в пределах двух стран: Беларуси и Украины.
Рис. Локализация мест расположения каналов и дамб (жирные синяя и черная линии)
Рис. Локализация мест расположения каналов и дамб на топографической карте (болото Морочно)
Рис. Локализация мест расположения каналов и дамб на топографической карте (Ольманские болота, фрагмент)
ОВОС на авось!
На самом деле трудно назвать оба представленных документа ОВОСом (оценкой воздействия на окружающую среду). Подготовлены они крайне непрофессионально и не соответствуют требованиям законодательства.
Несмотря на то, что в отчетах ОВОС есть соответствующие разделы «Альтернативные варианты технологических решений и размещения планируемой деятельности», фактически в них описываются параметры строительства каналов и полностью отсутствует информация об альтернативных площадках и вариантах реализации противопожарных мероприятий.
В обоих случаях указывается, что реализация проектных решений не будет сопровождаться вредным трансграничным воздействием на окружающую среду в связи с тем, что проектируемый объект характеризуется отсутствием значительных источников негативного воздействия на основные компоненты окружающей среды. При этом авторы ОВОС забыли или не знали, что оба болота являются трансграничными водно-болотными угодьями с единым гидрологическим режимом!
Мне кажется, что даже для первокурсника очевидно: разделив единый болотный массив каналом и соорудив дамбу 0,5-1 м высотой, коей фактически будет являться кавальер, невозможно избежать вредного воздействия на окружающую среду, включая гидрологию объекта, животный и растительный мир, болотные экосистемы в целом (как в процессе строительства, так и после него в результате нарушения гидрологического режима).Разделы с описанием растительного и животного мира полны ошибок. Так, в ОВОС, подготовленном для Столинского лесхоза, описывается животный и растительный мир болота Морочно. Среди прочего указывается произрастание на данной ООПТ пихты белой, дрока германского, ежеголовника злаковидного, обитание чернозобой гагары, авдотки, белой куропатки и других видов! При этом, во-первых, планируемые каналы и дамба-кавальер не затрагивают заказник Морочно, во-вторых, указанных видов на его территории нет. Фактически в ОВОСе отсутствует описание животного и растительного мира, а также воздействие строительства на флору и фауну участков, где планируется строительство каналов и дамб, в пределах Столинского и Полесского лесхозов.
Также в ОВОСе указывается, что места обитания редких видов растений и животных, занесенных в Красную книгу, отсутствуют в пределах зоны строительства. При этом специальных исследований для данных территорий авторами ОВОСа не проводилось, так что непонятно, на основании чего сделано такое заключение. В то же время существует План управления заказником «Ольманские болота», а также материалы исследований сотрудников НАН, базы данных ТВП и другие материалы, которые свидетельствуют о том, что непосредственно в зоне строительства установлены места обитания десятков охраняемых видов, в том числе глобально угрожаемых – большого подорлика и вертлявой камышевки. Как следствие отсутствует оценка воздействия фактора беспокойства на охраняемые виды в период строительства, а также его последствий.
Рис. Места обитания охраняемых видов в зоне строительства на Ольманских болотах (участок строительства канала и дамбы-кавальера выделен красной линией (материал предоставлен Валерием Домбровским))
Также отсутствует оценка воздействия строительства на редкие и типичные биотопы, которые распространены практически в пределах всей зоны строительства каналов и дамбы-кавальера на обоих болотных массивах.
Рис. Распространение особо ценных экосистем (редких и типичных биотопов) в зоне строительства каналов и дамбы-кавальера на Ольманских болотах (источник: План управления Республиканским заказником «Ольманские болота» ГНПО НПЦ по биоресурсам, 2014 г.)
В разделах «Поверхностные воды» описываются реки в пределах Столинского района, но при этом полностью отсутствует описание гидрологии болотных массивов, непосредственно затрагиваемых строительством! Фактически отсутствует оценка воздействия на поверхностные и подземные воды, а также прогноз изменения их состояния в зоне строительства. Авторы ОВОСа упоминают только загрязнение поверхностных вод в период проведения строительных работ, отмечая, что данные воздействия будут временными и локальными лишь на этапе строительства и вызовут незначительные, локализованные, кратковременные негативные воздействия! При этом в ОВОСе отсутствует информация о том, как изменится гидрологический режим поверхностных и подземных вод болотного массива в результате строительства канала и дамбы-кавальера.
Мнение ученых
Свою оценку проекту дал один из ведущих белорусских орнитологов Валерий Домбровский, который уже долгие годы проводит исследования на территории, которую затронет строительство: «Реализация проекта станет катастрофой для Ольманских болот. Обратите внимание на пункт 4.3 (Воздействие на поверхностные и подземные воды. Прогноз изменения состояния природных вод). Один абзац – как будто канаву на пустыре под Минском копают! Ни слова о гидрологии болота, о том, что у него есть естественный сток на северо-восток. Достаточно посмотреть на спутниковый снимок в Google, чтобы понять, как ориентированы болотные водотоки. Строится ведь не только канава, но и дорога вдоль нее. Это очень сильно завуалировано. Дамба с канавой полностью перекроют естественный сток воды. На украинской территории образуются затопления, а на нашей все высохнет и начнет зарастать березняком и ивняком. Это значительно увеличит пожароопасность нашей части болота и приведет к исчезновению местообитаний ряда редких видов, в первую очередь вертлявой камышевки и большого подорлика.
На спутниковой карте отлично видны коричневатые тяжи, идущие по болоту, где планируется строительство канавы и дамбы, – это осоковые участки, на которых живет вертлявая камышевка и кормится большой подорлик. Там есть течение, которое видно даже невооруженным глазом. Во многих местах вода течет подо мхом, а выходит на поверхность только окнами. В проекте написано, что канава не пересекает водных объектов, но по сути все болото здесь является единым водным объектом.
В районе предполагаемого строительства имеется концентрация многих редких видов. Они все будут под угрозой исчезновения. Необходимо понимать, что самому болоту и животным пожары совершенно не опасны. Горят только сосновые острова, которые горели уже много раз, там мало кто обитает. Причем горит всегда осенью, когда птицы уже отгнездились и улетели. На болоте уровень воды достаточно высокий. Сгорает только самый верхний слой мха, который быстро восстанавливается. Глубоких торфяных пожаров там никогда не было. А вот после строительства этой «противопожарной» канавы и дамбы они точно начнутся».
Канал и дамба спасут или сожгут болото?
Вернемся еще раз к некоторым нюансам строительства и особенностям гидрологии Ольманских болот. На сегодняшний день они представляют собой лесоболотный комплекс с наиболее стабильным гидрологическим режимом (прежде всего в центральной части – там, где как раз предполагается строить канал и дамбу). Это обусловлено во многом крупными размерами и отсутствием в пределах центральной части мелиоративных каналов. Уровень стояния грунтовых вод на болоте, особенно в месте строительства каналов, всегда достаточно высокий, даже в наиболее засушливые годы. Это видно по визуальным наблюдениям, а также подтверждается доминирующими там растительными сообществами. Даже в наиболее засушливые годы в случае пожара на болоте выгорает только верхний слой растительности, и оно быстро восстанавливается.
Что же случится после строительства каналов и дамбы? Здесь я совершенно согласен с Валерием Домбровским: как каналы, так и в первую очередь дамба нарушат естественное движение воды по болоту. Это вызовет осушение одной его части и затопление другой. И, как следствие, запустит сукцессию (зарастание болота), а также повысит уровень пожароопасности. При средней мощности торфа на болоте 1,4 м и глубине каналов 1,8-2 м кавальер-дамба в пределах болота на 80–90% будет состоять из торфа! Дамба, сложенная из пересушенного торфа 0,5-1 м высотой, протянувшаяся через все болото, густо заросшая травянисто-кустарниковой растительностью, которая высыхает к началу осени, фактически будет выполнять функцию «бикфордова шнура».При подходе низового пожара со стороны Украины и сильном ветре искры без особого труда преодолеют семиметровую водную полосу канала и попадут не на влажную низкорослую растительность болота с белорусской стороны канала, а на сухой, как порох, торфяной вал, покрытый густой травянисто-кустарниковой растительностью высотой 0,5-1 м! И вот тогда болото точно запылает, а кавальер-дамба будет гореть, пока не выгорит до уровня залегания грунтовых вод.
Кто ответит за преступную глупость?
Можно вырыть канал и соорудить дамбу, потратив на это сотни тысяч рублей из бюджета, – и уничтожить при этом одну из самых немногих в Европе природных территорий, сохранившихся в практически нетронутом состоянии. Получить результат, обратный желаемому, – не защитить болото от пожаров, а, наоборот, повысить пожароопасность! Ввязаться в международный скандал в связи с уничтожением Рамсарского угодья и ТОПЗ. Вопрос в том, кто за это будет отвечать? Райисполком, принимавший решение? УП «Белгипролес», готовивший так называемые ОВОСы? Заказчики – лесхозы?
А можно вернуться за стол переговоров, подготовить еще раз, более качественно, ОВОС с привлечением специалистов-гидрологов, биологов, международных экспертов, а потом профессионально и трезво оценить, чего будет больше от строительства каналов и дамбы-кавальера: пользы или вреда.
P.S. Кстати, как я уже упоминал, Ольманские болота являются заказником республиканского значения. В соответствии с режимом охраны на его территории запрещено проведение гидромелиоративных и других работ, связанных с изменением естественного ландшафта и существующего гидрологического режима. Очевидно, что подобное строительство – это прямое нарушение Положения о заказнике!
Фото Сергея ПЛЫТКЕВИЧА и Валерия ДОМБРОВСКОГО
В соответствии с Постановлением № 47 (Глава 2 пункт10) проектная организация при разработке программы проведения ОВОС с учетомкритериев, установленных в Добавлениях I и III кКонвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте,подписанной в г. Эспо 25 февраля 1991 года, определяет, может ливоздействие планируемой деятельности иметь трансграничный характер.
В соответствии с Добавлением III «Конвенцияоб оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»основанием для рассмотрения вопроса о возможности какого-либо вида деятельностиоказать значительное вредное трансграничное воздействие является то, что:
б) …планируемыевиды деятельности, которые осуществляются в особо чувствительных или важных сэкологической точки зрения районах или в непосредственной близости от них(например, сильно увлажненные земли, определенные в рамках Рамсарскойконвенции, национальные парки, природные заповедники…;
с) планируемыевиды деятельности, оказывающие особенно сложное и потенциально вредноевоздействие, включая такие виды воздействия, которые влекут за собой серьезныепоследствия для людей и ценных видов флоры и фауны и организмов…
В соответствии с пунктом 2 Добавление III, в данномконтексте рассматриваются планируемые виды деятельности, осуществляемые внепосредственной близости от международной границы.
Территория Ольманских болот и болото Морочно, на которыхзапланировано строительство каналов и дамбы-кавальера являются двумя единымтрансграничным лесоболотными комплексами расположенными в пределах Беларуси иУкраины. Кроме того, Ольманские болота с Белоруской стороны являются Рамсарскимугодьем и непосредственно граничит (в Украинской стороны) с Ровенским природнымзаповедником, который также является Рамсарским угодьем. Строительство каналовзапланировано непосредственно в близи государственной границы РеспубликиБеларусь и Украины, на территории Рамсарского угодья Ольманские болота (OlmanyMires Zakaznik, Site no. 1019: https://rsis.ramsar.org/ris/1091)и вблизи (на расстоянии менее 100 м) от природного заповедника и Рамсарскогоугодья Perebrody Peatlands, (Site no. 1402 https://rsis.ramsar.org/ris/1402 (Украина).Таким образом, в соответствии с конвенцией ЭСПО, данная деятельность(строительство каналов и дамбы-кавальера), безусловно, имеет трансграничныйконтекст, со всеми вытекающими отсюда последствиями, касаемыми процедурыпроведения ОВОС. В данном случае проведение ОВОС, с учетом трансграничногоконтекста, обязательно, не зависимо от высказанного в рассматриваемых ОВОСмнения авторов о том, что «реализация проектных решений не будет сопровождатьсявредным трансграничным воздействием на окружающую среду».
Сегодня разговаривалс главным лесничим Столинского лесхоза (Репетухой Николаем Витальевичем тэл. (8 01655) 2-82-95), а также с работниками некоторых лесничеств – строительствоканалов и дамбы пока не началось (ни в Столинском ни в Полесском лесхозах)! Вразговоре главный лесничий высказал мнение о том, что они, скорее всего,откажутся от строительства каналов на Ольманах. Но еще раздумывают надстроительством на Морочно (западное). В настоящее время они готовят ответ нанаше (БОО) обращение.
Эту информациюподтвердил и главный лесничий Полеского лесхоза Петровец Василий Николаевич (тел.:64-6-38). В разговоре Василий Николаевич уверенно утверждал, что каналы ониточно не будут строить. И вообще эта идея им была «спущена с верху»…
Однако подождем официального ответа.
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.