Ольманы – уничтожительная инфраструктура! Часть вторая. Поступательное уничтожение

Андрей Абрамчук
председатель Лесной рабочей группы АПБ, член ЦС АПБ
0 823 26 Окт 2018

Продолжение. Часть первая

В настоящее время на Ольманских болотах идет строительство дороги № 3 Минлесхоза, по восточной части заказника (рис. 1).

Однако дорога № 3 – это не единственная новая дорога в заказнике. Что же уже построено на Ольманских болотах?

В 2015–2017 гг. на территории Ольманских болот было построено более 100 км новых дорог, включая так называемый «рубеж охраны» и дороги Госпогранкомитета РБ (рис. 1).

Ольманы вся инфраструктура рис 1 часть 2.jpg

Условные обозначения рис й часть 2.jpg
Рис. 1. Новая дорожная инфраструктура Ольманских болот

Тут следует пояснить, что такое рубеж охраны. Если кратко, то под рубежами охраны понимаются контрольно-следовая полоса (КСП), рокада (ведомственная дорога), полоса местности, предназначенная для оборудования сигнализационного комплекса (системы) заградительного и (или) не заградительного типа, наблюдательная и (или) техническая вышка и оградительный забор. Рубеж на болоте – это высокая насыпь (до нескольких метров) шириной до 20–25 м, по которой проходит дорога, КСП и забор из металлической сетки.

Рубеж фото_фото 1 часть 2.jpg Рубеж фото_фото 2 часть 2.jpg

Рубеж охраны в процессе строительства, Ольманские болота, 2016 г. Фото Александра Штаненко, sb.by

Большая часть из этих дорог построена в юго-восточной части Ольман, между дд. Дроздынь – Заболотье – Познань – Дзержинск. Это три дороги Госпогранкомитета и рубеж охраны. Две дороги Минлесхоза (дорога № 1 и № 2), хотя это фактически одна дорога, рассекающая заказник в меридиональном направлении; дорога, условно соединяющая дд. Дзержинск – Теребличи.  Следует добавить, что пограничные дороги в большинстве случаев строились по старым лесным дорогам. Однако и они в нескольких местах пересекают открытые болотные участки на протяжении около 1,5 км. И, конечно же, никаких гатей или иных приспособлений для минимизации воздействия дорог на гидрологический режим болота там вы не найдете. Что же касается рубежа, то около половины его протяженности (то есть около 10 км) проходит по болотному массиву. И, конечно же, никаких гатей или иных приспособлений для минимизации воздействия рубежа на гидрологический режим болота также нет. Фактически от болотного массива дамбой отрезали около 2000 га, в том числе около 1000 га редких и типичных биотопов.

Ни в одном случае не были применены какие-либо меры для уменьшения влияния инфраструктуры (дороги, рубеж) на болото. Во всех случаях болото просто засыпалось песком.

Что в планах?

Однако это не все, что планируется построить на Ольманах. Минлесхоз проектирует еще несколько объектов. Кроме уже построенных дорог (№№ 1-2), строящейся дороги № 3, планируется построить еще две дороги: № 4 и № 5 (рис. 1).

Каждый километр дороги увеличивает фрагментацию лесоболотного комплекса и ведет к уничтожению самой важной и уникальной черты Ольманских болот – единого пространства дикой природы! Кроме того, с трудом верится, что Минлесхоз полностью отказался от идеи строительства пожарных канав на границе с Украиной. Нет уверенности и в том, что Госпогранкомитет не планирует строительства рубежа по границе между дд. Ольманы – Дроздынь (рис. 1). Если все эти планы будут реализованы, мы безвозвратно потеряем уникальную природную территорию Ольманских болот!

Часть 2 фото 4 Весь рубеж охраны ОЛЬМАНЫ.jpg
Построенный на Ольманах рубеж охраны. На карте прекрасно видны самые крупные карьеры (большие белые пятна в красных кругах), разрабатываемые при строительстве дорог и рубежа – все они либо незаконны, либо разрабатываются с нарушением законодательства

Однако об этом подробнее в следующем материале.

Окончание следует

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.