Первый год работы «Зеленого телефона»

Андрей Бородин
заместитель редактора Wildlife.by
0 680 16 Янв 2018

Когда горячая линия под названием «Зеленый телефон» только начала свою работу в конце 2016 года, она явно задумывалась как своеобразная экологическая скорая помощь. По понедельникам, средам и пятницам с 10.00 до 18.00 каждый белорус может позвонить на номер +375 (29) 170-26-70, чтобы получить бесплатную юридическую консультацию по экологическим проблемам. Важное отличие состоит в том, что затем решать их придется уже своими силами, никакая оперативная бригада на место событий не выедет. Фактически речь идет об инструменте самопомощи, для использования которого требуется определенная личностная и социальная зрелость – качества, которых многим белорусам как раз не хватает.

Тем важнее было бы узнать, насколько эффективными оказались телефонные консультации, которые за год получили порядка 350 человек. В пресс-релизе, подготовленном к годовщине работы «Зеленого телефона», эта информация не содержится. Однако проанализировать другие данные тоже интересно.

Чаще всего на горячую линию звонили жители Минска и Минской области (72% всех обращений). Даже если учесть, что здесь сконцентрировано более трети всех жителей Беларуси, бросается в глаза огромная разница по сравнению с другими регионами. Стоит отметить, что женщины обращались за помощью почти вдвое чаще, чем мужчины. Наверняка на основании этой информации каждый сделает свои выводы. Все же основной интерес представляют собой проблемы, которые волновали звонивших. На первом месте с большим отрывом оказались зеленые насаждения (145 обращений). Минувший год прошел под знаком борьбы с их вырубкой, неправильной обрезкой деревьев и т.п. Так что повышенное внимание к данной теме вполне понятно. 88 обращений касалось обращения с отходами. Это мог быть как раздельный сбор мусора, так и нелегальные свалки, которые все чаще появляются в окрестностях белорусских городов. На третьем месте с 38 обращениями оказалось строительство.

Итоги работы_инфографика_2.jpg

Понятно, что перечисленные проблемы зачастую связаны как друг с другом, так и в целом с развитием городской среды, где обитают звонившие. Фактически они являются частью повседневной реальности, которая окружает в первую очередь жителей крупных населенных пунктов. При этом целый комплекс проблем, связанных с сохранением биологического разнообразия, явно оказался в стороне. Похоже, это связано с тем, что о существовании «Зеленого телефона» те белорусы, к которым они имеют прямое отношение (например, жители сельской местности), попросту не знают, а для ученых, лесничих и других специалистов в данной области подобные консультации не актуальны по разным причинам.

С точки зрения горожанина, который, как правило, выезжает на природу несколько раз в год только для того, чтобы «культурно отдохнуть», и для жителей сельской местности, чей доход зачастую зависит от состояния окружающей среды, ее деградация вследствие рубок, пожаров, браконьерства и т.п. имеет совершенно разное значение. Последним дистанционная юридическая помощь бывает даже более необходима, поскольку получить ее на «месте» зачастую бывает сложно или вовсе невозможно. Помочь исправить ситуацию могла бы масштабная информационная кампания.

В любом случае существование «Зеленого телефона» как таковое имеет большое значение. Однако без нашего участия оно не решит ни одну экологическую проблему. Сами белорусы должны проявить активную жизненную позицию, поскольку охрана окружающей среды – дело не только и не столько государства, сколько каждого из нас.

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.