Подведены промежуточные итоги проекта «Поддержка зеленого градостроительства в малых и средних городах Беларуси»

0 426 11 Дек 2018

Семинар «Разработка перспективных направлений по зеленому градостроительству в Республике Беларусь» преследовал сразу три цели: во-первых, объединить и систематизировать то, над чем работали разные группы специалистов целый год; во-вторых, показать представителям небольших белорусских городов, что проект действительно работает и приносит пользу; в-третьих – обсудить будущее проекта и нюансы, которые обнаружились в процессе работы.

Сейчас в проекте участвует три города – Новогрудок, Полоцк и Новополоцк, но, судя по количеству слушателей из всех регионов страны, кажется, скоро количество участников вырастет.

Ирина Усова, руководитель проекта ПРООН-ГЭФ-Минприроды «Поддержка зеленого градостроительства в малых и средних городах Беларуси» (Зеленые города), говоря о запланированных результатах, отметила сокращение выбросов СО2 на 91,1 тысячи тонн, сбережение 112,2 ТДж электроэнергии за счет вложений в модернизацию городского транспорта и энергоэффективность и 21 423 ГДж экономии энергоресурсов за счет модернизации уличного освещения, контрольной аппаратуры и информационных систем.

Руководитель проекта высказала надежду, что локальный и во многом пока пилотный проект станет «вакциной» для нашей страны, запустит развитие зеленого движения в малых и средних городах.

Эксперты подчеркивали, что каждый город требует отдельного рассмотрения, особого подхода. Конечно же, проблемы малых городов не уникальны, но всегда присутствуют определенные особенности. Например, в рамках проекта Полоцк и Новополоцк в основном рассматриваются как единый объект – это обусловлено их тесным взаимодействием.

b7c6e0803d36a833c499aa292dcda257.jpg

Города расположены очень близко, буквально в 10 километрах друг от друга, и жители активно этим пользуются. Поэтому первостепенной задачей для специалистов проекта стало усовершенствование транспортной системы этой агломерации. В ближайшие два года будет улучшена большая часть городского транспорта, велосипедные сети Полоцка и Новополоцка будут расширены и объединены, будут созданы равные условия перемещения для всех групп жителей. Результатом станет увеличение скорости сообщения с помощью общественного транспорта.

А вот для Новогрудка более актуальным вопросом оказалось сбережение энергоресурсов, поэтому здесь усилия будут сосредоточены на замене уличного освещения на светодиодное, введении новых систем контроля и управления. Прогнозируется, что такая модернизация позволит сэкономить до 90 тысяч долларов текущих выплат.

679678dde2ee5b4bb701e2bf8cdc290d.jpg

Кроме этого, в городе выявились проблемы с энергоэффективностью жилых зданий, и сейчас рабочая группа занимается поиском оптимального решения вопросов отопления. Усложняется положение тем, что жилой фонд очень неоднороден – разные материалы стен, окон, время постройки – все это влияет на энергопотребление. Следовательно, и меры, принимаемые для изменения схемы расходования, должны быть разными.

Следует сказать, что определение самых болезненных точек города – непростая задача. Для этого была разработана специальная система, учитывающая около десяти показателей. На выбор влияет не только то, насколько остро стоит проблема или количество жителей, которых она затрагивает, но и то, насколько сложным может быть решение, реально ли получить финансирование на проработку вопроса.

Чем больше докладчиков говорили о своей работе, тем яснее становилось: невозможно решать отдельные разрозненные проблемы. Каждая из них плотно связана с другими.

Кристина Гауче, международный консультант по разработке плана устойчивой городской мобильности, в этой сфере работает с 2003 года. За это время защитила диссертацию и уже многое успела сделать для развития родного Вильнюса. Доклад Кристины был сосредоточен на особенностях развития устойчивой городской мобильности при ограниченном бюджете и отсутствии системы долгосрочного планирования, что очень актуально для подобных локальных проектов. Специалист высоко оценила ту работу, которую проводят белорусские рабочие группы, и предупредила, что приехала не «учить и наставлять», а поделиться опытом совершенных ошибок, помочь избежать неверных шагов.

Самым ценным советом, получившим одобрение среди публики, оказался такой: «Целью небольших городов должно быть желание горожан оставаться жить и рожать детей в своем городе, а не стремиться уехать в мегаполисы. Тогда все зеленое градостроительство, транспортная система, водопровод, освещение и отопление становятся задачами, а не целью, и решать их немного проще».

Кристина Гауче говорила и о том, что нужно направлять усилия на то, чтобы привлечь и заинтересовать жителей этих самых небольших городов, ведь они могут захотеть поучаствовать в улучшении, в том числе и финансово. Но для обывателя цель «снизить количество выбросов СО2» практически ничего не значит, это слишком абстрактно и не вызовет интерес у большинства. А вот формулировка «мы хотим сделать воздух чище, чтобы дети могли спокойно и безопасно для здоровья играть во дворе» уже гораздо сильнее воздействует на людей.

Литовская специалист предостерегла также от ошибки, с которой когда-то столкнулась сама. Кристина Гауче напомнила, что устойчивая мобильность – это в первую очередь управление спросом, а не создание нового предложения. То есть в попытках достичь целей устойчивого развития первым шагом должен быть всесторонний анализ инфраструктуры города, чтобы избежать ситуации, при которой все важные пункты сосредоточены в центре или на каком-то одном участке. Если сбалансировать насыщенность города необходимыми жителям объектами, не придется добавлять транспорт, например. Ведь устойчивая мобильность – это не только и не столько о транспорте, сколько о том, что все жители должны иметь стабильную возможность удовлетворять свои самые разнообразные потребности.

Источник: planetabelarus.by

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.