Пока орлы улетели на зимовку, у них хотят отобрать дом

0 53 28 Ноя 2018

Лесовозные дороги снова угрожают бездумно уничтожить уникальную природную территорию.

Выдрица – уникальная территория. Здесь низинный заболоченный лиственный лес плавно переходит в красивейшие черноольшаники. На возвышенностях — обилие огромнейших кленов, дубов и лип. Это сохранившийся фрагмент малонарушенного лесоболотного комплекса в пойме реки Березины.


Биотоп заболоченного смешанного леса

Места вокруг уже достаточно сильно трансформированы, да и самому заказнику досталось – его уже порезали дорогами. Но в северной части сохранился достаточно крупный цельный фрагмент.

Именно здесь живут большие подорлики, которым угрожает глобальное исчезновение. И именно там хотят построить дорогу.

Сейчас большие подорлики из Беларуси зимуют на Балканском полуострове и в Африке и не догадываются, что лесники со строителями на родине, в Беларуси, готовят им сюрприз. Их дом здесь может быть уничтожен. Группировка большого подорлика насчитывает в Беларуси всего 120–150 пар как раз в связи с ограниченным количеством заболоченных мест, пригодных для гнездования этого чувствительного к беспокойству вида.

Выдрица является не только республиканским заказником и одним из ядер экологической сети Республики Беларусь национального уровня. Она имеет и международные природоохранные статусы. Это Рамсарская территория и Территория, важная для птиц, имеющая международное значение.

Северный участок Выдрицы, через который планируют провести дорогу, сохранил свою первозданную дикую структуру, как видно на спутниковом снимке

Еще в июле 2018 года признаков строительства дороги на Выдрице не было.

28 октября 2018 года волонтеры АПБ Андрей Шевчик и Александр Зятиков побывали на месте предполагаемого строительства дороги. Они обнаружили, что на всем протяжении планируемой дороги уже произведена разметка для начала строительства.


Метки

Андрей Шевчик, волонтер АПБ: 

– Судя по предполагаемому месту размещения планируемой дороги, она пройдет вплотную к месту гнездования северной пары больших подорликов, что не оставит птицам никаких шансов гнездиться в этом районе. Без всяких сомнений можно сказать, что строительство нужно исключительно для проведения рубок спелых и переспелых лиственных лесов заказника. Это не сможет не повлиять на существующую там экосистему. Исчезнет очень много дуплистых деревьев, помимо основной дороги, появится сеть технологических проездов для лесозаготовительной техники, о какой-либо тишине в радиусе нескольких километров можно будет забыть навсегда. Таким образом, будет запущена цепная реакция, которая приведет к кардинальному изменению или, другими словами, уничтожению этого уникального места».

Ландшафт и гидрорежим будут нарушены, а это негативно повлияет на редкие и обычные виды фауны и флоры этих мест. Многие не смогут приспособиться к изменениям.

Главный лесничий Жлобинского лесхоза Павел Михайлович Тиколович поясняет, что дорогу хотят построить для доступа к лесу (по руслам ручьев много ольхи, на болотных островах – сосна), а также для охраны леса от пожаров – чтобы к местам локации пожаров могла проехать техника.

Однако, как отмечает председатель Лесной рабочей группы АПБ Андрей Абрамчук, большая часть территории участка, где собираются строить дорогу, относится к 4-5-му классам пожароопасности, то есть там такие леса, которые практически не горят. С другой стороны, чем доступнее для людей делаются дикие места, тем более вероятны там пожары. По данным Минлесхоза, в 9 из 10 случаев виновником возгорания является человек. 

Проект обойдется в немалую сумму, ведь сыпать дорогу придется по болоту, которое поглощает огромное количество песка. Затраты едва ли окупятся той древесиной, которая будет здесь добываться.

В итоге дорога будет не только бесполезна, но и опасна.

Необходимый этап при подготовке проектов на природоохранных территориях – проведение оценки о воздействии на окружающую среду (ОВОС). Отчет об ОВОС по дороге в заказнике «Выдрица» был подготовлен, но Гомельский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды его не утвердил. Теперь отчет дорабатывается.

Местные жители знают о том, что по болоту планируют провести дорогу, но говорят, что им самим она не нужна. Они посещают лес только до границы с заболоченными участками, так как далее начинаются труднопроходимые места без грибных и ягодных угодий.

Местные жители следят за информацией о дороге, но считают, что все уже давно решено за них.

Слово экспертам

Александр Винчевский, директор АПБ:

Современная деревообрабатывающая промышленность уже не нуждается в крупных стволах, как раньше. Из тонких стволиков склеиваются сейчас панели любой величины. Для биоразнообразия, для сохранения орлов возраст леса имеет безусловное значение. АПБ сейчас старается наладить взаимодействие с Министерством лесного хозяйства по обсуждению планов строительства лесохозяйственных дорог, чтобы предотвращать такие ситуации заранее, когда еще нет проектов и на них не затрачены народные деньги. Есть надежда, что Выдрица останется нетронутой.


Семен Левый, специалист АПБ по природоохранным вопросам:

Участки леса, которые планируют вырубить, являются местом гнездования не только большого подорлика, но и десятков пар других «краснокнижных» видов птиц. Для воробьиного сыча, мухоловки-белошейки и белоспинного дятла подготовлены паспорта мест обитания и проекты охранных обязательств и переданы в Жлобинскую районную инспекцию природных ресурсов и охраны окружающей среды. Если документы примут, лесхоз обязан будет охранять эти уникальные места, а не уничтожать.

Источник: ptushki.org
По теме: Большой подорлик – птица 2019 года
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.