Собаководство античного мира

Александр Очеретний
журналист WildLife.by
0 96 10 Авг 2018

Весьма модная нынче тема: охотничьи и рыболовные традиции, охотничья и рыболовная культура.

Почему-то, когда разговариваешь с охотниками, то чаще всего средоточие всех вопросов культуры они видят в элементарном соблюдении правил охоты, в том числе неписаных. В последнее время немало внимания уделяют одежде. Другие вопросы поднимаются куда реже. О культуре содержания собак говорят пока мало, но тема весьма обширна и уходит своими корнями в седую древность. Об этом мне бы хотелось сегодня поговорить.

Причем на этот раз обойдемся без наставлений и поучений, а расскажем, как было принято содержать собак и относиться к ним в античные времена.

Древние европейские цивилизации – древнегреческая и древнеримская – стали тем базисом, на котором возник весь европейский мир во всем его многообразии.

У греков и римлян были собаки – это понятно. Со своими собаками они охотились – это ясно. Более того, своими собаками они дорожили не меньше, чем современные продвинутые собаководы, и содержали их с максимально возможным комфортом, а как именно – сегодня расскажем.

Но начнем не с Греции и Рима, а с других европейских цивилизаций.

В античном мире собак держали для охраны, для охоты и просто так. Да-да – «диванные бездельники» собачьего роду-племени – это не странная особенность нашего времени, они были всегда. Взгляните-ка на картинку-реконструкцию, правда, это не Рим и не Греция. Это Северный Кавказ. Знатная женщина была похоронена вместе с пинчероподобной короткошерстной собачкой c купированным хвостом – уже тогда, в VI веке до нашей эры эти «никчемные» карманные «козявки», мало отличающиеся от современных, – были в почете и фаворе.

ccc1.jpg

А вот взгляните на сарматский стеклянный перстень, датируемый также VI в. до н.э., – на щитке изображен довольно распространенный сюжет для таких изделий. Мы видим так называемую инталию – гемму со врезным изображением, на которой отчетливо видна шпицеобразная собака. То есть, грубо говоря, лайка, так называют этих собак в наше время.

ccc2.jpg

Нужно отметить, что лишь бы кого на украшениях не изображали, да еще с таким тщанием и любовью. Это изображение говорит о той особой роли, какую играла собака для сарматских племен. Можно поспорить и сказать, что для древнего человека такую роль играли все домашние животные – в первую очередь овцы, коровы и лошади. Возможно. Однако колец с изображением коровы или овцы среди артефактов, принадлежащих сарматам, пока не найдено.

Но давайте переместимся на юг Западной Европы, туда, откуда мы и начали свое повествование. Обратите внимание на одну из ярких и прекрасно сохранившихся мозаик, изображающих охотничью сцену.

ccc3.jpg

Здесь мы видим охотника, который спустил со сворки двух собак, по виду – остроухих борзых, которые и делают именно то, чем должна заниматься борзая, – загоняют зайца. Порода собак идентифицируется с легкостью. Это действительно борзые – точнее, одна из пород поденгу (скорее всего поденгу ибиценко) – собаки, с которыми до сих пор охотятся на равнинах Италии, Испании и Южной Франции.

Как держали собак в древнем Риме и Греции? Вы удивитесь, но точно так же, как у нас, в нашем современном мире. Про диванных мы уже написали выше, расскажем про «нормальных» собак.

Богатые люди держали собак «на вольном выпасе» в домах. Псы могли ходить свободно по двору и дому. Нередко их использовали как грелки – подоткнуть озябшие ступни под брюхо дремлющему псу было в порядке вещей.

Потенциально опасных собак держали на привязи. Это могла быть как глухая привязь, так и блок-пост. Блок-постом называется нехитрое устройство, когда поводок цепляется к длинной проволоке, прикрепленной между двумя столбами, что дает караульному псу куда большую свободу действий, чем на простой привязи. Предупреждающие таблички были в ходу, как и в наше время, например, такие, как из города Помпеи. Надпись проста и доступна: «Берегись собаки».

ccc4.jpg

А теперь взгляните на следующий экспонат нашей спонтанной выставки. Это древнеримский собачий жетон. Обратите внимание на эту древнюю надпись – в те времена не было еще пробелов между словами. На вульгарной (народной) латыни здесь написано: «Держи меня, не дай убежать и верни моему хозяину Вивентию в имении Каллиста».

То есть это тот предмет, который называют сейчас «адресником» и который должен помочь вернуть потерявшуюся собаку.

ccc5.jpg

Кстати, уважаемый читатель, просто информация к сведению: подавляющее большинство тех собак, которые фигурируют в объявлениях о пропажах, – это животные, на ошейниках которых не было жетона с адресом или телефоном хозяина. Мы не говорим сейчас о клеймлении или электронных чипах – хотя бы просто повесьте на ошейник своему псу жетон с телефоном или своим адресом, как это сделал Вивентий из Каллисты, живший много-много веков назад.

Собачьи поводки, ошейники и шлейки до нас практически не дошли – кожа не сохранилась за тысячелетия. Однако металлические части этих предметов – в основном отлитые и кованные из бронзы – сохранились прекрасно и позволяют уверенно сказать, что они ничем не отличались от современных. Взгляните хотя бы на карабин, который крепился одной стороной к ошейнику, а другой к поводку.

ccc6.jpg

Можно задать логичный вопрос: а по каким признакам можно судить, что это собачий карабин? Ответим. Этот карабин найден в собачьей могиле. Были в античных государствах и такие.

Посмотрите на одно из дреневнеримских надгробий. А вот и перевод надписи, нанесенной на могильный камень: «Для любимой Метилианус. Люциус Новиус Априлис сделал это». На этой трогательной ноте мы и закончим повествование о содержании собак в античном мире.

ccc7.jpg

Иллюстрации с сайта http://domongol.org/

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.