Ученые предупреждают о радиоактивных рисках водного пути Е40 для миллионов людей

0 672 24 Апр 2020
В преддверии годовщины аварии на ЧАЭС опубликовано научное исследование «Наследие Чернобыля и трансъевропейский водный путь Е40», над которым работала независимая команда экспертов совместно с представителями белорусских общественных организаций «Ахова птушак Бацькаўшчыны» (АПБ) и «Багна».

Водный путь Е40 – план строительства судоходной трассы длиной более 2000 км, который хотят проложить по Висле, Припяти и Днепру, чтобы соединить Балтийское и Черное моря для судов. План проекта предполагает строительство обводного канала в Польше, 6-7 плотин и шлюзов на Припяти, углубительные работы по всему маршруту, чтобы по этим рекам могли ходить многотоннажные суда класса «река-море». Инициаторами строительства Е40 выступила коалиция организаций из трех стран во главе с РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь».

DJI_0091_River-X2.jpg

«Е40 превратит Вислу, Припять и Днепр в судоходный канал, проходящий по множеству особо охраняемых природных территорий, и отберет у многих редких видов последнее пристанище, – поясняет Сергей Зуенок, эксперт АПБ. – Но есть и еще одна опасность: водный путь пройдет в 2,5 километрах от чернобыльских ядерных реакторов, через районы, которые в результате взрыва на ЧАЭС стали одними из самых загрязненных на Земле. На Припяти и Днепре собираются провести дноуглубление, ведь Е40 предусматривает пропуск судов грузоподъемностью 1000-1500 тонн с габаритами до 80-85 метров в длину и 9,5 метров в ширину, с осадкой в 2,5 метра».

Чтобы узнать, как строительство Е40 может повлиять на радиационную ситуацию в регионе, Лаборатория по контролю за радиоактивностью Франции (Association pour le Contrôle de la Radioactivité dans l’Ouest, ACRO) провела независимое экспертное исследование по заказу Франкфуртского зоологического общества.

«Водосборный бассейн Днепра полностью загрязнен из-за аварии на ЧАЭС, а Припять пересекает зону отчуждения и проходит непосредственно рядом с атомной станцией. Более 30 лет спустя уровень остаточного радиоактивного загрязнения все еще настолько высок, что запрещает жить в расширенной зоне отчуждения и проводить там какие-либо работы: сейчас на этой территории преобладают цезий-137, стронций-90 и различные продукты распада высокотоксичного плутония (америций-241). Наша экологическая коалиция настаивает на том, что создание и техническое обслуживание Е40, в частности дноуглубительные работы и строительство инфраструктуры, требуют обязательного проведения экологических и радиологических исследований, обоснования проекта и участия заинтересованных сторон и широкой общественности в процессе принятия решений до их реализации», – комментирует национальный координатор кампании «Стоп Е40» Ольга Каскевич.

i-TrVDHt6-X2.jpg

Дноуглубительные и инфраструктурные работы в Чернобыльской зоне отчуждения, по мнению ученых:

·поднимут со дна Киевского водохранилища загрязненные радионуклидами донные отложения, которые Международное агентство по атомной энергии рекомендует не трогать;

·подвергнут строителей опасным уровням радиации;

·подвергнут миллионы людей ниже по течению повышенному риску через загрязненную радионуклидами воду.

Дэвид Бойли, один из авторов исследования, физик-ядерщик и председатель ACRO, отозвался о планах создания E40: «Принимая во внимание результаты нашего анализа радиоактивности, строительство водного пути E40 через чернобыльскую зону отчуждения не представляется возможным».

Как проводили исследование?

Сначала для этой работы были собраны максимально полные общедоступные данные по загрязнению беларусских территорий радиоактивными изотопами, в первую очередь цезием-137 и стронцием-90, а также сведения о дальнейших миграциях этих элементов в воде и почве.

Основными источниками информации являлись:

·       Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь,

·       Министерство здравоохранения Республики Беларусь,

·       Полесский государственный радиационно-экологический заповедник,

·       ГУ «Белгидромет».

ACRO, проводившая обработку собранных материалов и их анализ, дополнительно заказала аналогичные данные в Украине.

В результате этой работы появился документ с детальным рассмотрением уровней радиационного загрязнения и миграции изотопов вдоль потенциального пути Е40 на текущий момент и анализ всех возможных вариантов распространения радиоактивных элементов, которые будут высвобождены из почвы и ила во время масштабных строительных работ.

В исследовании рассматриваются варианты воздействия этих элементов на людей (жителей прилегающих территорий и строителей Е40) и окружающую среду, пути попадания изотопов в организм (в первую очередь с водой и пищей), дозы облучения, которые могут получить различные категории населения в результате строительства Е40. Для сравнительного анализа доз использовались размеры максимально допустимых доз, согласно данным МАГАТЭ. Кстати, придерживаться рекомендаций по не превышению этих норм – международный долг нашей страны.

i-LgwWBZ2-X2.jpg

Значительное внимание в документе уделяется необходимости широкого обнародования данных по содержанию изотопов в воде, почве, продуктах питания и т.д. В приложениях к исследованию приводятся подробные карты загрязнения различными изотопами территорий Беларуси и Украины.

Чем еще грозит строительство Е40?

Водный путь E40 не только поставит под угрозу здоровье людей, но и повредит сердце Полесья, крупнейшей природной территории Европы, которую называют европейской Амазонией. Извилистые полесские реки, в том числе белорусский участок Припяти длиной в 500 километров и ее наиболее естественная часть в нижнем течении по Беларуси, с огромными поймами и водно-болотными угодьями – составные части одного из самых богатых в Европе регионов и по биоразнообразию, и по культуре. Здесь обитает огромное количество диких животных, крупных млекопитающих, таких как зубр, медведь, рысь, и редчайшие птицы, например, вертлявая камышовка и большой подорлик, находящиеся под угрозой глобального исчезновения. Каждый год миллионы перелетных птиц останавливаются в Полесье, чтобы отдохнуть и набраться сил.

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.