Идите в баню!

Игорь Пастухов
эксперт по экологическому туризму
12 2927 21 Фев 2013

«Мороз и солнце - день чудесный!..» - точно отмечен классиком зимний солнечный день. Такой же, как и сегодня, день начала нового путешествия. Располагающий не только поехать и пообщаться с природой. Морозы немного отступили, и велико желание прокатится по лесному заснеженному лесу на лыжах, погреться у печки и, собравшись с силами, попариться в деревенской, а, если повезет, и в лесной хуторской баньке.

 
Но туда еще нужно добраться. А ехать по знакомой дороге на любимые озера всегда приключение. Тем более, когда есть хорошие попутчики, то и путь становится короче и интереснее.
 
Дорога зимой. Она бывает разной. Но, пожалуй, самые положительные впечатления от нее мы получаем тогда, когда все происходит благополучно-безопасно и когда дорога сама по себе живописна. Без вырезанных лесополос и обрезанных-кронированных деревьев по указаниям исполкомов для коммунхозов с зеленстроями. Эта дорога, наша дорога, по-прежнему живописна. А особенно - осенью и зимой. Ели в густом снегу обнимают ее, и она, уходя за горизонт, принимает-приглашает своих путников, обещая за новым поворотом очередной сюрприз красоты. Как с Новогодней картинки. Да и год Змеи по Восточному календарю вот только в феврале наступил. 
 
 
Но прежде чем добраться до «шлема» - нашего конечного пункта - мы целенаправленно катаемся по ранее не обследованным медвежьим углам западного Поозерья. Съезд с асфальта в лесные дебри заставляет немного поволноваться. Но эти дорожки в большей части укатаны лесниками, охотниками, и выпавший свежий неглубокий снег не становится препятствием для автомобиля. 
 
Первая остановка в лесу. Но кое-где придется потопать пешком. Захлопнули двери автомобиля, взяли камеры, глубоко вздохнули свежайшего воздуха и… тишина. Молча, минуту-две слушаем ее. Постепенно робкие звуки обитателей леса стали разбавлять затянувшийся антракт заснеженного безмолвия. К трелям синицы присоединилась своей узнаваемой «партией сопрано» сойка, ей ответил ворон, со свистом в крыльях пролетающий высоко над лесом. 
 
Через несколько минут ходьбы заходим с проводником Николаем в деревню Жигуны, что лежит правее озера, Малые Швакшты. Деревня вымерла. Следующие по маршруту населенные пункты значатся только на карте. Там ни домов, ни столбов - одна пустошь и разруха. А эта вроде как держится, но все равно умирает. Десятка два домов довоенной постройки тесно жмутся к дороге и друг к дружке, как будто пытаются согреться. Но согреть их может только хозяйская рука. Знакомая картина белорусской сельской действительности. Вот там, на горке и в ложбине, два покосившихся строения. Это деревенские бани, говорит проводник Коля. Две на всю деревню. Еще раньше, накануне выезда, Коля познакомил нас со своей бабушкой. Она рассказывала нам про свою деревню, про жизнь военную и послевоенную. И про эти бани. 
 
 
История о «третьей правде»
Она помнит, как в этих банях иногда отдыхали и парились бойцы Армии Краевой. Почему-то она запомнила троих молодых «хлопцев», но не столько с автоматами в руках. Запомнила их в белых рубашках, распаренных и умытых. После бани они веселили деревенских ребятишек, играли с ними, вырезали деревянные игрушки. «Шкода было, як НКВД гэтых хлопцаў забіла, - жаловалась бабушка Коли. - Нехта здаў іх, калі яны начавалі ў вёсцы Міцкяны. Тады краеўцы адстрэльваліся да апошняга, а потым патронам сабе ў шыю - бах! - стрэлілі. Маладыя былі, вясёлыя хлопцы. Шкода, вельмі шкода іх». Я спросил, а было ли жалко местным «селянам» погибших краевцев. «А як жа! – восклицает женщина. – Усім было вельмі шкода. Толькі баяліся гэта ўслых афішаваць. Але радасці дакладна ніхто не адчуваў».
 
Особенно интересно слушать пожилых людей о видении той войны. Это не та «правда» победителей или побежденных, которую нам преподносят в школе. Есть еще «третья правда» (см. документальный фильм). Бескомпромиссная правда простых людей -свидетелей той войны, настоящая и страшная правда. Жители окрестных деревень уважали краевцев, помогали им. А краевцы защищали их и от солдат вермахта, но большей частью от грабежа и произвола советских партизан бригады Маркова. Кстати, именем его названа школа в Нарочи, а ведь его до сих пор в этой стороне местные вспоминают ох, каким «ласковым» словом. Но для большевистских историков это не аргумент.
 
В 1943 году партизаны бригады Федора Маркова на Швянченской дороге в 2 км от Лынтуп расстреляли машину тылового генерала интендантных войск вермахта барона Фон Бека, даже не пленив и не допросив его! С чего бы это? А было указание Абакумова (руководителя СМЕРШ) первому секретарю Беларуси Пономаренко (такого же «героя» ВОВ) поднять волну гнева к оккупантам у советских и постсоветских граждан на оккупированной территории. Чтобы немцы ответили на народный гнев казнями (за убитого немецкого солдата десять жителей этой и других деревень). В итоге, с последующим притоком в партизанские отряды оставшихся в живых гневных жителей. Вот марковцы и постарались, да как! Именно благодаря такой партизанщине за расстрел генерала Фон Бека были взяты в заложники и выборочно казнены около 300 жителей Лынтуп. Перед казнью немцы несколько дней выдержали паузу, разослали листовки с требованием сдаться тем, кто расстрелял генерала. Местные рассказывают, что в отряде Маркова вертели эти листовочки, крутили пальцем у виска и, попивая самогон, «ржали» над наивностью вермахта, типа нашли дураков. А «дураки», дошедшие до Сталинграда, свое обещание сдержали и казнили невинных людей за партизанское «геройство», за то, чтобы сейчас именем партизанского комбрига Маркова называлась школа в поселке Нарочь. Однако!
 
Бабушка Коли рассказывает, как вечером к его деду приходили краевцы и вербовали в свой отряд. Предлагали вежливо, но не настойчиво. Отец к тому времени уже при немецкой комендатуре работал обычным счетоводом. Немецкий офицер за первоначальный отказ молча достал пистолет из кобуры, и дед все сразу понял. Вступить в отряд АК означало приговор для семьи. Но не тут-то было! Свой приговор вынесли большевики. В другую ночь приходили советские партизаны-марковцы и потребовали вступить в их отряд старшего брата, ему как раз исполнилось 17 лет. Узнается стиль большевистского общения с народом! За отказ «народные мстители» с бесовскими звездами во лбу обещали принародно расстрелять всю семью. Брат пошел к ним в отряд, прошел остаток войны до Берлина. Затем в отряде советских карателей НКВД еще два года сражался с партизанами в Карпатах. Вернулся домой с орденами и медалями на всю грудь и с «прополосканными мозгами». В общем, его участие на стороне Советов спасло семью от дальнейших репрессий. Но с тех пор в их доме часто бывали ссоры по поводу того, кто был за «белых-красных», «краевцев-энкэвэдэшников». Воистину говорят, что «гражданская война не заканчивается никогда». 
А жаль.
 
 
 
Фото: www.istpravda.ru
 
Продолжая путь
Возвращаемся к машине и продолжаем путь к банному месту. По дороге проезжая деревеньки и хуторки, обращаем внимание на уснувшие под снегом баньки. Особенно живописно они выглядят, притулившиеся под старинными деревьями. Мне всегда интересно наблюдать и снимать сельские объекты в разное время года. Любопытно и часто не без сожаления вижу их изменения, происходящие за годы. Вот и сейчас я фотографирую эти баньки, укрытые серебристым снегом, сравниваю их с осенней картинкой.
 
 
 
Помню, как на реке Заряжанка, что на Поставщине, во время солнечного заката наблюдал игру золотых красок «режима» над весенним разливом реки. А на берегу стояла разваливающаяся банька. Дотоле неприметная, она в эти десять минут солнечной игры над голубой водой и сухим тростником выглядела настоящим украшением, словно дворец. Когда светопреставление закончилось, банька опять стала невзрачным хиреющим объектом истории. Увы. Но все вокруг меняется. 
 
 
И совсем приятно, неожиданно встретить баньку в лесу. Так и есть, рядом хутор. Такую баньку, игрушечную, два на два метра, обнаружил на Браславщине рядом с озером Иказнь. А потом встречал и на Лынтупщине. Но та, миниатюрная браславская, очень обрадовала своим месторасположением и видом. Прямо как теремок из сказки для мышки-норушки. Три человека в ней с трудом поместятся. А, может, так и задумано было: банька-то на двоих. Как в современных буклетах о продаже агроусадебного турпродукта. Так или иначе, но эта банька оказалась просто прелесть. Вокруг нее нависли заснеженные сосны. На крыше огромный слой снега, рядом замерзший крохотный прудик. Еще светилось бы окошко - и точно, как новогодняя картинка. Убедитесь и вы.
 
 
Примерно такая же банька, но побольше, встречает нас на хуторе в километре от деревни Клющаны, что на Сорочанских озерах. Интересно сравнивать картинку этой баньки сейчас, зимой, под снегом, с летне-осенним ее образом, утопающей в зелени, обнимаемой виноградной лозой. 
 
 
Останавливаемся здесь на хуторе. Отдыхаем, путешествуем на лыжах, наслаждаясь зимним лесом. А потом, вечером, в натопленную баню - иех! Эта баня топится по-белому, но с травами, вениками, пивом с водой на камни, как положено. А когда пар сойдет, и мы вернемся на хутор к чаю с медом, баня снова нагреется, и хозяйка развесит постиранное белье и простыни, чтобы досыхали.
 
 
Вспоминается, как-то ранней весной, но еще при снеге, на одной из окрестных речек мы делали походную баню, с самоваром, ухой и блинами. Ну, не в самой бане, конечно, а после. Вот это была встряска телу! С пару да в речку со льдом, уух! 
 
Баня туристическая
Такую же походную баньку не мудрено смастерить и летом. Для этого достаточно приготовить четыре кола по полтора метра. Обтянуть их пленкой, а швы склеить скотчем. Снять этот чехол. Выставить каменку, например, выкопать ямку, а на верх металлической решетки уложить камни. Нагреть камни хорошим костром. Золу и угли выгрести. Запарить травы, сосновую хвою и веники. Вернуть чехол на место, укрыть баню. И вперед, все в баню! С легким паром. 
 
 
 
 
 
Хорошее решение, если тент-чехол для бани будет сшит заранее. Но более хвалят «рубашку» для туристической бани, сшитую из брезента. Она, конечно, тяжелая, в машине, на байдарке и других «оленях» ее только и возить, но зато безопасная: не горит, не плавится - и более «живая», чем пластмассовая.
 
 
А наутро после банного дня оглянулись, а вокруг такая красота! Иней на березах, на бочках, на шпилях костела Святого Иохима, что рядом с хутором, и даже гнездо аистов на трубе заиндевело. 
 
 
И на наших лыжах его колючие кристаллы.
 
 
Не хочется их и трогать, вчера накатались. Лучше посмотрим отсюда, с края хутора, на лес. Ручей, как всегда не замерзающий, отражает побеленные снегом деревья.
 
 
Посмотрим напоследок на убегающую в лес лыжню и снова в седло, отчаливаем на следующий хутор Голубых озер.
И опять за окном автомобиля мелькают зимний лес, деревеньки и хутора. 
 
Останавливаемся возле знакомой и ныне пустующей «вясковай» баньки. Добираюсь к ней через сугробы, осторожно раскапываю дверь и толкаю ее. Когда-то студентами мы здесь парились. Баня топилась по-черному. И сейчас, зайдя внутрь, еле, но все же улавливается ее дух, дух той истории. Бани по-черному. Это, кстати, эксклюзив тех агроусадеб, которые мудро их сохранили. Баней по-белому и сауной уже не удивишь. А вот по-черному - это что-то! Кто помнит, тот понимает.
История бани по-черному
Рассказывает Антон Скрипка, коллега, инструктор по экотуризму, хозяин усадьбы: «В деревне или на хуторе такую баню в целях безопасности ставили на краю участка, желательно поближе к источнику воды. Поскольку баня топилась по-черному, у печки-каменки отсутствовал дымоход. Когда ее топили, то открывали все двери, и дым густыми клубами валил наружу. Когда же догорала последняя закладка дров, примерно 3-4, давали бане «подышать» немного и «сойти угару». Промывали соломой и другой ветошью закопченные стены и двери закрывали. Баня была готова к приему клиентов. В общем она похожа на огромную коптилку. И в такой бане по-черному крестьяне действительно коптили рыбу, полендвицы, колбасы, «пальцем пханные», и прочие вкусности. Там сушили травы с яблоками и гнали медогонками мед. От такого священнодействия баня и пропитывалась особым неповторимым духом. А еще в ней принимали роды и омывали младенцев. А когда кто-то из семьи заканчивал свой земной путь, его тело омывали тут же. Потому не только у литвинов-белорусов, но и у остальных славян, а, может, и не только у них, баня считается сакральным и особым местом в культуре этноса». 
 
Но самые экзотические бани я встречал на Полотчине-Россонщине. Это бывшие и ныне рабочие партизанские баньки, «подшаманенные» и отреставрированные туристами. Рядом с озером, рекой. Но они всегда спрятаны в лесу и закопаны в землю «по самые уши».
 
 
Надо признать, париться в этом «блиндаже» так же приятно, как и стремно, но клаустрофобия здесь совсем не причем. Здесь чувствуешь себя партизаном, вон и гильзы еще валяются, а под полком ржавая пулеметная лента лежит, хорошо, что не граната. Паришься здесь, и мысли всякие в голову лезут: а вдруг сейчас люфтваффе бомбить начнут, или каратели с облавой нагрянут. 
В дебрях Россонщины, в саду исчезнувшей деревни, нашли баньку, поглощенную папоротниками, смородиной, сливами и остальными «джунглями». Деревеньки уже нет, а надо же, на дверях этой баньки висит смазанный «живой» замок. Значит, заходят сюда гости.
 
 
А в Налибоках как-то умудрились наткнуться на такую же баню, но по-видимому еще от лесных братьев, более цивильно сделанную, с фронтальным входом под крышу, очень похожую на погреб.
 
 
Но есть бани современные, по-белому и очень даже симпатичные. Примерно такую симпатичную можно видеть, и не одну, в деревне Войшкуны, что на озере Балдук. 
 
 
В этой же деревне не премину посетить старинную баньку. Когда-то, лет десять назад, здесь я парил первую свою туристическую группу из Германии. Высокий молодой немец никак не мог «вразуметь», почему надо обливаться холодной водой. А когда понял, то окатил себя, но не в моечном отделении, а… в сенях! Ну, это простительно, по незнанию ведь. Потом, напарившись, мы спустились к Балдуку и поплыли на старенькой деревянной лодке к другому берегу. 
 
Интересно, на месте ли она сейчас? Это было летом десять лет тому назад. Сейчас эта баня на месте. Но не рабочая. А вокруг дачно-усадебные постройки, уже налепленные друг на друга, окна в окна. Той живописной одинокой тропинки уж и нет, только в памяти ее след. С тех пор здесь многое изменилось. И не в лучшую для природы сторону. «Где много народу, там Природе мало кислороду» (см. «Солнце в озере»).
 
Эпилог
Утром, по пояс в снегу, спускаюсь по крутому склону к озеру Балдук. Ночью была оттепель, и сейчас немного туманит, а снег стал тяжелее давить на ветви деревьев, готовый в момент шумно сорваться вниз. Вот и мое озеро. Молчаливый и загадочный Балдук. Противоположный берег укутан покрывалом легкого тумана. На елях белеет снежок, и на противоположном берегу еле заметен силуэт одинокого заснувшего хутора.
 
А вот и вмерзшая в лед, знакомая старенькая лодка, на том же месте, с тем же едва читаемым затертым временем номером. Восхищаюсь и обвожу взглядом эту заснеженную красоту родного озера и леса. Как будто ничего не изменилось, а что изменилось, то сейчас спрятано под снегом. Такое чувство, будто это уже было со мной. Может, мы живем вечно? Смотрю на эту красоту вокруг, впитываю ее в себя, этот вид, воздух, а вокруг звенящая в ушах тишина Белого безмолвия. Красота!
 
 
 
 
Фото автора.
Комментарии пользователей (12)
Оставьте ваш комментарий первым
Александр Батура    22 Февраля 2013 в 12:38
0
0
С огромным удовольствием почитал! Очень люблю баню, жаль, правда, что в походной не парился уже несколько лет....
Спасибо, Игорь, и удачи!
Hunter    21 Февраля 2013 в 20:07
0
0
 Молодец Пастухов!
Но самое важное,  это правда, о ВОВ.  Сколько улиц, школ и проч. Названы  именами   нехороших людей.   А нам все нипочем?
Татьяна Дерябина    21 Февраля 2013 в 20:08
0
0
Спасибо, Игорь, за баньки! Но так почему-то грустно стало, ведь скоро их может уже и не быть... А таких уже не построят.
Анатолий Ловкис    22 Февраля 2013 в 0:16
0
0
Интересно, и познавательно получилось, Игорь! Сам помню,  парился в баньке по-чёрному, построенной дедом.. Давно это было, ещё в детстве.. Уходят они безвозвратно в небытиё, мало таких вот осталось. Построить новое и проще и быстрее, чем отреставрировать(с умом , с душой) старое. Будем надеятся, что хотя бы некоторые из построенных новых бань приобретут этот неповторимый ещё языческий дух, впитают в себя запахи пряных трав, мёда и ольхового дымка. 
Игорь Пастухов    22 Февраля 2013 в 16:06
0
0
 К дню защитника Отечества(но  не Государства).
"Сколько улиц и площадей названы именем нехороших людей. А нам всё ни почём".Hanter  писали.
Нам как раз таки "по чём" и не всё равно. Скорее всего вы имели ввиду не почём тем, предки которых расстреливали, карали, раскулачивали, писали доносы, и пасли в заградотрядах  наших дедов сражающихся за Родину. Пусть порой даже в разных окопах, но за Родину. Для Беларуси эта ВОВ скорее стала очередной Гражданской войной. А сколько их было, четыре, шесть? Я насчитал , шесть, с 15 века.
Я не историк, но очень хочется такими нарытыми, большей частью случайно,  свидетельствами стариков поделиться с Миром. Потому что если история твоего народа окажется "похерена" официальной пропагандой, то она как известно может повториьтся ещё раз либо камически, либо трагически( более худший вариант). А Мы ведь этого не хотим. Знали бы мои деды фронтовики, бабушка-партизанка, как за пролитую ими кровь и свободу земли Родины, эту самую Родину и Землю уже  раздают ныне потомки заградоттрядчиков. Раздают и даруют( называется аренда 99 лет) направо и на лево китайским друзьям и прочим  дружественным семьям Катара. Отдают( дарствуют) в аренду реку Припять "семье" приближённой к телу императора и спускают на паркетную досточку дубравы Припяти и Беловежи, расхищают ООПТ и строят самую дешёвую но при этом самую"безопасную" АЭС в мире!? А поскольку они потомки тех...,то и соответственные памятники в законе.
Как могут стоять в одном городе и даже на одной площади напр. в Минске костёл и   статуй В.И Ульянову-Ленину , цит.вчерашнее ТВ"Великому пламенному революционеру". Это чем же он "велик"! Тем что отечественную войну 1914 перевёл в гражданскую, отдал приказ терористу Юровскому( в посл. начальник Свердловского ВЧК.) заколоть детей Императора? "Велик" тем что Богатейшее государство в одночасье превратил в нищее, а Немцам по Брест-Литовскому договору отстегнул землю , которую немцы и не мечтали заполучить в случае победы над Российской Империей? И конечно же Ульянов "велик" санкциями на взрывы Божих храмов по стране великой и в том же городе Минске, где ныне стоит ему памятник так лилеенный потомками заградотрядчиков , неожиданно для самих же вдруг ставшие "верующими христианами и демократами".
P.S. Привычные уху в  родных городах ул. им Кастуся Калиновского, Кастюшко и...Суворова, Панаморенко, и пр. Марковых.Но трудно представить в той же Москве проспект им. Князя Альгерда или Наполеона Бонапарта, ул. им . Чингиз Хана . Трудно представить в Волгограде( Сталинграде)пересечение  проспектов фельдмаршала Паулюса и маршала Жукова. А в Берлине, умунепостяжимо представить улицы Германа Геренга,  и Ивана Кожедуба. И уж совсем  не помутнитца рассудок немцам поставить где либо памятник скромному лейтенанту танкисту Тигра- 4 Михаэлю Витману, самому результативному танковому асу ВОВ более 400 сотен танков и САУ противника из них13 советских танков и САУ за день боя под Курском).Карателем не был, в военных преступлениях не учавствовал, с граданскими не сражался, пусть вражеский, но настоящий солдат. А у нас память "назначат" даже за преступление перед собственным народом.Однако. Но мы этого не забудем.
Ведь правда, не забудем.
Анатолий Ловкис    22 Февраля 2013 в 21:06
0
0
Это факт , Игорь, от него никуда не уйти. Тем , кто живёт на этой земле,. ты прав Родина и Государство-вещи абсолютно разные. Что мы можем сделать, чтоб, детям в школах говорили не только о "подвигах" Маркова, подельники которого расстреляли Бэка возле моей родной деревни, а и о Армии Краёвой, О литовских  Лесных Братьях, которые тоже боролись за свою родину... Только инициатива отдельных людей.
Михаил Гиль    22 Февраля 2013 в 23:25
0
0
Спасибо, Игорь за статью. Особенно интересно о событиях связанных с ВОВ. Всё это я слышал от старшего поколения. Но тогда не придавал большого значения.Хотя все мы боролись за свой кусочек РОДИНЫ!
Hunter    23 Февраля 2013 в 12:02
0
0
 Что можно сказать, если ту «историю», которой учили меня в 70г. писали в москве. И вообще до 91г о какой либо правде не было и речи!
Hunter    23 Февраля 2013 в 11:59
0
0
 Что можно сказать, если ту «историю», которой учили меня в 70г. писали в москве. И вообще до 91г о какой либо правде не было и речи!
Hunter    23 Февраля 2013 в 12:03
0
0
[quote=Hunte
[/quote]
Дмитрий Смирнов    23 Февраля 2013 в 12:08
0
0
ну вот, начали за здравие а закончили заупокой...
а про бани-то неплохо получилось.
Hunter    23 Февраля 2013 в 18:01
0
0
   KIM:                                    ну вот, начали за здравие а закончили заупокой...
а про бани-то неплохо получилось.
==================================================
Все дело в следующем! 
БАНИ сооружения временные(хотя и очень нужные) а правдивая история вещь серьезная!
 И совсем не плохо если такие люди как Пастухов  пишут откровенную ПРАВДУ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.