О некоторых проблемах понимания роли охоты для россиян

Александр Пушкин
биолог-охотовед
10 1362 18 Июл 2011

Прочитав в  одном из охотничьих журналов за 2010 г. цитаты высказываний г-на Трутнева, хочется отметить положительное понимание министром некоторых проблем охотничьего хозяйства страны. Явно выражено понимание многогранности и сложности такого понятия, как «охота». Принимаются во внимание природоохранный, экономический, исторический и социальный аспекты. Министром подтверждается готовность к проведению большой совещательной работы: «надо смотреть, надо думать».

Тем не менее, на мой взгляд, в глубине некоторых высказываний кроется довольно одностороннее понимание социальной составляющей понятия охота. Но обо всем по порядку.

«Опыт зарубежных стран показывает, что коммерческая охота - это прежде всего охота трофейная». С этим трудно не согласиться. Тем более, «опыт зарубежных стран». В последнее время вообще в порядке вещей представлять охотничье хозяйство прежде всего как сферу бизнеса, сферу услуг. Очевидно, в этих же целях в охотничьей прессе основной линией является формирование понимания у охотников, что трофейное направление в охоте - это правильная охота, а «мясное» направление - это охота неправильная. Однако путание смысла понятий "правильно-неправильно" и "выгодно-невыгодно" является общей тенденцией современного мира. Выгодно - значит правильно, невыгодно - значит явно неправильно! Это нужно учитывать. К сожалению, это типичный социальный, психологический аспект современного потребительского общества.

  • Всем известно, что существует великое множество определений понятия "охота". Но давайте не будем забывать классиков и помнить, что «охота - это прежде всего состояние души»!

«По оценкам, в России порядка 4 млн охотников. Это очень серьезная цифра. И проблема доступности, возможности реализовать право на охоту – проблема социальная»…» Однако, говоря про социальный аспект, я все же хотел бы подчеркнуть, что речь идет о традициях, о справедливости, о реализации законных прав, но не о добыче пропитания, не об обеспечении семьи мясом на зиму. Есть весьма малочисленные сообщества, для которых продукты охоты – действительно «хлеб насущный», но к основной массе охотников это не относится».

В вышеприведенной цитате вновь можно заметить возвышение трофейной охоты перед «мясной». Еще раз вспоминая классиков, хочется добавить, что «охота – это лучший способ общения с природой». «Лучший» - именно потому, что, в отличие от простого наблюдения или созерцания природы, охотник (рыбак, грибник) сам участвует в естественных процессах, в природе происходящих. Он становится ее частью, занимает, можно сказать, на время определенную экологическую нишу. Включается историческая память,и человек вновь становится следопытом, исследователем природы и добытчиком пропитания для своей семьи.

А добытчик – это хозяин, который бережно относится к добываемым животным, думая о сохранении их для будущего использования. И такие охотники относятся к охоте как к определенному труду, требующему знаний, опыта, умения и сноровки. Они идут в лес с ружьем или капканами не ради забавы или в угоду моде, а именно по велению души. Здесь же существует целый пласт охотничьей культуры, формирующий бережное отношение к природе, и основан он именно на понимании охоты как добычи пропитания. Еще в детстве, не взяв в руки ружье, я уже слышал и запомнил, что нельзя стрелять дичи больше, чем сможешь съесть, а к той дичи, которую добыл, относись бережно и используй ее полностью. Раз уж добыл утку, лишил ее жизни, используй всю, вплоть до пуха - в хозяйстве все пригодится. Так формируется бережное отношение. Многие из таких охотников (которых трудно назвать неправильными) относятся с некоторой долей сарказма и недоверия к нынешней пропаганде трофейной охоты. И действительно, с их точки зрения, порой кажется смешным убийство зверя не ради мяса, а чтобы «помериться с друзьями рогами».

Конечно же, трофейное направление в охоте развивать необходимо! Но делать это нужно крайне аккуратно. Мы не Европа, и менталитет у нас другой! И столь массовым явлением, как на Западе, трофейная охота на Руси навряд ли станет. Пропаганда развития трофейной охоты и веяния моды уже сделали свое дело. Некоторые скупают трофеи и устраивают в своих домах «кладбища костей». Другие всячески подделывают на выставках свои экспонаты, чтобы получить больше баллов. Неумеренный отстрел наиболее трофейных особей приводит к антиселекции в группировках и популяциях животных.

Необходимо помнить, что трофей – это показатель доблести охотника в борьбе со зверем. Таково это понятие с древности. И ценность трофея в идеале должна быть прямо пропорциональна сложности добывания зверя, а у охотников за трофеями должен быть действующий, применимый и применяемый этический кодекс. В понятие «Охотничье трофейное дело» входит "целенаправленное ведение охотничьего хозяйства на получение трофеев лучшего качества с использованием адресной биотехнии, в том числе подкормки, селекционного отстрела, планирования добычи, позволяющих  формировать жизнестойкую популяцию зверей, пропаганда правильной охоты, оценка трофеев и ее совершенствование, проведение выставок, поддержание баз данных о трофеях и охотничьей культуры, изучение трофейных характеристик животных" (Положение об охотничьих трофеях в РФ, 2010 г.).

Министр говорит, что «есть весьма малочисленные сообщества, для которых продукты охоты – действительно «хлеб насущный», но к основной массе охотников это не относится». С этим можно согласиться, если понимать «хлеб насущный» - это когда люди живут исключительно засчет охоты. Она является существенным подспорьем в обеспечении семьи продовольствием для многих. Это промысловики, большое количество сельских жителей, люди с малым материальным достатком, что в наше время не редкость. К последней категории относятся иногда даже студенты (на стипендию не проживешь, а пушнина какой-никакой, а заработок). Кроме того, есть люди, которые просто живут охотой, просто им так нравится, охота их кормит. И ничего предосудительного здесь нет. Животный мир – общенародное достояние. Кто-то живет огородом, а кто-то - лесом и рекой. «Баба в огороде, мужик в лесу».

Как пример, могу привести двух дедов, двух братьев, в одном из районов Кировской области. Ушли лет 15 назад в тайгу, один избу себе срубил, второй чуть по реке ниже землянку вырыл. Живут лесом и рекой. Дичь не переводится, но и без мяса не бывают. Раз в месяц идут за пенсией, покупают муку, еще кое-что из провизии, да иногда что для охоты необходимо. Раньше и путевки ведь брали, когда порядок был. Живут же в тайге потому, что так нравится, по душе им такая жизнь. И к природе относятся бережно, поучиться можно. И это не редкий случай. А сколько таких добровольных таежников в районе, в области, в стране?

Почему же министр считает, что для охотников «речь идет не о добыче пропитания, не об обеспечении семьи мясом на зиму»? Кто же более «чист и светел, кто душою не солгал»? Охотник, законно добывший с вышки трофейного кабана и получивший медаль за клыки. Или же другой охотник, также законно добывший кабана с лайками на мясо. И будет он кормить этим диким (полезным и экологически чистым) мясом зимою свою семью. И, в принципе, оба правы, у обоих правильные и законные мотивы. Лишь иногда, возможно, второй охотник расценит первого как человека с излишним тщеславием. Но, в целом, охотники друг друга поймут. В этом и есть многогранность охоты.

На мой взгляд, ошибочно считать, что охота является основой жизни и деятельности лишь коренных малочисленных народов с традиционным природопользованием. Охота - это не забава, не модное увлечение, не просто стрельба. Для многих - это образ мышления и смысл жизни. И обеспеченные люди уходят в тайгу и живут там охотой по велению души. И очень для многих россиян продукция охоты – это заработок и подспорье к столу. Одна из основных задач – беречь моральный облик охотника, потеряв который, мы потеряем, наверняка, больше для охотничьего хозяйства, чем грозила бы потеря даже какого-либо вида животных. А облик моральный у российского охотника свой, не западный, и именно его и надо беречь!

В заключении хочу привести цитату*[i] из книги известного российского охотоведа В.А. Чащухина: «Так называемой цивилизованной частью человечества выражены сожаление об их (коренных и малочисленных народах – А.П.) социально-экономической отсталости и озабоченность их судьбами. На фоне столь высокопарных заявлений нельзя умолчать о цене явно обозначенного противоречия между социально-экономической отсталостью и высокой экологической культурой коренных народов. Она исключительно велика – это целостность окружающей человека естественной среды, сохранение естественных источников жизнеобеспечения и невосстановимых в случае утрат природных ценностей. Таков один из путей развития части человеческого рода, пожелавшей остаться на лоне природы без ее существенного трансформирования в угоду меркантильных интересов. Это образ жизни в соответствии с естественными процессами…» Также и многие представители народонаселения страны сами и добровольно выбирают подобный путь и живут в единстве с природой. Хочется пожелать специалистам, управляющим охотничьим хозяйством, не забывать, что мы живем в России и охота для нас не то же самое, что охота для европейца.



[i]* В.А. Чащухин. «Человек и охотничьи животные: изменение среды обитания» / ВНИИОЗ, РАСХН. Киров, 2010.                                                  

Комментарии пользователей (10)
Оставьте ваш комментарий первым
Game manager    19 Июля 2011 в 1:25
0
0
В целом со статьей согласен. Понимание сущности охоты - это азбука, без знания которой уже много дров наломано.
Многие, к сожалению, не видят разницы между  целями охоты и эмоциаональным восприятием, связанным с занятием охотой. Поэтому и говорят, что охота - это спорт, или общение с природой, или получение удовольствия и прочее.
Об этом уже говорено на форуме, может я и повторяюсь, но пришлось как раз по теме.
Охота - это всегда добыча диких животных с целью получения продукции охоты. А что чувствует каждый охотник при этом - это его личное восприятие процесса. Естественно, что большинство получает удовольствие от охоты, но это совсем не обязательно. Лично я не получаю особого удовольствия от добычи лося, но я его добываю, чтобы кушать, и ничего плохого в этом нет, все естественно. Для меня наоборот неестественно добывать животных только ради того, чтобы повесить трофей на стенку. Потому что это получается убийство ради удовольствия, а не ради получения полезной продукции.
Российский министр, на которого ссылается автор в статье, говорит штмпами, не зная толком сути вопроса.  На Западе миллионы охотников, и трофейщики составляют мизерный процент. В Скандинавии, напрмер,  в которой добывется больше, чем пару сотен тысяч лосей каждый год, никто особо специально на трофеи не запаривается. Ну добыл самца с рогами - повесил на стенку на память. В этом и есть суть трофея - память о прошедшей охоте. Селекцией по трофеям занимаются разве что разведенцы вольерных животных, и это чистая коммерция, рассчитанная на определенную группу потребителей. 
А в России, что и в Беларуси, при таких небольших плотностях копытных трофейная охота только во вред. Об этом Данилкин писал неоднократно. Не во всем я с ним согласен, но в этом - полностью.
Виктор Козловский    21 Июля 2011 в 1:15
0
0
В конце февраля был на выставке в Москве и приобрел книгу Олега Малова «Охота на пернатую дичь». Известный Российский эксперт-кинолог по спаниелям и легавым, много лет посвятивший себя различным охотничьим изданиям и делу охоты. Мне очень понравилось его авторское предисловие к книге об охотниках и охоте, я его разделяю и частично привожу для читателей сайта.
Уже не один век противники охоты до изнеможения доказывают, что охота не имеет права на жизнь в современном мире, хотя человек обязан в большей степени ей своим существованием цивилизованного существа. И тем не менее, идя по дороге жесточайшей , разрушительной цивилизации, человек пришел к выводу о необходимости лишить себя права на охоту. И это «волнует» многих. Даже больше, чем голод, загрязнение рек и озер отходами, озоновые дыры, отравление целых городов ядовитыми выбросами, сведение огромных площадей болот и лесов—пристанищ тех самых живых существ, которых так хочется защитить от охотников. Но странное дело-- охота продолжает жить! Так что же это такое Охота? Почему человек продолжает с увлечением и упоением отдаваться этому занятию, хотя давно и сыт, и одет? Может это отголоски атавизма, дань традициям, а может , проявление внутреннего темного людского «я» в стремлении возвысится над слабым? Не стремитесь найти однозначные ответы на все эти вопросы—любое высоко одухотворённое таинство человеческой души не может быть объяснено просто. Любовь, тяга к познанию, загадки разума—сродни этому. Вы не замечали, что многие охотники почти никогда не стремятся объяснить людям, далеким от охоты, или её противникам смысл своего увлечения? Почему? Мне представляется, что они просто считают этих людей обиженными судьбой, которая по воле случая не дала им способности цветного видения мира. Да и трудно вот так просто взять и объяснить состояние души, озарение творческого взлета, внезапно нахлынувшую волну вдохновения художника или поэта . А только так следует воспринимать Охоту—и никак иначе. Это именно состояние человеческой натуры, его образ жизни и мыслей, философская часть его существования и бытия. Без неё жизнь потеряет смысл и огромную часть красоты и привлекательности, а окружающее станет одноцветным. Не каждый человек намерен впускать постороннего в свой внутренний мир, выносить на всеобщее обозрение то, что особенно дорого, рассказывать о волнующих сердце глубоких чувствах и переживаниях. А в охоте, как и в любви,--в зависимости от того, кто и как об этом говорит, так это и воспринимается окружением. И можно тогда высокое, вдохновенное состояние души свести к низменному звериному инстинкту. А можно воспеть его высоким словом поэзии. Нет, охота—это непременное таинство, как и светлое чувство истинной любви, ниспосланное свыше и одаривающее совсем не каждого. Отправляясь на охоту, человек переносится в исключительно светлое и яркое(если даже непогода и идет дождь или снег) царство дикой природы, где правит дух первооткрывательства и постоянного познания , где пытливого и увлеченного ждут нежданные встречи и удивительные открытия. И сегодня продолжают появляться на свет люди, отмеченные знаком Артемиды, готовые добровольно идти на лишения и испытания, мокнуть и мерзнуть из-за пары добытых вальдшнепов. В глазах других людей они кажутся странными, действительно «повенчанными» только с охотой и готовыми ради неё бросить всё. Они испытывают неподдельное счастье, ощущают истинный вкус жизни. Всеми своими помыслами они всегда там, в стране недоступной Артемиды. Она и только она владеет их сердцами.
Так что же, охотниками рождаются или становятся? Без сомнения –рождаются. Тяга к охоте неистребима. Она может дремать в человеке поначалу, но потом обязательно проявится воочию. Но лучше, если человек сызмальства поймет свой дар, преподнесённый ему судьбой. Ведь он дается не каждому, как и любой талант. Не каждый художник и поэт—охотник. Но каждый настоящий охотник—художник и поэт. Человек может выстоять перед лицом любых невзгод, если он будет знать, что впереди его ожидает волнующее, всегда новое и захватывающее свидание с богиней охоты, доступное далеко не всем смертным. Только ради этого и стоит жить.
Game manager    21 Июля 2011 в 5:07
0
0
kozlovskiy писал:

В конце февраля был на выставке в Москве и приобрел книгу Олега Малова «Охота на пернатую дичь». Известный Российский эксперт-кинолог по спаниелям и легавым, много лет посвятивший себя различным охотничьим изданиям и делу охоты. Мне очень понравилось его авторское предисловие к книге об охотниках и охоте, я его разделяю и частично привожу для читателей сайта.

Замечательно написано! Готов подписаться под каждым словом.
Но, к сожалению, эти аргументы может понять, опять-таки, только охотник.
Для противников охоты это пустые звуки.
И для чиновников, принимающих решения, чистые эмоции не являются аргументом необходимости установить в охоте правила так, а не иначе. Более того, для многих естественным выглядит такое понимание - охота страть, увлечение, ну так за удовольствие нужно платить, это же не жизненная необходимость.  Поэтому я предпочитаю при обсуждении вопросов,  связанных с охотой, говорить холодным языком   не чувственного, а практического и правового понимания охоты и прав охотников. Тогда не важно - поэтическая или нет - охота - это снятие урожая диких животных для использования в экономических целях, и никакой чиновник не имеет права за меня решать, есть у меня нужда в этом или нет.
Андрей Шимчук    21 Июля 2011 в 19:49
0
0
Много сайтов чисто охотничьих,но мне кажется ,что мы на этом сайте всеже прославляем Охоту,как нечто большее ,чем"правила добывания". И как бы мы не спорили,будь то "трофейщик" или "мясник" всеже истинная Охота делает нас чуть чуть поэтами,философами. Это делай так-Это делай так! Правила Охоты написаны уже давно,а в настоящее время подогнаны под "цивилизацию"(не везде профессионально),и будут "дописываться и переделываться". Т.е. болше "забюрократизироваться". Болше нужно воспитывать отношение к Дичи,к Природе провильное,тогда и охота будет восприниматься правильно. Будем надеяться что мнение Министра природных ресурсов России,будет в дальнейшем "правильно" влиять на Охоту в целом.Будем надеяться...
Гость    21 Июля 2011 в 19:58
0
0
не смешивайте классиков с теперешними охотниками, ситуации разные. Есть охотники, к которым можно приложить все положительное вышесказанное, но это только так называемые "правильные охоники", у которых есть самоограничения, не только писанный закон. Остальные, а таких сейчас большинство - просто стрелки.
Андрей Шимчук    21 Июля 2011 в 22:17
0
0
Стрелки тоже читают иногда, и у них тоже ,во всяком случае,должно формироваться,правильное отношение к Охоте.Всех не перевоспитаешь,но с возростом приходит"настрел" и тогда они задумываются.
Game manager    22 Июля 2011 в 4:49
0
0
Гость писал:
не смешивайте классиков с теперешними охотниками, ситуации разные. Есть охотники, к которым можно приложить все положительное вышесказанное, но это только так называемые "правильные охоники", у которых есть самоограничения, не только писанный закон. Остальные, а таких сейчас большинство - просто стрелки.

Во все времена охотники были разными, как и люди вообще все разные. Критерии "правильности" чисто эмоциональные и субъективные. Если человек охотится в рамках законов, не обязательно еще себя и самоограничивать, Арешки ограничений столько навыдумывали, что  многие ружья побросали. Если человек охотится, чтобы добавить в семейный рацион дополнительный кусок мяса ( типа стрелки), а не ради поэзии, ничего плохого в этом нет, это законно и  естественно. Не нужно в душу каждого заглядывать - а что он там испытывает, когда занимается охотой?  Я уверен, что абсолютное большинство охотников, пусть и стрелков, получают удовольствие от занятия ею и любят природу, а не просто стреляют в живое. Но у каждого свои ощущения. Сути охоты, как формы природопользования, это не меняет.
Артем Карелин    29 Июля 2011 в 11:22
0
0
Приветствую, Вас, Александр и рад видеть на страницах данного информационного портала о дикой природе. Оочень актуальная статья. Особенно сейчас, когда среди "новых охотников" теряются такие понятия как трофейная охота и рациональное использование ресурсов охотничьих животных. Щас в Краснодарском крае лимит утвердили на новый сезон - на весь край - 830 кабанов и 315 косуль. На 80 тысяч охотников 830 кабанов... Подробности расскажу при встрече.
Гость    30 Июля 2011 в 19:46
0
0
да, удовольствие застрелить 20 гусей не всем понятно, как и выбросить застреленных птиц в мусор. Ни одно, ни другое законодательством не запрещено. Сейчас Правила разрешают у нас бить гусынь на гнездах, да и птенцов, выведшихся в начале мая - это душевно, по Вашему? Самоограничения не нужны?
Гость    30 Июля 2011 в 20:20
0
0
Гость писал:
да, удовольствие застрелить 20 гусей не всем понятно, как и выбросить застреленных птиц в мусор. Ни одно, ни другое законодательством не запрещено. Сейчас Правила разрешают у нас бить гусынь на гнездах, да и птенцов, выведшихся в начале мая - это душевно, по Вашему? Самоограничения не нужны?

Это в какойже стране правила охоты это разрешают? А о способе охоты на гуся "с подхода на гнезде" я чтото даже не слышал. Это хочется вам чтобы так было - "Вот смотрите какие они кровожадные. Сначала не щадят самку с деденышами, а скоро до женщин и детей доберутся. Беда. Всех охотников поставить на учет. забрать оружие. И права на вождение автомобиля забрать, так как если был охотником то уже справку в псих диспансере не получишь".
Это вам так бы хотелось охотников видеть, затем сделать их главными врагами человечества, возглавить борьбу с ними, победить и стать спосителями человечества и природы. И жизнь прожить незря, оставить так сказать свой след.
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.