Зачем пришпоривать бегущую лошадь?
Моя бабушка, очень мудрая женщина, знала множество пословиц и поговорок. Одна из них: «Кто про что, а вшивый про баню!» -- мне кажется, может служить хорошей затравкой к очередному блогу. Типа это я «вшивый», а «баня» -- так любимый мной сельский туризм, о котором в последнее время мне приходится часто писать и для сайта, и для газеты «ТиО». Но любимым это направление туризма стало у меня далеко не сразу. Более того, в те годы, когда агротуризм делал первые робкие шажки в нашей стране, я была ярой и непримиримой противницей этого начинания. Вы спросите, почему? В принципе, ничего особо оригинального в моих возражениях не было. Просто хорошо развитое воображение рисовало нашествие на первопроходцев сельского туризма различных контролирующих органов: санстанций, милиции, налоговиков и прочая и прочая. А если турист грибочками отравится или обопьется свежего молочка? А если пожар? А зависть соседей? Караул!
Да и не поедет житель Беларуси на агроусадьбы, ведь у каждого второго есть свои шесть соток или бабушка в деревне, думала я. Короче, не видела, хоть убей, тогда перспектив развития сельского туризма.
Въедливый читатель, а таких на нашем сайте достаточно, спросит, а почему мое мнение так резко изменилось? Ответ довольно прост и даже банален: мне пришлось изучить вопрос не теоретически, снаружи, а практически, изнутри, познакомившись не только с руководством БОО «Отдых в деревне», но и самими первопроходцами, теперь уже ветеранами агротуризма, хозяевами агроусадеб. Это люди чрезвычайно разные по возрасту, характеру, темпераменту, увлечениям… Но всех их объединяет то, что позволяет назвать сельский туризм «туризмом с человеческим лицом». Именно эта человечность, «людскость» и является «альфой и омегой» агротуризма, движущей силой направления. И развивалось бы оно себе постепенно, без суеты и спешки. Однако попалось на глаза государству, быстро смекнувшему, что если туристы и приедут в Беларусь, то именно для того, чтобы оценить самобытность и гостеприимство народа, а не для того, чтобы поглазеть на ледовые дворцы. И пошло-поехало. С одной стороны, конечно, различные указы и преференции – это очень здорово, и никто не собирается с этим спорить. С другой – государство ничего не делает просто так. Сельский туризм, как въездной и выездной, начали планировать и загонять в некие рамки. Своими ушами слышала, как отчитывался туристический чиновник районного масштаба, ругаемый начальством за то, что у него в районе мало агроусадеб. «А как же их будет больше, если у меня район радиоактивный?» -- спрашивал отчитывающийся. Но, похоже, это обстоятельство никого не интересует: план есть план.
Сегодня в стране почти 1 300 агроусадеб, а к 2015 году их запланировано построить, (устроить?) аж 3 000. И вот тут меня начинают терзать смутные сомнения. Человеческое лицо агротуризма начинает гримасничать и показывать язык. Уже сегодня много говорят о профанации идеи сельского туризма, называя усадьбы борделями, местами для корпоративных пьянок и пр. А если мы будем еще и еще пришпоривать бегущую лошадь, она может и вовсе откинуть копыта. И здесь как нельзя лучше подходит другая пословица: «Поспешишь -- людей насмешишь»!
Понятно, что никакой это не туризм. И многие владельцы настоящих усадеб очень хотят, чтобы понятие "сельская усадьба" было закреплено официально. Таким образом они пытаются защитить свое честное имя и как-то отделиться от коттеджей, из которых "все слышно и видно". Пока все это смешано, репутация у сельского туризма, увы, слегка потрепанная.
И да, мне кажется, что 1300 - это уже много. И едва ли не в первый раз в жизни согласна с чиновниками из нашего министерства - пора уже переходить от количества к качеству

Еще большой вопрос - антураж. Просто смешно, когда кирпичный коробок-особнячок, в котором эстетики - -10, называет себя как-нибудь пышно, типа "Пански фальварак". А внутри - устаревшая мягкая мебель, привезенная из городской квартиры, ужасные ковры (оттуда же), отвратительные репродукции на стенах и битая посуда.
Сама по себе и идея коммунизма ведь тоже, в принципе, привлекательна. А что вышло?
Сельский туризм - идея изначально плохо продуманная .Именно как туризм существование его слабоперспективно .Корпоративные пьянки хотя бы приносят доход при сравнительно небольших затратах .Да и трезвые гости не дай бог заглянут на задворки ... Городская свалка местами отдыхает .
И все полторы тысячи хозяев агроусадеб вырвут вам сейчас волосы, Дмитрий!

Не стоит быть столько категоричным в суждениях. Идея развития сельского туризма в Беларуси лежала на поверхности изначально. Просто люди не знали, с чего начать. Законодательства не было, объединяющей силы... У нас нет гор, моря, скудные памятники архитектуры... но зато есть природа и люди, которые стали инструментом развития сельского туризма. Сегодня о сельском туризме не говорит только ленивый. Направление растет и развивается. И приносит свои плоды. Никто изначально и не рассчитывал на зарабатывание миллионов от приема гостей в своем доме. Это - образ жизни. И добрая половина усадеб совсем не похожа на помойку или свалку. В усадьбы, к хозяевам хочется возвращаться и наслаждаться уютом и гостеприимством. Сельский туризм помогает развивать и деревню, и людей,и местные власти. У них поменялось мышление и отношение к этому виду туризма. О нашей стране уже заговорили, как о стране сельского туризма. И те же литовцы, у которых мы учились (представители ассоциации сельского туризма Литвы), как-то сказали, что раньше белорусы учились у нас сельскому туризму, а теперь вы достигли того, что переплюнули своего учителя и нам есть чему поучиться у вас. И мы склонны верить, что это не пустые слова.
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.