Как мы занимались спайдервотчингом

Андрей Бородин
заместитель редактора Wildlife.by
0 10676 25 сен 2022

Конец сентября напоминает лето если не погодой, то как минимум небольшим разнообразием птиц. Первая волна миграции, в которой участвуют хищники и кулики, неумолимо идет на спад, а северные утки и гагары только на подлете – их прибытия остается ждать еще несколько недель.

IMG_3951.JPG

В результате главным итогом нашей последней поездки стало огромное скопление чибисов и золотистых ржанок неподалеку от Минска, которое насчитывало более тысячи особей. Эти птицы интересны сами по себе. Когда они собираются в таком количестве, самое унылое поле превращается в некое подобие птичьего базара, над которым стоит постоянный гомон. Однако бердвотчеров подобные скопления привлекают прежде всего тем, что в них могут затесаться различные редкости. Однако на этот раз самый тщательный осмотр ничего не принес.

При отсутствии птиц на выручку неожиданно пришли… пауки. Так, очистные вместо куликов порадовали аргиопой Брюнниха. За этим пышным названием с дворянским оттенком на самом деле скрывается паук-оса, который хорошо знаком любителям природы, – и не только благодаря своей броской расцветке. Этот представитель большого семейства пауков-кругопрядов не так уж редко поселяется в городах, хотя предпочитает суходольные луга, опушки и обочины дорог.

42244389_10156783306787171_7150435487671386112_n.jpg

Основной ареал паука-осы приходится на степные и полупустынные регионы Евразии. Однако в последние десятилетия он все дальше распространяется на север (возможно, благодаря изменениям климата). Этому также помогает способность молодых особей расселяться по воздуху, используя те самые паутинки, которые для многих стали символом бабьего лета. На самом деле такое путешествие при сильном ветре может оказаться очень далеким, и не факт, что место, куда занесет молодого паука, окажется пригодным для обитания. Так что он подвергается серьезному риску, как бы романтично все ни выглядело со стороны.

Угрожающая (а точнее, предупреждающая) окраска в сочетании с довольно крупными размерами не вызывает особой симпатии к аргиопе Брюнниха, а также ко многим ее родственникам. На самом деле в Беларуси нет ни одного вида, чей укус был бы смертельным для человека. Не является исключением даже южнорусский тарантул, которого изредка можно встретить на Полесье.

Если не пытаться схватить паука, то он никогда не укусит, а вместо этого наверняка попытается убежать и уж точно не станет нападать первым. Так что страх перед пауками, называемый арахнофобией, является совершенно неоправданным (его скорее внушает массовая культура).
К счастью, никто среди нас его не испытывал, так что паук-оса получил свою порцию восхищения, которое он вполне заслужил. В тот день это была не первая яркая встреча с яркими членистоногими: в другом месте нам попался еще один крупный паук – скорее всего, из семейства крестовиков. Глядя на его необычную окраску, мы пожалели, что в Беларуси невозможно найти определитель пауков, так что нам не удалось узнать, к какому именно виду относится этот красавец. Хотя, судя по вздувшему брюшку, нам попалась беременная самка, но и на этот счет оставалось только строить предположения.

42289127_10156783307692171_860112362605117440_n - копия.jpg

В конце концов каждый пошел своим путем, а мы на обратном пути, уже сидя в автомобиле, придумали новое увлечение – спайдервотчинг. Ведь тех, кто наблюдает за бабочками или стрекозами, довольно много, особенно в западных странах. Пауки с этой точки зрения ничуть не менее интересны.

Сентябрь, 2018.

Фото Юлии АЛТУНЮВОЙ и автора

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.