Зачем нужна дорога через болото?

Андрей Бородин
заместитель редактора Wildlife.by
0 243 9 Июл 2018

Строительство дороги через Ольманские болота – та самая капля, в которой отражается океан проблем, так или иначе связанных с охраной природы в Беларуси. Этот природный комплекс действительно уникален: благодаря военному полигону (который, к слову, не закрыт по сей день) один из крупнейших болотных комплексов Европы сохранился в близком к естественному состоянии. Эту дежурную фразу можно найти в любом описании Ольманских болот. Однако за ней стоят вполне конкретные виды: например, здесь обитает крупная популяция большого подорлика, который имеет статус глобально угрожаемого. Прибавьте к этому вертлявую камышевку, дупеля и еще десятки других видов, находящихся под охраной, в том числе на международном уровне…

Насколько же хорошо они защищены? Оказывается, не очень. Строительство дороги является на сегодняшний день не единственной и, пожалуй, далеко не главной проблемой, с которой сталкивается эта природная территория (приставка «особо охраняемая», обеспечиваемая статусом республиканского ландшафтного заказника, в этом контексте имеет явный оттенок иронии). Пожалуй, страсти не разгорелись бы с такой силой, если бы, мягко говоря, спорный проект был заранее согласован со всеми заинтересованными сторонами. Для этого в законодательстве предусмотрена процедура общественных обсуждений ОВОС, и они якобы проводились. Однако, как часто бывает, представителей общественных организаций об этом никто не проинформировал.

В итоге о строительстве стало известно уже после того, как оно началось. При этом пока трудно оценить влияние работ на экосистему заказника. Ответ должны дать гидрологи. Только они могут рассчитать, как изменится водный режим (а это в значительной степени зависит от технологии, которая будет использована при строительстве). Исходя из этих данных биологи могут попытаться спрогнозировать изменения в растительном и животном мире, а также их масштаб. Пока же можно утверждать наверняка лишь то, что бо́льшая доступность Ольманских болот из-за появления новой дороги будет означать дополнительное беспокойство для их обитателей (это, например, очень нежелательно для того же большого подорлика, а между тем строительство ведется в разгар гнездового сезона).

olmanskoe_boloto_14062018_tutby_brush_phsl-2719.jpg

В конечном счете необходимо спросить, какова его цель. Официально заявлено, что новая дорога позволит сделать заготовку древесины на данной территории более рентабельной. Отдельный вопрос, насколько подобная хозяйственная деятельность вообще уместна на ООПТ, хотя плану управления она не противоречит. Однако в условиях труднопроходимой местности сложно ожидать, что новая дорога себя окупит (по крайней мере в обозримом будущем). Логичнее было бы преобразовать лесхоз в государственное природоохранное учреждение, тем более что его руководство, насколько я знаю, само не против такого решения. Это позволило бы сохранить рабочие места, но, видимо, не способствует выполнению планов по заготовке древесины.

При этом важно понимать, что южная часть Ольманских болот, по которой проходит граница с Украиной, плохо контролируется на данный момент. В таких условиях предлагаемое создание заповедника будет иметь мало смысла. О сложившейся ситуации официально не говорят, но строительство дороги, возможно, имеет целью именно ее исправление (на этот счет можно только строить предположения). Пока же с территории соседнего государства в конце лета на Ольманские болота массово проникают сборщики ягод. После них остается мусор, срубленные деревья и следы тяжелой техники, а костры как раз и становятся причиной пожаров, борьбе с которыми якобы должна способствовать новая дорога.

В конечном счете все упирается в отсутствие открытости при принятии важных решений и непонимание того, что Ольманские болота представляют собой общенациональную ценность. В любом случае это не запасы пиломатериалов, а территория, которая при грамотном подходе вполне могла бы привлекать большое количество экологических туристов без ущерба для природы. Пока же хотелось бы получить от специалистов больше комментариев.

Фото Дмитрия БРУШКО с сайта tut.by

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.