Акция #STOP_E40: сплав по белорусской Амазонке

0 552 7 Июн 2018

2 и 3 июня на территории Полесья прошла акция #STOP_E40 в защиту Припяти, приуроченная ко Всемирному дню окружающей среды.

Общественная организация «Багна» и Гомельское отделение ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны» выступили организаторами и пригласили к участию активистов, туристов, местных жителей и байдарочников Беларуси.

Протяженность сплава составила 28 км: 9 километров по довольно узкой Птичи, затем участники выплыли к Припяти. Река десятки метров в ширину, вдоль берегов величественно стоят дубы и ивы, повсюду слышно разноголосое пение птиц.

Мероприятие собрало 50 участников, некоторые из них были уже второй раз: акция становится ежегодной, первый раз она прошла в 2017 году под слоганом «Припять, дай пять!».

Цель: привлечь внимание к проблемам рек Беларуси, в особенности к разрушительной идее сделать из Припяти канал, обустроить водный путь Е40 и возить по нему нефтепродукты и удобрения. Не менее важны проблемы, на которые организаторы также хотели обратить внимание, – загрязнение водных объектов микропластиком, стоками с животноводческих ферм и сельскохозяйственных полей.

Сплав_Багна 3.jpg

Том Аллан, журналист (Великобритания):

– Я приехал сюда, чтобы изучить проект E40 и написать об этом. Я впервые в Беларуси и поражаюсь количеству птиц – нигде в Европе столько не видел. Хотя местные говорят, что сейчас их не так уж и много. А здесь так много нетронутой природы. 

По-моему, Припять может посоревноваться со многими европейскими реками: она сохранила свой первозданный вид, ее течение не было изменено ради движения кораблей. Если проект E40 будет реализован, это повлияет на ландшафт.

В Великобритании нет таких крупных и диких рек, как Припять. Они все уже подвержены вмешательству человека.

Сплав_Багна 4.jpg

Ольга Каскевич, председатель ОО «Багна»:

– Припять – одна большая экосистема. Это регион низинных болот, заросших озер. Если канализировать и дамбировать реку, то мозаика будет нарушена. Еще Припять – это огромный миграционный коридор для птиц. Видовой состав рыб тоже может измениться, если что-то произойдет с морфологией и химическим составом реки. Лесные экосистемы здесь тоже особенные: есть множество уникальных пойменных дубрав и растений.

Проект E40 планируется с 2013 года. В 2017 году мы запустили национальную общественную кампанию #stop_Е40. Представители государственных организаций сказали, что сейчас недостаточно информации для принятия окончательного решения. Но мы узнали, что создатели проекта продолжают активно искать финансирование. Например, различным банкам этот проект преподносят как перспективный и инвестиционный.

Поэтому мы до сих пор обеспокоены ситуацией и начинаем выходить на международный уровень: работаем с европейскими медиа и продвигаем эту тему в информационное пространство Евросоюза, потому что там об этом никто не говорит. Мы связывались с Европарламентом и с правительствами трех стран – Беларуси, Польши, Украины – и отправляли им экспертные оценки и общественные мнения.

В Польше аналогичные проекты – E30 и E70. Это речные каналы, которые находятся на стадии строительства и наносят существенный вред природе.

Сплав_Багна 6.jpg

Костантин Чикалов, заместитель председателя ОО «Багна»:

– Мы проводим акцию уже второй год подряд, чтобы показать всю красоту и ценность Припяти. Наверно, только через личный опыт приходит понимание необходимости сохранения этого региона. Если проект водного пути E40 будет реализован в том масштабе, в котором его сейчас озвучивают (с установкой шлюзов и дамб), то это сильно повлияет на гидрологию всей местности. 

Если говорить о ценности Полесья, то тут находятся природоохранные территории: например, национальный парк «Припятский». Этот регион – это банк редких видов птиц и растений. Среди исчезающих видов птиц, на которых также будет оказано воздействие, – вертлявая камышевка, подорлик малый, дупель. Здесь сконцентрированы уникальные биотопы, в том числе пойменные дубравы, а они мало где сохранились. Масштабное вмешательство в природное состояние Припяти окажет большое негативное воздействие. Это одна из немногих рек, сохранившаяся в естественном природном состоянии. 

Сейчас в этом регионе есть и экологические маршруты, и маршруты для сплавов, и исторические места – например, Давид-Городок, Туров и находящиеся рядом с ним археологические раскопки. В национальном парке «Припятский» можно увидеть гигантские дубы и сосны-великаны – это очень впечатляет. Тех, кто не особо разбирается в орнитологии, все равно удивят черные аисты, которых тут тоже немало. На берегах Припяти гнездятся ласточки-береговушки. Кто-то приезжает сюда, чтобы посмотреть на птиц, а кто-то – чтобы полюбоваться пейзажами. 

У Припяти много притоков, поэтому любители походов каждый раз могут выбирать себе новые маршруты, которые будут чем-то отличаться. В этот раз мы часть пути проплыли по Птичи, и этот приток, например, не такой «интимный», как Случь, но здесь скрыто множество интересных мест, а заплывая в старое русло, можно ощутить себя словно не в белорусском пейзаже.

Такие сплавы – это не только акция против E40 или других экологических проблем, но и возможность открыть что-то новое для себя. К слову, здесь есть агроусадьбы, которые предоставляют в аренду байдарки и организуют аналогичные сплавы. Так что городские жители и иностранцы запросто могут приехать на Полесье и сплавиться по реке, для этого необязательно собирать большую группу людей. Экологический туризм уже развит, у него большой потенциал.

Сплав_Багна 2.jpg Сплав_Багна.jpg

Роман Хлебин, Гомельское региональное отделение АПБ:

– У меня накопился довольно большой опыт путешествий, в том числе и водных – я сплавлялся по многим рекам Беларуси, по Уралу, Кавказу. Все они очень разные и по-своему уникальные. 

Припять очень своеобразная, с интересными пейзажами и огромной поймой. Тут можно плыть на одном уровне и не пересекаться за счет того, что здесь много ответвлений и притоков. Можно даже плыть 28 километров как бы по Припяти, но не заходя в саму Припять. Это такая полесская Амазонка. 

Мы видели много куликов, куликов-сорок, веретенников, черных аистов. Для многих частей Беларуси эти виды считаются диковинками. И это при том, что мы плыли не по самому «птичьему» месту на Припяти, а по типичному кусочку реки. Гораздо скучнее было бы, если бы со всех сторон нас окружали дамбы и теплоходы.

Нет смысла уничтожать эту красоту. Увы, в Беларуси не научились пользоваться туристическим потенциалом: у туркомпаний и у Министерства спорта и туризма существуют стереотипы по поводу того, каким должен быть туризм. Сюда не вписывается экологический туризм. Если построить путь E40, то открывшиеся возможности в плане судоходства вряд ли смогут окупиться финансово и компенсировать потерю природных богатств.

Сплав_Багна 5.jpg

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.