О цветах можно рассказать по-разному

Любовь Гаврилюк
журналист
0 398 19 Сен 2018

Месяц фотографии в Минске открылся в этом году в пятый раз. В обновленной галерее «Ў» выставлено сразу шесть проектов, и еще восемь площадок, включая Брест и Гродно, присоединится к показам до 6 октября.

Всех, кто не равнодушен к живой природе, заинтересует в первую очередь проект «Хрупкая сила».

20180906_202920.jpg

Но не только он: не могу не сказать, что самой сильной мне показалась репортажная фотография Стэнли Грина. Это «Черный паспорт», о войне.

И любопытна типологическая портретная серия Эдуарда Кэртиса «Видимое и скрытое» об индейцах. Вот такая широкая амплитуда интересов, особенно если учесть еще архивную белорусскую, литовскую, польскую и китайскую фото-географию.

20180906_201332.jpg

Вернемся к цветам. Современное искусство не было бы интересным, смешным, провокативным, если бы остановилось на прямом изображении предметов: сделаем сейчас отсылку ко всемирно признанному авторитету Рене Магритта, который считал, что простота обманчива, реализм загадочен, а изображение ничуть не тождественно модели. И вообще все не то, чем кажется. Картины «Это не яблоко», «Не трубка» и т.д. (60-е годы XX века) – хрестоматийные примеры такого подхода, но концептуально все прописано, конечно, очень серьезно. Идея оказалась философски перспективной, и вот уже всемирно успешный Джеф Кунс (XXI век) говорит о «новой банальности» в искусстве. И это опять убедительно.

20180906_202935.jpg

В развитие этих и, думаю, других еще тенденций, стали появляться проекты, в частности, с растениями: художники теперь вкладывают в них эротику, или агрессию, или другие эмоции. Соотносят живое с искусственным или с гербариями, или с кладбищенской темой, с другими ритуальными практиками. Что-то подобное можно найти и в итальянском XVI веке: Джузеппе Арчимбольдо (живописец и декоратор, но тогда все это было близко) писал портреты, составленные из овощей, цветов и даже животных, и теперь некоторые историки искусства видят в нем предтечу сюрреализма.

20180906_201305.jpg

Ну вот, примерно такой контекст у «Хрупкой силы» куратора Матиаса Гардера, собравшего для своего проекта нескольких художников. Живопись, фотография, объекты, живые цветы. Отдельно и в инсталляциях.

3.jpg

Отдельно от себя добавлю свой агрессивный цветок, он живой, растет в Ботаническом саду в Палермо. Но об этом позже и подробнее.

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.