«Новые нормы о защите зеленых насаждений: общественность начнут слушать, но… постараются не услышать?»

Григорий Федоров
юрист, член ОО "Экодом"
9 4564 22 Сен 2011

Больше месяца назад появилась обнадеживающая новость о том, что вырубку или пересадку деревьев и кустарников будут согласовывать с населением. Однако не все так просто...

До середины 2011 года в сфере защиты зеленых насаждений населенных пунктов действовали следующие основные нормативные акты:

1) Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 205-З «О растительном мире»;

2) «Положение о порядке удаления объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов», утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1275 от 12.10.2004 г.;

3) «Положение о порядке определения подлежащих возмещению потерь объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов», утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1461 от 05.11.2007 г.

Для граждан главной проблемой, не решенной в этих документах, было отсутствие механизма общественных слушаний (обсуждений). Проще говоря, с жителями никто не советовался при вырубке тех или иных зеленых насаждений. Постановление № 1275 содержит пункт 13: «Местные исполнительные и распорядительные органы или уполномоченные ими юридические лица информируют граждан о планируемом удалении объектов растительного мира, его причинах и определяют порядок обсуждения этого вопроса с гражданами». Однако за 7 лет действия данного документа нам известны единичные случаи обсуждения с гражданами указанных вопросов. Лишь Минский городской исполнительный комитет решением от 20.04.2006 г. № 718 утвердил «Инструкцию о порядке организации и проведения общественного обсуждения градостроительных проектов, вопросов благоустройства, жилищного и иного строительства в г. Минске» и сделал подобные обсуждения нормой. Благодаря этому в Минске удавалось отстоять от вырубки отдельные зеленые насаждения и целые парки. За пределами столицы местные органы разработать и утвердить четкую правовую основу обсуждений не спешили.

Что изменится в регулировании? С июня 2011 года ситуация стала меняться, и к концу текущего года правовое регулирование в этой сфере сильно изменится. 17 мая 2011 года были приняты изменения в Закон «О растительном мире». В силу они вступят в конце текущего года.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 687 от 01.06.2011 г. было утверждено и с 9 июня 2011 г. действует «Положение о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности». Этот документ напрямую не упоминает о зеленых насаждениях, но всем понятно, что строительство новых и реконструкция существующих зданий и сооружений являются главным основанием для вырубки деревьев в населенных пунктах.

В настоящее время разрабатывается проект Постановления Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах удаления, пересадки объектов растительного мира». Предлагается отменить Постановления №№ 1275 и 1461 и утвердить новые «Положение о порядке выдачи разрешений на удаление объектов растительного мира в населенных пунктах и разрешений на пересадку объектов растительного мира в населенных пунктах» и «Положение о порядке определения условий проведения компенсационных посадок либо осуществления компенсационных выплат стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира». Первый из указанных документов предусматривает процедуру общественных обсуждений вопросов удаления, пересадки объектов растительного мира.

Казалось бы, нужно радоваться: вводится два новых документа об общественных обсуждениях. Но не тут-то было.

Неоднозначные нововведения в тексте закона Прежде всего, отметим прискорбный факт: из Закона «О растительном мире» была выброшена часть третья статьи 37: «Удаление объектов растительного мира не должно повлечь неблагоприятных изменений в состоянии окружающей среды (среды обитания человека) или отдельных природных объектов. Оценка неблагоприятности изменений производится путем проведения в установленном законодательством Республики Беларусь порядке сравнительного анализа экономической и экологической обоснованности потребностей в удалении объектов растительного мира или их сохранении». Теперь потребовать сравнительного анализа будет намного сложнее. Видимо, законодатель считает, что неблагоприятных последствий для среды обитания человека все равно не избежать и лучше не заострять на этом внимание общественности.

Изменения в Закон «О растительном мире» содержат и иные опасные нормы. Часть 11 статьи 37 разрешает «отделение от дикорастущих растений их частей, не влекущее утрату жизнедеятельности этих растений (удаление сухих, поврежденных ветвей и сучьев, прореживание кроны, сохранение или придание ей необходимой формы и др.)» в двух случаях:

- «в целях повышения эстетической привлекательности дикорастущих растений»;

- «в целях устранения препятствий эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов».

Никаких разрешений и обсуждений при этом не требуется. И если в первом случае работы должны проводить специалисты-озеленители, то во втором - «устранять препятствия» могут сами эксплуатирующие здание организации. Похоже, так называемая «обрезка под ноль» станет обычной практикой, так как неспециалист вряд ли сможет обрезать растения правильно.

И это в ситуации, когда тотальная косьба в городах практически ничем не урегулирована, и даже ее логическое обоснование не до конца понятно. Скажем, тезис о накоплении в траве по бокам автодорог вредных веществ справедлив, но не убедителен, ведь в пищу эту растительность никто не употребляет.

Непрозрачной для общественности остается судьба средств, выплаченных застройщиками в качестве компенсаций за удаленные объекты растительного мира. Есть основания полагать, что эти деньги могут идти не на саженцы и семена, а на закупку бензопил, мотокосилок и разного рода мероприятия сомнительной полезности вроде замены почвогрунта на газонах вдоль проезжей части.

Обсуждая планы строительства, помните о деревьях Июньское «Положение о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (2011 г.) вызывает много вопросов. Перечень объектов для обсуждения в нем сужен даже относительно упомянутой Инструкции Мингорисполкома. Обсуждать с общественностью будут:

1) генеральные планы городов и иных населенных пунктов;

2) градостроительные проекты специального, детального планирования;

3) архитектурные проекты застройки территорий населенных пунктов в случае отсутствия градостроительных проектов детального планирования;

4) архитектурно-планировочные концепции объектов строительства в случае отсутствия 2) и 3);

5) проекты программ жилищного строительства.

Как видим, обсуждать будут вопрос «в ближайшие 5-10 лет мы построим...», а не вопрос «в следующем месяце в Вашем дворе появится строительный забор и исчезнут все деревья». Конечно, первый вариант дискуссии усыпляет бдительность граждан и настраивает на благодушно-мечтательный «маниловский» лад.

Более того, при обсуждении таких глобальных проектов защитников зеленых насаждений будут либо осаждать, дескать, «мы тут о планировке целого района говорим, а Вы с какими-то деревьями» либо успокаивать, дескать, при подготовке конкретных архитектурно-строительных проектов деревья будут сохранены. Подвох, однако, в том, что эти проекты уже не будут обсуждать с общественностью, и граждане узнают о сохранении (или несохранении) зеленых насаждений лишь по факту, когда проекты уже будут утверждены и начнутся строительные работы на местности.

Тем не менее, в Положении предусмотрительно сказано: «Голосование участников общественного обсуждения проектов в целях принятия решения не проводится». Эта норма призвана помешать противникам строительства показать свой численный перевес.

Интересна и часть вторая пункта 13: «Извещение о проведении общественного обсуждения публикуется в средствах массовой информации и размещается в глобальной компьютерной сети интернет не менее чем за 10 дней до начала проведения общественного обсуждения. При необходимости организатор дополнительно размещает информацию о проведении общественного обсуждения на досках объявлений, в иных местах, доступных для населения, а также другими способами». Кто и как будет определять указанную «необходимость», законодатель умалчивает. В итоге потенциальные участники обсуждения, которое длится всего 15 дней, могут о нем просто не узнать: газеты сейчас мало кто выписывает, на интернет-сайт горисполкома каждые 3-4 дня тоже никто не ходит, а объявления на подъездах и досках местные власти вешать не обязаны.

Права, о которых Вам следует помнить Полезно знать, что, в соответствии с пунктом 17 «Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», общественность может потребовать включить своих представителей в состав специально создаваемой комиссии, которая готовит протокол по итогам обсуждений. В случае разногласий на этапе подготовки протокола члены комиссии от общественности вправе письменно изложить свое особое мнение.

Протокол общественного обсуждения является обязательным приложением к градостроительному проекту, архитектурному проекту застройки территории населенного пункта, направляемым для прохождения государственных экспертиз, а также к проекту программы жилищного строительства. Согласно пункту 20, «Участники общественного обсуждения имеют право проводить профессиональную независимую экспертизу выставленного на общественное обсуждение градостроительного проекта, архитектурного проекта застройки территории населенного пункта за счет собственных средств, результаты которой направляются в орган государственной экспертизы».

Парадоксально, но в случае строительства опасных объектов, подлежащих процедуре оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) до собственно публичных слушаний (собрания) может и вовсе не дойти. Дело в том, что общественные обсуждения в такой ситуации регулируются иным документом - «Положением о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду», утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 755 от 19.05.2010 г. Пункт 45 этого документа гласит: «Собрание по обсуждению отчета об ОВОС не проводится, если общественность не обратилась в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы с заявлением о необходимости его проведения в течение 10 рабочих дней со дня опубликования уведомления об общественных обсуждениях». Под силу ли рядовому гражданину отследить день опубликования уведомления, похоже, законодателя не волнует.

Проект новый – проблемы старые Еще один механизм общественных обсуждений, на этот раз касающийся непосредственно зеленых насаждений, предусмотрен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах удаления, пересадки объектов растительного мира». Напомним, что пока это всего лишь проект, и в каком виде документ будет принят, сказать сложно. Планируется поменять саму систему разрешений на вырубку (снос) зеленых насаждений в населенных пунктах. Удаление и пересадка объектов растительного мира в населенных пунктах станут возможны только на основании разрешения местного исполкома. Как раз в процессе выдачи разрешения проводятся обсуждения с гражданами вопросов удаления, пересадки объектов растительного мира (общественные обсуждения). Слушания осуществляются посредством проведения собрания по обсуждению планируемого удаления, пересадки объектов растительного мира. О предстоящих общественных обсуждениях общественность уведомляется публикацией в газетах, а также на интернет-сайте местного исполкома (при наличии такого сайта). К чему ведет такое «информирование» общественности, мы уже говорили.

Однако разрешение на удаление и пересадку растений (а значит, и слушания) не нужны в следующих случаях:

1) строительство, если утвержденной в установленном порядке проектной документацией предусматриваются удаление, пересадка объектов растительного мира;

2) удаление, пересадка гражданами объектов растительного мира, расположенных в границах земельных участков, предоставленных им в частную собственность или пожизненное наследуемое владение;

3) удаление, пересадка объектов растительного мира при ликвидации чрезвычайной ситуации или ее последствий, проведение которой невозможно без их удаления, пересадки.

В итоге в первом случае остается уповать на процедуру общественных обсуждений, которую мы разбирали выше.

Для решения вопросов об удалении, пересадке объектов растительного мира в населенных пунктах местный исполком должен будет создать комиссию, в состав которой включаются уполномоченные должностные лица территориального органа архитектуры и строительства (градостроительства), территориального органа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, землеустроительной и геодезической службы, иных заинтересованных государственных органов, организаций. Как видим, законодатель считает, что простым гражданам в комиссии не место. Более того, ничего не сказано о включении представителей общественности даже в комиссию по подготовке и проведению общественных обсуждений.

Получается неувязка: общественности доверяют участвовать в комиссии по обсуждению перспектив планировки целых районов, но не доверяют войти в комиссию по вопросу судьбы отдельно взятого дерева.

Сошлемся на опыт Украины, где в ряде городов представители гражданского общества успешно входят в состав комиссий по озеленению.

К сожалению, для Беларуси это явная тенденция: законодатель готов допустить общественность к обсуждению неких общих планов, перспектив, но только не реализации конкретных решений на местности.

Комментарии пользователей (9)
Оставьте ваш комментарий первым
Гость    3 Октября 2011 в 19:16
0
0
У НАС В ГОРОДЕ ВЫДЕЛЯЮТ УЧАСТКИ ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО ДОМА В ЛЕСУ ПРИТОМ МОЛОДОМ 25 ЛЕТНЕМ ОБЪЯСНЯЯ ЧТО ЗДЕСЬ БУДЕТ ПЕРСПЕКТИВНАЯ ЗАСТРОЙКА ИЗ 8 КОТТЕДЖЕЙ А ЛЕС ЯКОБЫ САМОНАСЕЯННЫЙ НО НЕ НАДО ДАЖЕ БЫТЬ СПЕЦИАЛИСТОМ В ОБЛАСТИ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА УВИДЕВ ЭТОТ ЛЕС РОВНЕНЬКО ПОСАЖЕННЫЙ ЧТО ДЕЛАТЬ ВЕДЬ БУДУТ РУБИТЬ
Гость    23 Сентября 2011 в 13:52
0
0
Интересный анализ. Спасибо. Только почему ни одно из перечисленных опасений не было высказано, когда проекты нормативных правовых актов были вывешены на сайте Минприроды, на сайте Wildlife.by для обсуждения. И времени вроде бы было дано достаточно, но в ответ тишина. Искать прорехи всегда проще, чем сформулировать конкретные нормы и убедить других в своей правоте.
Гость    23 Сентября 2011 в 22:46
0
0
Где и когда висел проект 687-го Постановления? На сайте Минприроды? Вы ничего не путаете?
А что касается Ваших слов "убедить других" - оставляйте Ваши координаты в редакции. Ведь один из анализируемых документов - как раз проект. Пойдём вместе убеждать. Вы сами увидите, почему и насколько в нашей стране на данном этапе сложно разговаривать с чиновниками.
Кстати, есть ещё один важный проект по которому можно сейчас убеждать - проект Закона "Об обращении с животными". Десятки людей десять лет подряд убеждают - всё равно воз и ныне там. Может у Вас получится лучше? Идёмте вместе!
Гость    24 Сентября 2011 в 13:00
0
0
Здравсвуйте,
Нам было бы приятно, если бы вы давали ссылку на источник статьи.
Белорусский Зелёный Портал
Елена Садовская    26 Сентября 2011 в 11:27
0
0

Здравствуйте! Публикацию данного материала на нашем портале мы согласовали непосредственно с автором. Кроме того, в текст были внесены некоторые редакторские и стилистические правки.
Гость    28 Сентября 2011 в 13:02
0
0
Вот чиновники хвалятся тысячами посаженных деревьев взамен спиленных. Они нас наверное за дураков держат. Спиливают чаще всего прекрасные в расцвете сил деревья с густой кроной и большой ценностью для экосистемы города. Потом посадят чахлые кустики и никто даже не подумает посчитать, СКОЛЬКО этих кустиков живо по прошествии года, двух, трёх лет? Сколько лет пройдёт пока они наберут нужную для очистки воздуха и прочих функций биомассу! Чиновники в этом лукавят. Им невыгодно считать сколько молодняка выжило через год-два-три. Им выгодно лишь осваивать каждый год новый бюджетные деньги на посадку новых чахликов и рубить очередные взрослые ценные деревья. В этом трагедия!
Елена Садовская    28 Сентября 2011 в 10:49
0
0

Подобную тему детально разбирал и tut.by: http://news.tut.by/society/250955.html

Кто в ответе за столичные деревья?

Жизнь показывает, что минчане, если надо, могут заступиться не только за безбилетника, но и за обиженное дерево. Причем, защищая зеленые насаждения и отдельные деревца, горожане могут и до самых высших инстанций дойти. Мы разбирались, кто ответственен за вырубку, пересадку и лечение деревьев в столице, а также куда обращаться, чтобы узнать, насколько законно у вас за окном рубят дерево?
 
А это чей пенек?
Важно понимать, что столичные деревья обслуживаются не одной, а сразу несколькими организациями. Так, ответственность за деревья вдоль городских автодорог и центральных проспектов, а также во многих парках и скверах лежит на плечах УП "Минскзеленстрой". В систему предприятия входят такие организации, как филиал "Лошицкое садово-парковое хозяйство", филиал СУ "Спецпаркстрой", УП "Минское лесопарковое хозяйство", УП "Городские парки Минскзеленстроя", КУП "Цветы столицы", УП "Бровки Минскзеленстроя", а также девять районных предприятий Зеленстроя по Минску.
 
За деревья во дворах отвечает ГПО "МГЖХ" - то есть наши с вами ЖЭСы и ЖРЭО.
 
За год деревья высаживаются в достаточно больших объемах. Только специалисты Минскзеленстроя называют цифру в 40 тысяч ежегодно. Кстати, на днях первый замгендиректора Александр Ермолович сообщил о ближайших планах своего предприятия - осенью высадить в столице более 10 тысяч деревьев и кустарников.
 
Плюс - деревья, высаженные жилищными службами. В отделе городского хозяйства Мингорисполкома корреспонденту портала рассказали, что за 6 месяцев 2011-го почти удалось выполнить годовой план по посадке деревьев - это при том, что на год планировалось посадить 48 058 деревьев, за полгода их высадили меньше лишь на 16 единиц. Основную массу деревьев традиционно собираются посадить в землю во время октябрьского месячника по уборке, благоустройству и озеленению города. Однако жилищники сомневаются, что в этом году удастся поставить рекорды прошлых лет (в 2010 за октябрь было посажено аж 30 тысяч деревьев): "Денег стало гораздо меньше, сами понимаете".
 
По словам начальника отдела содержания и благоустройства объектов зеленого хозяйства УП "Минскзеленстрой" Анжелики Пузанковой, ее предприятие нацелено на максимальное сохранение зеленых насаждений. В год при упомянутых выше посадках работниками предприятия удаляется лишь по 200-300 деревьев.
 
Цена вопроса: один к десяти
С просьбой разъяснить нам порядок удаления городских деревьев мы обратились в Минский городской комитет природных ресурсов и окружающей среды. Главный специалист отдела госконтроля за охраной и использованием земель, лесов, животного и растительного мира комитета Татьяна Шеменкова рассказала:
 
- Около четверти обращений граждан, поступающих в Мингоркомприроды, связано с объектами растительного мира. Причем больше всего жители тревожатся, когда дело касается вырубки. Особенно, если это происходит на дворовых территориях. Интересуются, на основании каких документов производится удаление. Исходить надо из того, что прописано в Законе "О растительном мире". А вот порядок удаления объектов растительного мира утвержден постановлением Совмина № 1275. Там точно обозначено, в каких случаях разрешается удалять деревья и какие требования при этом нужно выполнить.
 
Также Татьяна Шеменкова отмечает, что местные распорядительные органы обязаны информировать граждан об удалении деревьев.

- Предусмотрены ли компенсационные посадки?

- Разумеется. При удалении объектов растительного мира компенсационные посадки предусматриваются, за исключением случаев, которые указаны в постановлении. К примеру, не предусматривается компенсация, если удаляемые деревья находятся в аварийном состоянии, если ликвидируется чрезвычайная ситуация, для произведения которой необходимо удалить растение.
 
Касательно удаления деревьев на строительных объектах специалист Мингоркома природы объясняет:
 
- Строительство всегда реализуется на основании проектной документации. Вопрос обоснованности и необходимости удаления закладывается еще в проекте, выполнение компенсационных мероприятий определено там же. Лицо, в чьих интересах выполняется удаление - заказчик строительства, например, - должен возместить стоимость удаляемых объектов растительного мира и обеспечить компенсационные посадки.
 
Если вырубка деревьев и кустарников производится на объекте, строительство которого профинансировано государственной или городской казной, то компенсации производятся по формуле 1 к 1 или 1 к 2. В других случаях удаленные деревья должны компенсироваться в десятикратном размере. Однако это не означает, что на месте вырубленного дерева в вашем дворе появится 10 таких же - скорее всего, их высадят там, где в этом году отведено место для посадок.
 
Добавим, что, согласно Генплану, к 2030 году в нашей столице на 1 человека должен приходиться 21 кв.м ландшафтно-рекреационных территорий.
 
“І калі пытанне ўстане”
Многие минчане присылают в редакции послания в стиле "сама высаживала эти деревца 60 лет назад, а теперь их срубают. Как можно?!". Ситуация, может, и неприятная, но зачастую вполне обоснованная.
Некоторые деревья действительно нужно вырубать "в случаях, если они старые, ветхие, а также поражены инфекцией", - рассказывает Анжелика Пузанкова и объясняет, как специалисты УП "Минскзеленстрой" определяют "больного", - У нас есть собственная агрохимическая лаборатория, которая обследует зеленые насаждения, определяет их состояние - например, "ослабленное", "угнетенное" и выдает рекомендации. В некоторых случаях приходится удалять, в большинстве - лечить дерево". Надо сказать, что деревья во дворах меньше подвержены воздействиям всяческих негативных факторов, чем те, что растут вдоль проспектов и оживленных улиц. Напомним, что весной десятого года сотрудникам Минскзеленстроя пришлось совершить самую массовую замену деревьев: вдоль проспекта Независимости на участке от площади Независимости до улицы Козлова были вырублены измученные технической солью взрослые деревья - на их место высадили 316 молодых лип. "Выращенным в питомнике новым деревьям тоже приходится нелегко. В этом году они впервые цвели на новом месте - выхаживали их изо всех сил", - отмечает Анжелика Пузанкова. По информации Минскзеленстроя, из-за воздействия антигололедных средств гибнет до 20-30% молодых растений.
 
Анжелика Пузанкова рассказала, что есть ситуации, когда предприятие отказывается согласовывать техническую документацию по вырубке деревьев. Особенно внимательно специалисты рассматривают обоснованность удаления деревьев на стройплощадках:
 
- Бывают горячие споры, порой заказчики приезжают нас переубеждать. Могу вспомнить и особенно громкую ситуацию - для строительства лыжероллерной трассы предлагалось вырубить огромное число деревьев - более двухсот. Было встречено большое сопротивление граждан, мы учли все моменты и не стали согласовывать предложенные технические условия. Деревья сохранены.
 
Сейчас в Минске действует "Инструкция о порядке организации и проведения общественного обсуждения градостроительных проектов, вопросов благоустройства, жилищного и иного строительства в г. Минске", благодаря которому во многих спорных ситуациях деревья удалось отстоять.
 
Заместитель председателя Белорусской партии "Зеленые" Дмитрий Кучук в случаях, если у вас есть вопросы по каким-то определенным вырубкам, советует обращаться в экологические организации - они помогут выяснить, насколько это законно и оправдано с точки зрения экологии. Также стоит обратиться именно к тем, кто в ответе за данные деревья (Минскзеленстрой или жилищно-эксплуатирующая организация). В разговоре с корреспондентом TUT.BY Дмитрий Кучук припомнил несколько ситуаций народного возмущения.
 
- Первый пример - по одному из населенных пунктов Минского района. Велось строительство частного дома, и в связи с этим вырубили деревья. Соседи восприняли это крайне негативно, однако это недовольство оказалось необоснованным. Деревья действительно были в плохом состоянии, а действия тех, кто производил вырубку, оказались приемлемыми и с точки зрения закона, и с точки экологии, - вспоминает Дмитрий Кучук, - Второй пример - по Лошицкому парку. Вы наверняка помните, что жители города провели целую общественную кампанию и отстояли множество деревьев в парке, которые собирались вырубить. Пример третий. В прошлом году в одном из детских садиков на улице Притыцкого проводилась реконструкция и во дворе детского сада вырубили немало деревьев. Жители близлежащих домов возмутились, обратились к нам. Был небольшой скандал на местном уровне. Однако удалось лишь выяснить, что вырубка проводилась незаконно. Никаких ответов из Зеленстроя, ЖКХ нам не поступало.
 
На повестке дня - ситуация с парком Дружбы народов. Северная его часть, в границах улиц Богдановича - Орловской - Карастояновой планируется к сносу. На большом участке вдоль улицы Богдановича хотят разместить здание суда Советского района, центр российской науки, кинотеатр, а также посольский городок. У жителей города к столичным властям множество вопросов. Например, совсем непонятно, отчего строительство здания суда началось без общественного обсуждения. По сведениям протестующих против уничтожения части парка, не проводилось и экологической экспертизы. Письмо в самые высокие инстанции с 600 подписями горожан пока обеспечило лишь несколько подвижек - делом занялась депутат Палаты представителей, строительство здания суда (по наблюдениям членов инициативной группы) приостановлено. К слову, в свое время парк Дружбы народов создавался как филиал Ботанического сада НАН Беларуси, и он имеет высокую экологическую ценность для города. Что будет с его деревьями - пока непонятно.
 
Вырубки по новым правилам
Недавно на Белорусском зеленом портале появилась статья юриста Григория Федорова об изменениях в законодательных документах, прописывающих правила обращения объектов растительного мира. В ней Григорий Федоров описывает подводные камни, которые принесут новые документы, а также изменения в Закон "О растительном мире", которые вступят в силу в конце 2011 года. К примеру, юрист утверждает, что из последнего будет выброшена часть, где говорится "Удаление объектов растительного мира не должно повлечь неблагоприятных изменений в состоянии окружающей среды (среды обитания человека) или отдельных природных объектов. Оценка неблагоприятности изменений производится путем проведения в установленном законодательством Республики Беларусь порядке сравнительного анализа экономической и экологической обоснованности потребностей в удалении объектов растительного мира или их сохранении". Григорий Федоров считает, что теперь потребовать анализа состояния деревьев, предложенных к сносу, станет намного сложнее.

 

Автор - Снежана Иванец
Гость    9 Октября 2011 в 0:05
0
0
"А ЛЕС ЯКОБЫ САМОНАСЕЯННЫЙ" - а чем самосеянный лес хуже искусственного? Он устойчивее к болезням и насекомым, да и глазу приятнее. Как бороться читайте в статье Федорова выше.
Гость    17 Октября 2011 в 0:11
0
0
Спасибо за информацию. Будем отстаивать двор и более 70 деревьев по адресу пр. Независимости 43, где школа милиции собирается незаконно строить 9ти этажное и 3х этажное здания учебных корпусов и общежития.
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.