Дорога на Ольманах: панацея в борьбе с пожарами или международный скандал?

Андрей Абрамчук
председатель Лесной рабочей группы АПБ, член ЦС АПБ
0 264 31 Июл 2018

О строительстве новой дороги на территории одного из крупнейших лесоболотных комплексов Европы – Ольманских болотах – писалось не раз. НГО о строительстве дороги узнали совершенно случайно и, по правде говоря, «проспали» общественные обсуждения ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду). Госорганы отнюдь не способствуют доступности и открытости проведения обсуждений, размещая информацию о проводимых общественных слушаниях «глубоко» на сайтах райисполкомов. Напомню, что у нас в стране более 100 районов, а активно работающих экологических НГО едва наберется десяток. И отслеживать сайты райисполкомов у них нет ни физических, ни экономических возможностей.

 Фото 1 закапывание болото.jpg

Строительство дороги № 3 в Полесском лесхозе по живому болоту

Однако то, что НГО на стадии подготовки и обсуждения ОВОС не принимали участие в обсуждении, не избавляет разработчиков ОВОС и госорганы, контролирующие процесс его проведения и отвечающие за проведение государственной экологической экспертизы, от выполнения норм действующего законодательства, как, впрочем, и от соблюдения требований международных договоров, стороной которых является Беларусь.

Хотелось бы напомнить, что в соответствии со статьей 3 Закона РБ «О государственной экологической экспертизе» от 9 ноября 2009 г. (действующего на период проведения ОВОС и государственной экологической экспертизы по строительству данной дороги) государственная экологическая экспертиза проводится с соблюдением следующих основных принципов:

- достоверности и полноты информации, содержащейся в проектной или иной документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу;

- законности и объективности заключений государственной экологической экспертизы.

Кроме того, в соответствии со статьей 23 того же Закона, уполномоченные должностные лица в области проведения государственной экологической экспертизы обязаны:

- осуществлять полный, объективный и комплексный анализ проектной или иной документации, представленной на государственную экологическую экспертизу, устанавливать соответствие или несоответствие проектных решений требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;

- соблюдать при проведении государственной экологической экспертизы требования настоящего Закона и иных актов законодательства.

В соответствии с Постановлением Совета министров Республики Беларусь «Положение о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду» № 755 от 19 мая 2010 г. (в редакции от 1 июня 2011 г.) оценка воздействия на окружающую среду проводится с соблюдением следующих основных принципов:

- презумпция потенциальной экологической опасности планируемой деятельности;

- комплексность, означающая учет суммарного воздействия на окружающую среду осуществляемой и планируемой деятельности;

- достоверность и полнота информации, означающие наличие в процессе оценки воздействия как можно более полной информации, способствующей принятию экологически обоснованных решений.

В то же время в отчете (ОВОС) по объекту: «Лесохозяйственная автомобильная дорога № 3 в Полесском лесхозе» (заключительном), на наш взгляд, был допущен ряд неточностей и упущений, что привело в итоге к выбору и последующей реализации наихудшего из рассмотренных в ОВОС варианта строительства, как наносящего наибольший вред природной среде, так и экономически более дорогостоящего. Остановимся лишь на наиболее существенных из них.

1. В ОВОС не учтено, что строительство дороги № 3 по проектному варианту приведет к прямому уничтожению либо значительному нарушению целого ряда видов и биотопов, охраняемых как в соответствии с национальным законодательством, так и в соответствии с международными обязательствами нашей страны.

2. Кроме того, строительство дороги № 3 по проектному варианту является значительно более дорогостоящим, чем каждый из альтернативных вариантов.

3. Строительство дороги № 3 по проектному варианту ведет к нарушению национального законодательства (положения по заказнику «Ольманские болота») и международных обязательств Беларуси, в частности, обязательств, взятых в рамках Бернской конвенции.

4. Также строительство дороги № 3 по проектному варианту приведет к нарушению гидрологического режима части территории Ольманских болот, что в свою очередь в долговременной перспективе вызовет еще более значительную трансформацию охраняемых биотопов, а также увеличит пожароопасность территории. Ниже приводятся более подробные разъяснения по каждому из указанных выше фактов.

Ольманские болота – это одна из крупнейших, сохранившихся в диком состоянии лесоболотных охраняемых территорий в Европе. Ольманы имеют целый ряд природоохранных статусов. В частности, большая часть территории (именно о ней в данном случае идет речь) имеет статус республиканского ландшафтного заказника «Ольманские болота», который образован в 1998 году. Площадь заказника более 94 тыс. га. Кроме того, республиканский ландшафтный заказник «Ольманские болота» имеет статус Территории, важной для птиц (BY018 1998 г.), Рамсарского угодья (BY1091 с 2001 г.), Территории особого природоохранного значения (BY0000012 с 2016 г.). Наряду с другими природоохранными территориями, с которыми непосредственно граничит заказник «Ольманские болота» – а это ТОПЗ «Болото Топило», ТОПЗ «Старый Жаден», национальный парк «Припятский», а также Ровенский заповедник (Украина), – Ольманские болота образуют крупнейший в Европе лесоболотный комплекс площадью более 300 тысяч га.
  Уничтожение или значительная трансформация типичных и редких биотопов

Строительство дороги по проектному маршруту ведет к прямому и полному уничтожению или значительному нарушению не менее пяти редких и типичных биотопов, охраняемых в соответствии с требованиями национального законодательства и включенных в Резолюцию № 4 Бернской конвенции, на общей площади около 300 га в пределах ООПТ. Это, в частности, следующие биотопы*:

- Переходные болота // D2.3 Transition mires and quaking bogs;

- Мочажины, торфяные и минеральные обнажения с растительностью союза Rhynchosporion albae: сообщества с господством очеретника белого и шейхцерии болотной// D2.3 Transition mire sand quaking bogs;

- Лиственные леса в долинах рек // G1.21 Riverine Fraxinus Alnus woodland, wet at high but not at low water;

- Хвойные леса на верховых, переходных и низинных болотах, пушистоберезовые леса на переходных болотах // G3. E Nemoral bog conifer woodland;

- Пойменные дубравы // G1.22 Mixed Quercus Ulmus Fraxinus woodland of great rivers

- Черноольховые и пушистоберезовые леса на избыточно увлажненных почвах и низинных болотах //G1.41 Alnus swamp woods not on acid peat/G1.51 Sphagnum Betulawoods

*-название приведено в соответствии с ТКП 17.12-06-2014 (02120 // Резолюция № 6 Бернской конвенции. 

Карта биотопов источник ПУ.jpg 

Строящаяся дорога на фоне карты размещения редких биотопов заказника «Ольманские болота» (Источник карты: отчет о НИР по теме «Разработка плана управления республиканским заказником «Ольманские болота». Заключительный. Минск, 2014 г.)  

В случае отказа от строительства либо строительства дороги по альтернативному варианту (по маршруту старой дороги) непосредственного уничтожения охраняемых биотопов не будет, кроме того, площадь возможного отрицательного воздействия на редкие и типичные биотопы будет минимальна.

 Уничтожение и негативное воздействие на редкие виды животных и растений

В ходе строительства дороги в настоящее время отмечено прямое уничтожение, а также значительное негативное воздействие (фактор беспокойства) на виды, включенные в резолюцию № 6 Бернской конвенции и охраняемые в соответствии с национальным законодательством. В частности, в материалах ОВОС указывается, что дорога пройдет через охотничьи участки большого подорлика (A090 Aquila clanga), змееяда (A080 Circaetus gallicus) – кв. 186, 197 Коротичского лесничества; черного аиста (A030 Ciconia nigra) – кв. 191 Коротичского лесничества; серого журавля (A127 Grus grus) – кв. 71, 72, 84 Старобукчанского лесничества. Всего (в соответствии с материалами ОВОС) непосредственно в зоне воздействия дороги находится не менее 7 участков 4 видов, в том числе глобально угрожаемых видов. Как в ходе строительства, так и в ходе последующей эксплуатации данные виды будут испытывать постоянное беспокойство со стороны человека и работающей техники.

Ноголоватка.jpg

Фото. Уничтожение места произрастания наголоватки васильковой (Jurinea cyanoides) (притеррасный резерв № 1 кв. 102, выд. 30,37,38) вида, включенного в резолюцию № 6 Бернской конвенции, вида, который наша страна, ратифицируя Бернскую конвенцию и создавая «Изумрудную сеть», обязалась сохранять

Кроме того, в ходе строительства карьеров (притеррасный резерв № 2 кв. 87 выд. 3,6, 7 и № 1 кв. 114 выд. 8; кв. 102, выд. 30,37, 38 Старобукчанского лесничества) были уничтожены места произрастания наголоватки васильковой (1805 Jurinea cyanoides). В настоящее время (на 14.07.2018) сохранилось около 20 генеративных и вегетативных экземпляров в кв. 88 выд. 1, и около 30 генеративных и вегетативных экземпляров в кв. 102 выд. 30 (притеррасный резерв № 1). Изначально можно предположить, что каждая из ценопопуляций насчитывала более 100 особей.

В случае отказа от строительства либо строительства дороги по альтернативному варианту (по маршруту старой дороги) влияние на большинство охраняемых видов, выявленных в пределах зоны строительства в рамках ОВОС, будет минимизировано. Большинство выявленных территориальных участков окажутся вне зоны влияния. Кроме того, в случае качественного обследования мест размещения карьеров также возможно было избежать уничтожения популяций наголоватки васильковой (Jurinea cyanoides), устроив карьеры в стороне от существующих ценопопуляций.

Нарушение требований международных договоров РБ

В соответствии с требованиями Бернской конвенции государства-стороны должны обеспечить долговременную охрану видов и биотопов, включенных в Резолюции № 6 и № 4. В данном случае непосредственное уничтожение этих видов и биотопов, являющихся объектами охраны в пределах ТОПЗ «Ольманские болота» и ТОПЗ «Болото Топило» при наличии альтернативных вариантов реализации строительства является вопиющим фактом пренебрежения требованиями международного договора. Напомню, что Ольманские болота, как объект ТОПЗ, были номинированы в 2013 г. (задолго до подготовки ОВОС) – и утверждены, как объект ТОПЗ, в 2016 году.

Хотелось бы отметить также, что в соответствии с процедурой подачи жалоб, существующей в рамках механизма функционирования Бернской конвенции, в случае, если компетентные органы государства не принимают необходимые возможные меры для избежания уничтожения объектов охраны (видов и биотопов), заинтересованные стороны (НГО или физические лица) могут подать жалобу на данные действия в Постоянный комитет Бернской конвенции.

 Эмеральд мапа 2013_2.jpg

«Ольманские болота» как объект ТОПЗ были номинированы в 2013 г., то есть задолго до подготовки ОВОС и строительства дороги. Разработчики ОВОС и представители Минприроды (номинировавшее Ольманские болота как объект ТОПЗ), не могли не знать об этом. (Источник: Quality check of the 2013 Emerald Sites database delivery by Belarus) 

В случае отказа от строительства либо строительства дороги по альтернативному варианту (по маршруту старой дороги) влияние на большинство охраняемых видов, выявленных в пределах зоны строительства в рамках ОВОС, будет минимизировано. Непосредственного уничтожения охраняемых биотопов не будет. Таким образом, обязательства Беларуси в рамках Бернской конвенции по сохранению видов и биотопов из резолюций № 6 и № 4, а также ТОПЗ не будут нарушены.

Проектный вариант строительства куда более дорогостоящий

В соответствии с ОВОС стоимость строительства дороги (по проектному варианту) составляет 9 780 050,812 тыс. руб (или около 500 000 USD по курсу на 01.01.2016 г). Кроме проектного варианта, в ОВОС рассматривается два альтернативных варианта: так называемый нулевой вариант (вариант В), то есть отказ от строительства, и альтернативный вариант Б (по трассе старой дороги). Отказ от строительства – это, безусловно, экономически наиболее дешевый вариант. Второй альтернативный вариант (вариант Б) предполагал строительство дороги № 3 по проектному варианту с территориальной корректировкой, в частности, обход участков болот по трассе старой дороги и без устройства карьеров на территории заказника. В результате у авторов ОВОС стоимость строительства по варианту Б (по трассе старой дороги) получилась дороже не менее, чем на 300%! При том, что общая длина дороги в данном случае увеличится на около 1,5-2 км (т.е. около 10%). Откуда такое значительное увеличение расходов? Это удалось выяснить непосредственно у авторов ОВОС. В данном случае (вариант Б) был учтен подвоз песка из карьеров, расположенных на расстоянии около 100 км. Очевидно, такой специфический прием (значительное увеличение расстояния подвоза песчано-гравийных смесей) был специально использован для увеличения стоимости строительства по альтернативному варианту.

Очевидно также, что не строить совсем – это наиболее дешевый вариант. Однако действительно ли при прочих равных условиях строительство по проектному варианту является более дешевым, чем строительство по альтернативному варианту Б, т.е. в обход болота по трассе старой дороги? Говоря о прочих равных условиях, имеется в виду подвоз песка с одинакового расстояния. Напомню, что принципиальное различие двух вариантов строительства в том, что в принятом проектом варианте дорога более чем 1,5 км проходит по естественному болоту. В альтернативном варианте (вариант Б в ОВОС) – по трассе старой дороги. При этом по варианту Б длина дороги будет больше на около 1,5 км. Но эти 1,5 км пройдут по старой дороге.

При строительстве дорог по болотам наблюдается такое явление, как «осадка насыпи». В данном случае при строительстве дороги ее часть под собственным весом в результате уплотнения торфа будет погружаться в болото. Очевидно, что осадки при строительстве по старой дороге фактически не будет, так как торф под существующей дорогой за многие десятилетия ее эксплуатации и ремонта уже уплотнился. Кроме того, в большинстве случаев старая дорога проходит по минеральным островам или краевым участкам дюн. Таким образом, при строительстве дороги по живому болоту потребуется дополнительный (на осадку) объем песка. Каков этот объем, можно рассчитать достаточно простым способом: перемножить ширину дороги на мощность (т.е. толщину) слоя осадки и на длину участка по болоту. Таким образом, мы получим дополнительный объем песка, необходимого при строительстве дороги для компенсации осадки.

Актуальная информация по осадке строящейся дороги, а также иные ее параметры указаны в письме № 06-03/7ж-юл Специализированной инспекции департамента контроля и надзора за строительством от 09.07.2018 г. В данном письме указывается, что ширина земляного полотна по низу (погружаемая в болото часть) составляет 22 м. На момент проведения мониторинга осадка насыпи составляла 150–160 см. Длину болотного участка дороги можно измерять в Google. Как уже указывалось, она составляет около 1,5 км. Выполнив простые арифметические действия, мы получим объем песка, необходимый для компенсации осадки и равный 49 500–52 800 м3. При этом ориентировочный общий объем оплачиваемых земляных работ при строительстве дороги составит – 165 200 м3!

Очевидно, что в случае строительства дороги по естественному болоту только на осадку дополнительно понадобится объем песчано-гравийных смесей, равный около 1/3 общего объема оплачиваемых земляных работ. Таким образом, при использовании тех же карьеров, что указаны в ОВОС, строительство дороги по живому болоту обойдется на 30% дороже, чем строительство по старой дороге. Даже с учетом того, что привязка новой дороги к полотну старой несколько удлиняет маршрут. Даже при локализации карьеров вне заказника «Ольманские болота», плечо подвоза не превысит 20 км.

 Болото поглащает тонны песка.jpg

Сотни тысяч USD в прямом смысле закапываются в болото! Объем песка, необходимый для компенсации осадки, только на одном участке составит от 49 500–52 800 м3, 1/3 общего объема оплачиваемых земляных работ 

В случае отказа от строительства экономия бюджетных средств составит около 0,5 млн USD (по курсу на 01.01.2016 г.). В случае строительства дороги по альтернативному варианту (по маршруту старой дороги) стоимость строительства будет значительно дешевле (около 30%), что позволит сэкономить более 150 000 USD бюджетных средств (по курсу на 01.01.2016 г.). Суммы, конечно же, здесь указаны ориентировочно, так как единственная доступная цифра, от которой можно отталкиваться, – это стоимость строительства дороги (по проектному варианту), указанная в ценах на 2015-2016 гг. По факту суммы, безусловно, куда более значительные.

Нарушение Положения о заказнике «Ольманске болота»

В соответствии с Положением о республиканском ландшафтном заказнике «Ольманские болота» на территории заказника среди прочего запрещается (за исключением случаев, когда это предусмотрено планом управления данного заказника) проведение гидромелиоративных и других работ, связанных с изменением естественного ландшафта и существующего гидрологического режима. В данном пункте есть только одно исключение – когда это предусмотрено планом управления данного заказника. Строительство дороги не предусмотрено Планом управления заказника. Очевидно также, что строительство дороги по естественному болоту будет являться изменением естественного ландшафта.

Кроме того, строительство дороги через болото путем простого пересыпания болота песком поперек без создания гати или иных водопропускных сооружений изменит существующий гидрологический режим. Необходимо также отметить, что в материалах ОВОС на это косвенно также указывается. В частности, на стр. 124 написано, что в местах, где дорога будет проходить по переходному и верховому болоту (в кв. 71-72, 238, 246), она «…будет устроена в виде гати, что не повлияет (не будет экранировать) на естественную динамику подземных вод». Таким образом, авторы ОВОС признают, что без создания гати дорога будет влиять на естественную динамику подземных вод. В настоящее время дорога через естественное болото строится без гати или каких-либо иных водопропускающих сооружений.

Болото и ландшафт.jpg    

Две дороги: дорога, уродующая естественный ландшафт (фото слева – строящаяся дорога № 3) и дорога, не нарушающая естественный ландшафт (фото справа – старая дорога)

В случае отказа от строительства либо строительства дороги по альтернативному варианту (по маршруту старой дороги) изменения естественного ландшафта и нарушения положения о заказнике не будет иметь место. Старая дорога, по маршруту которой предложено проложить новую, существует на данной территории около 100 лет, приурочена к естественным повышениям рельефа (минеральным островам, подножию песчаных дюн) и фактически является элементом ландшафта.

Нарушение гидрологического режима

Как уже указывалось, строительство дороги через болото путем простого пересыпания болота песком поперек без создания гати или иных водопропускных сооружений изменит существующий гидрологический режим. На это также косвенно указывается в материалах ОВОС (см. выше).

Кроме того, то, каким образом дорога повлияет на гидрологический режим болота (на участке, где она строится по естественному болоту), можно наблюдать уже сейчас на участке старой дороги (кв. 87 выд. 2 и кв. 73 выд. 34/27 – см. рис.). В данном случае строительство либо последующая реконструкция дороги без сохранения водопропускного сооружения (кв. 87 выд. 2), которое существовало ранее (см. карта рис.), привела к подпруживанию вод и образованию водоема на месте болота с правой стороны дороги (по ходу движения к р. Ствиге – восточная часть выдела 2 кв. 87, расположенная на северо-восток за дорогой) и пересушиванию и закустариванию болота с левой (по ходу движения к р. Ствиге) стороны дороги (рис/фото ниже).

Как дорога подпруживает болото уч 1.jpg 

Участок, где новая дорога прошла по старой. После многократной реконструкции и подсыпки старой дороги произошло блокирование естественного тока грунтовых и поверхностных вод. В результате с одной стороны дороги (на фото слева) на месте болота образовался водоем, с другой стороны (на фото справа) из-за пересушивания болото полностью заросло древесно-кустарниковой растительностью. Пояснения: желтая линия – строящаяся новая дорога; красная – место блокирования естественного стока; синяя линия и стрелки – направление естественного стока вод 

Похожая ситуация наблюдается и в кв. 73 в. 34/27. Там (в выделе 27 справа, по ходу движения к р. Ствиге) в результате функционирования дороги длительное время без водопропускных сооружений наблюдается пересушивание и полное закустаривание и зарастание березовым молодняком ранее открытого болота. В то время, как в кв. 34 (слева, по ходу движения к р. Ствиге) сохранилось открытое переходное болото значительно переувлажненное (рис/фото ниже).

Как дорога подпруживает болото уч 2.jpg 

Здесь также в результате многократной реконструкции и подсыпки старой дороги произошло блокирование естественного тока грунтовых вод. В результате с одной стороны дороги (на фото слева) болото полностью заросло древесно-кустарниковой растительностью. С другой стороны (на фото справа) сохранилось открытое переходное болото, значительно переувлажненное. Ранее, до строительства дороги, болото по обе стороны выглядело одинаково, как на фото справа. Пояснения: желтая линия – строящаяся новая дорога; красная – место блокирования естественного стока; синяя линия и стрелки – направление естественного стока вод

Очевидно, что в обоих случаях дорога осуществляет блокирование (экранирует) естественной динамики подземных вод.

С учетом естественного стока на участке естественного болота, где в настоящее время строится дорога, направленного перпендикулярно строительству дороги (что подтверждается как общим уклоном рельефа, так и характерной структурой растительности), в длительной перспективе будут иметь место аналогичные явления (подпруживание и осушение). А это в свою очередь приведет к изменению структуры растительности редких биотопов (зарастание открытого болота) и увеличению пожароопасности (пересушиванию) участка болота.

В случае отказа от строительства либо строительства дороги по альтернативному варианту (по маршруту старой дороги) с устройством водопропускных сооружений изменения естественного гидрологического режима участков естественного болота будут минимизированы и не приведут даже в длительной перспективе к существенным изменениям редких биотопов и увеличению пожароопасности.

Даже резюмируя приведенные выше аргументы и не вдаваясь в более детальный анализ ОВОС, очевидно, что строительство дороги № 3 в настоящее время как экологически, так и экономически ведется по наихудшему варианту. Более того, оно является нарушением действующего законодательства (Положения о заказнике), а также международных договоров, подписанных нашей страной. Куда в данной ситуации при оценке ОВОС и проекта строительства в целом смотрела государственная экологическая экспертиза, остается только догадываться. Надежды на то, что Минприроды примет непростое, но волевое решение и приостановит строительство, почти нет. Однако при этом ведомству не стоит забывать как минимум об одной важной вещи. Можно как угодно интерпретировать требования Бернской конвенции по сохранению видов и биотопов, а также ТОПЗ, однако объяснять постоянному комитету Бернской конвенции, почему при наличии альтернативных вариантов при строительстве дороги уничтожаются виды и биотопы, включенные в Резолюции № 4 и № 6, придется именно Минприроды. И этот факт отнюдь не улучшит имидж нашей страны на международной арене.

P4180570_cr_2.jpg

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.