Путешествуем по Беларуси в июне: восемь отличных вариантов

Надежда Суслова
обозреватель
0 485 1 Июн 2020

Даже в нынешних непростых условиях можно организовать для себя познавательное путешествие по родной стране. Мы подготовили короткий, но увлекательный список.

ОЩУТИТЬ ЕДИНЕНИЕ С ПРИРОДОЙ

Разумеется, сливаться с природой можно хоть ежедневно. Но 5 июня сделать это еще более уместно, потому что именно в этот день отмечается Всемирный день охраны окружающей среды, который считается одним из самых важных событий экологического календаря. Он ежегодно празднуется  более чем в 100 странах мира. 

e0ea111475955561c69e5327bcf85f14.jpg

Предыстория такова: 15 декабря 1972 года Генеральная Ассамблея объявила 5 июня Всемирным днем окружающей среды, цель проведения которого – углубление осознания общественностью необходимости сохранять и улучшать окружающую среду.

Именно в этот день открылась Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 1972 год), за которой последовало создание Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

Ежегодное празднование помогает привлечь внимание общества к проблемам окружающей среды и подчеркивает острую необходимость в изменении отношения человека к природным ресурсам. 

В Беларуси есть четыре Нацпарка, один биосферный заповедник, более 230 заказников, около 850 памятников природы. 22 природоохранные территории имеют статус международных. В каждом из Нацпарков и заказников созданы экотропы и варианты экологических экскурсий. Поэтому выбор для экологического путешествия есть.

3538f8f403042ca01f7ed25ac8fc790c.jpg

Березинский биосферный заповедник

ВСПОМНИТЬ О ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ

5 июня считается днем памяти этой незаурядной женщины. Отмечается ежегодно. И это – еще один повод посетить древний Полоцк.

…Княжна, монахиня и, прежде всего, известнейшая просветительница про которую «Житие» пишет, что она – «небопарный орел, попаривши от Запада до Востока, яко луна солнечная, просветивший всю землю Полоцкую», Евфросиния оставила после себя глубокий след и  память в душе народа. Уже в детстве Евфросиния переписывала и переводила книги с других языков, позже, основав в Полоцке два монастыря, она содействовала развитию литературного слова. Находясь в центре культурной жизни того времени, просветительница выступала в роли собирательницы талантов, своеобразной меценатки. По ее заказу зодчий Иоанн построил всемирно известную церковь Спаса, которую считают совершенным примером полоцкой архитектурной школы.

Большое влияние она оказала на политику Полоцка, подняв свой голос против княжеских междоусобиц, предупреждала, что братоубийство может привести родную землю к гибели. Она стала одной из первых женщин Беларуси, причисленных к лику святых. Деятельность Евфросинии Полоцкой была такой многогранна, что она вышла за пределы интересов господствующего класса, значительно опередила свое время и приобрела общенародное значение и признание.

Она родилась в Полоцке в 1104 году, была внучкой Всеслава Чародея и Владимира Мономаха по отцовской и материнской линиям. Светское имя княжны — Предслава.  В 12 лет она приняла решение отказаться от династического брака и ушла в монастырь.

Евфросиния Полоцкая основала в родном городе женский и мужской монастыри.

e64f04bf76c59573018cec99fe3a4f3a.jpg

Православный женский Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке

Благодаря ее стараниям велось полоцкое летописание, библиотека Софийского собора пополнялась новыми изданиями. Также по заказу Евфросинии Полоцкой был создан уникальный крест, названный ее именем. Он исчез во время Второй мировой войны, но в 1997 году была изготовлена полноразмерная копия святыни, ныне хранящаяся в Полоцке. В конце жизненного пути просветительница совершила паломничество в Иерусалим, во время которого заболела и умерла.

Церковное почитание Евфросинии началось в конце XII века, а в 1893 году она была признана святой.

Я ПОВЕДУ ТЕБЯ В МУЗЕЙ

Думаю, что для многих этот визит станет настоящим открытием!

9 июня свой 60-й день рождения отмечает Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства.

Архив был создан 9 июня 1960 года под названием Центральный государственный архив литературы и искусства БССР. В марте 1976 года архив подвергся реорганизации, в результате чего стал известен как Центральный государственный архив-музей литературы и искусства.

По данным на 1 января 2018 года в  архиве-музее литературы и искусства хранится 116 285 дел, объединенных в 510 фондов, за период с начала XIX века по настоящее время. Большую часть архива составляют личные фонды писателей, композиторов, актеров, режиссеров, художников и других знаменитых деятелей Беларуси.

Рукописи, редкие фотографии, дневниковые записи деятелей культуры, письмо Марка Шагала Юделю Пэну, литературные произведения под грифом «запрещено», зачетная книжка студентки Львовского университета Алоизы Пашкевич (Тетки) — все это и многое другое можно увидеть в архиве-музее,  который, наверное, один из самых скромных музеев страны.

Постоянной экспозиции в музее нет. Но при желании можно заказать экскурсию, чтобы больше узнать о творчестве и жизни любого писателя, актера или композитора, чьи архивы сохранились.

В сотнях тысяч документов отражены первые шаги национального возрождения и культурный расцвет 1920-х гг., трагедии репрессий и мужество военного времени, послевоенное становление. Среди фондов, к примеру, находится целый «музей» театра им. Янки Купалы. Как и всех остальных театров, филармонии, киностудии, академии музыки, «Беларусьфильма».

Музей находится по адресу: ул. Кирилла и Мефодия, 4 в Минске

НАВЕСТИТЬ МЕСТА, СВЯЗАННЫЕ С ИМЕНЕМ ВАСИЛЯ БЫКОВА

19 июня  родился писатель Василий Быков. В прошлом  году отмечалось 95 лет со дня его рождения. А 22 июня 2003 года великого белорусского писателя не стало.

Родился он в деревне Бычки Ушачского района Витебской области.

Первые восемь классов Быков окончил в деревне Кубличи, а в 1939 поступил в Витебское художественное училище на отделение скульптуры. Это образование заняло всего два года, поскольку в 1940 году были отменены стипендии,  и семья Быкова не могла позволить себе дальнейшее содержание мальчика.

По воспоминаниям Валентины Быковой (сестры писателя) их родители были бедны настолько, что у детей не было даже обуви — отец вытачивал подошву из дерева, а ребята сами обшивали ее тканью и крепили к ногам. Но, несмотря на эти обстоятельства,  он начал учиться самостоятельно, затем пошел в школу ФЗО и летом 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс.

Дальнейшему образованию помешала война…

И неслучайно большинство произведений Быкова – это повести, действие которых происходит во время войны и в которых показан нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни. Известность писателю принесла повесть «Третья ракета» (1961). Стали всемирно известными его произведения «Альпийская баллада», «Мертвым не больно», «Знак беды», «Дожить до рассвета» и другие.

Быков был удостоен многих премий, награжден медалями. Похоронен он в Минске, на Восточном кладбище, куда можно прийти 22 июня, чтобы отдать дань его памяти.

В этот день поклонники творчества Василя Быкова могут отравиться в усадьбу-музей в деревне Бычки

99976bf6de3deabda997dac970058817.jpg

Усадьба-музей Василя Быкова в Бычках

Или побывать в музее-даче в Ждановичах под Минском, а также прогуляться по улицам Витебска, Гродно, Ждановичей, Смолевичей, Фаниполи, Белостока, названным в его честь.

ІСЦІ НАСУПЕРАК ВЯТРАМ…

25 июня 115 лет назад родился Петрусь Бровка, народный поэт Беларуси,  общественный деятель, академик.

Петрусь Бровка появился на свет в деревне Путилковичи (Витебская область) в крестьянской многодетной семье. Отец поэта занимался изготовлением мебели, а мать вела домашнее хозяйство. Петрусь в детстве, как и остальные его 8 братьев и сестер, занимался сельскими работами – пас гусей, овечек, коров. В 9-летнем возрасте, из-за того что был одним из немногих в деревне, кто умел писать, по просьбе жен писал письма их мужьям на фронты Первой мировой войны. Окончил церковно-приходскую школу в Лепеле, а позже поступил в Лепельское училище, но не закончил его – семья просто не смогла оплатить его образование.

Еще до революции познакомился с произведениями Купалы и Коласа. Также высоко ценил поэзию русского классика Николая Некрасова.

В 1918 году, в 13-летнем возрасте, начал работать. До 1924 года успел сменить несколько профессий – переписчик, делопроизводитель, счетовод, селькор. В 1923 году был избран секретарем комсомольской организации в своей деревне. А в 1924 – главой Молодолецкого сельсовета.

В 1925-1927 годах был завотделом Окружкома комсомола в Полоцке. В 1927-1928 годах работал ответственным секретарем редакции газеты «Чырвоная Полаччына». С 1928 года состоял в литературном объединении «Маладняк», позже в Белорусской ассоциации пролетарских писателей (БелАПП).

Поэт  был в очень близких отношениях с Янкой Купалой. Купала, в свою очередь, также ценил Бровку. Из-за их близких отношений к Бровке даже прикрепилось прозвище «адьютант Купалы».

В 1940 году  поэт был назначен главным редактором журнала «Полымя». Но из-за начала войны не смог полностью реализовать себя на этой должности. В 1941-1942 году служил в РККА, работал в фронтовой и партизанской печати, в газете «За савецкую Беларусь». В 1945 снова стал главным редактором журнала «Полымя». В 1967-1980 годах был главным редактором Белорусской советской энциклопедии.

Петрусь Бровка умер 24 марта 1980 года. Похоронен в Минске на Восточном кладбище.

Несмотря на прижизненную критику в адрес поэта, его перу принадлежат многочисленные прекрасные строки. Пожалуй, если бы он написал только одно стихотворение «Пахне чабор», то уже  заслужил бы свою известность. А вот эти строки вполне могут стать гимном для путешественников.

Ісці да мэты — ўстаць да ўсходу
I даць зямлю адчуць нагам,
Ды, крышачы сцяну нягоды,
Ісці насуперак вятрам.

В Минске есть Литературный музей Петруся Бровки, который был  основан 10 июля 1980 года и 29 декабря 1984 года  открыт для посетителей.

43340fbec636247c1c68509432818077.jpg

Музей белорусского поэта и академика Петруся Бровки

Находится на пересечении улиц Ленина и Карла Маркса. Основу экспозиции составили личные вещи поэта, произведения живописи и графики белорусских художников, подаренные поэту, записи песен на слова поэта, отдельные из которых вошли в песенную белорусскую классику. Здание, где жил поэт и где теперь расположен Литературный музей, является памятником архитектуры ХІХ-начала ХХ веков.

СЪЕЗДИТЬ В СЛОНИМ И ПОСЕТИТЬ КАНАЛ ОГИНСКОГО

Историки утверждают, что в 1775 году, то есть 255 лет назад, началось строительство канала Огинского или Днепровско-Неманского канала, расположенного на месте бывшего моря Геродота, связывающего реки Ясельда (бассейн Припяти) и Щара (бассейн Немана), соединяя Балтийское  с Черным морем. Назван он был в честь Михаила Казимира Огинского, гетмана ВКЛ, инициатора и «инвестора» строительства. Длина Огинского канала около 55 км. Частью канала являются озера Выгонощанское и Вульковское. На канале было две пристани — Телеханы и Огинская. Первоначально он назывался Телеханский канал.

fbe204692eca69a5989aa9d64ae269a6.jpg

Огинский  канал

В 1783 году водная артерия была сдана в эксплуатацию. В XIX веке по каналу ежедневно курсировали пароходы: Пинск-Телеханы, Пинск-Слоним (раз в два дня). Кроме того, судоходство по Ясельде и Огинскому каналу до озера Выгонощанское осуществлялось конной и людской тягой.

Благодаря каналу начался активный рост прилегающих деревень и селений. После присоединения Западной Беларуси к Польше польские власти обновили и модернизировали канал. Он успешно использовался до 1939 года. В основном для лесосплава, но ходили здесь в обе стороны и пассажирские пароходы с паровыми двигателями.

После присоединения Западной Беларуси к СССР канал пришел в упадок и потерял свое значение. По состоянию на 2007-й год канал Огинского официально не эксплуатируется. Во многих местах его ширина не превышает и десяти метров, а глубина – 50 сантиметров.

Реконструкция водной магистрали требует колоссальных средств, так что главной задачей остается поддержание канала в надлежащем состоянии. Через старинный Слоним проходит один километр канала Огинского, этого  чуда гидротехники XVIII-XIX веков, до сих пор сохранились 250-летние сваи из смолистой сосны, укрепляющие берега. Сегодня благодаря усилиям созданного общественного объединения «СлонимКаналОгинского» ведутся работы по реконструкции этого уникального сооружения.

Впрочем, и кроме канала, в Слониме есть на что посмотреть!

ПОБЫВАТЬ В ДРЕВНЕМ ТУРОВЕ

В нынешнем году исполняется 1040 лет с первого упоминания города Турова в «Повести временных лет».  Запись гласила: «...бе ведь Рогволод перешел из заморья имяше волость свою Полотьске, а Тур Турове, от него же и Туровци прозвашася».

8b8a1d44849d8122aba815f5b6c427b2.jpg

Древний Туров

Как долго Туров существовал до этого упоминания, история умалчивает. Нет единого мнения и о происхождении названия. Согласно одной из легенд, отношение к топониму мог иметь варяжский князь Тур, также упомянутый в «повести». Однако эта гипотеза вызывает сомнения. Ученые полагают, что «Тур пришел в Туров», то есть к тому моменту, скорее всего, город уже существовал. В другой версии фигурирует тур – животное-исполин, достигавшее роста 180 см в холке и длину туловища до трех метров.

Благодаря своему географическому положению Туров активно развивался, поскольку находился на пути торгового маршрута «из варяг в греки», и об этом говорят многочисленные археологические находки. Городище зародилось на естественной возвышенности, что представляло особую ценность в те  времена, когда большую часть земель покрывали леса и болота.

В период расцвета Туровского княжества, предположительно в 50-70-е годы XII-го века, был построен кафедральный собор – один из самых больших на территории Туровского, Полоцкого и Смоленского княжеств. Несмотря на свое величие, прослужил храм недолго и был разрушен 3 мая 1230 года по новому летосчислению. Его остатки найдены во время раскопок в начале 1960-х годов. Поначалу рассматривались версии о причастности монголо-татарских завоевателей или пожаре.  А на самом деле вмешалось – землетрясение, которому нынешние сейсмологи
поставили не менее 8 баллов. Теперь на месте храма создан комплекс «Древний Туров».

Туристы также могут посетить Музей природы, полюбоваться на памятник знаменитому Кириллу Туровскому, епископу Турова, православному богослову, церковному деятелю, писателю, проповеднику, одному из видных духовных деятелей Древнерусского государства в XII веке. Туров знаменит также тем, что здесь  создали рукописную книгу «Туровское Евангелие» — одну из древнейших  в мире.

Гости древнего города в обязательном порядке навещают Борисо-Глебское кладбище.  Оно является непременным объектом туристических маршрутов благодаря уже ставшим легендой «живым» крестам. По преданию, десять каменных крестов приплыли по Припяти против течения и больше тысячи лет простояли на берегу реки, служа местом паломничества христиан.  Затем реликвии были утрачены, но в начале 2000-х необъяснимым образом один из крестов появился на Борисо-Глебском кладбище. В буквальном смысле – стал расти из-под земли. Утверждается, что крест имеет чудодейственные свойства и уже не единожды помогал приходящим к нему людям исцеляться от различных недугов.

А любители природы могут посетить биологический заказник «Туровский луг» и сфотографироваться возле уникального памятника птичке – кулику.

f96bc7f40b3d93ba9a73ac2ad48052bf.jpg

Туровский луг

НАВЕДАТЬСЯ В ГОСТИ К СЫМОНУ БУДНОМУ

В нынешнем году отмечается 490 лет со дня рождения Сымона Будного, видного деятеля белорусской культуры, гуманиста, философа, просветителя, историка ВКЛ, активного участника реформаторского движения. Впрочем, число и месяц его рождения неизвестны, поэтому навестить места, связанные с его именем можно когда угодно, например, в июне.

С именем Сымона Будного у нас в стране связано несколько мест.  Можно съездить в Клецк, где по приглашению Радзивилла Черного он стал пастором протестантской общины. Можно навестить и Несвиж, где он был магистром в Фарном костеле св. Троицы. Здесь же Сымон Будный  издавал свои сочинения на польском, латинском и белорусском языках. И самые плодотворные годы жизни провел именно в Несвиже. Вместе с несвижским старостой Мацеем Кавячинским и кальвинистским проповедником Лавреном Крышковским при финансовой поддержке белорусских магнатов Астафея Валовича и Миколая Радзивилла Черного Будный основал в 1562 году одну из первых после Скорины белорусских типографий. Сюда, в Несвиж, был перевезен из Вильни шрифт, которым когда-то пользовался Францишек Скорина. При типографии была построена и «паперня» - мастерская по производству бумаги.

Полное название первой книги Будного, вышедшей в несвижской типографии 10 июня 1562 года, звучит так: «Катехисис, то ест наука стародавная христианская от светого письма, для простых людей языка русского, во пытаниях и отказах собрана». Автор изложил в этой книге собственные религиозно-философские, политические и педагогические идеи. Книга переиздавалась трижды: в Стокгольме в 1628 и в Минске в 2005 и 2012 гг. Видя угрозу полонизации, он решительно выступил в защиту белорусского языка. Появились и другие произведения: «Про оправдание грешного человека перед Богом», «Беседы Святого Юстиниана, философа и мученика, с Трифоном Иудеем».

Памятник великому мыслителю-гуманисту был установлен в Несвиже в 1982 году по проекту скульптора Светланы Горбуновой. Бронзовый Сымон Будный держит в руках книгу с эмблемой солнца — символом света и знаний. Памятник Будному есть и во дворике БГУ, где он  сидит на лавке с таким же бронзовым Василем Тяпинским. 

В конце жизни мыслитель разошелся во взглядах с бывшими соратниками. Он доказывал, что владение собственностью, работа на государственных должностях, участие в войнах не противоречат духу Евангелия. Он вынужден был оставить Лоск, куда переехал из Несвижа, жил у разных случайных меценатов и умер в 1593 году в белорусском местечке Вишнево. 

Чего только не говорили его враги после смерти: что в последние годы философ лишился разума, отрекся от христианства, угасал в мучениях. Точно известно одно: его лишили сана, а книги жгли. В местечке Вишнево туристы смогут осмотреть православный храм святых Космы и Дамиана, построенный в 1865 году, и каменный костел в стиле раннего барокко,  построенный в 1637-1641 годах. Возле костела есть святой источник, который почитается как католиками, так и православными.

Источник: planetabelarus.by

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.