Шабаш ведьм, заговоренное золото и другие тайны Лысой горы

0 6502 28 сен 2021

Почти в каждом районе на территории Беларуси есть своя Лысая гора. Кроме того, встречаются созвучные названия: Лысуха, Лыска, Лыскагор и т.п. В народном представлении такие горы имеют отношение к нечистой силе, поэтому и «облысели».

Прилагательное «лысый» имеет двоякий смысл. Это может объясняться и как «голый, без растений и деревьев», и как «ясный», «светлый», связанный с сакральными вещами. Ученые считают, что на таких холмах раньше были языческие святилища, а после принятия христианства все остаточные языческие обряды, происходившие там, причислялись к шабашам.

917d89cdb13d4f819ff00a38bf24a128.jpg

В мире известнейшей считается Лыса Гура в Польше под Сандомиром, которую даже трактуют как польский Олимп. После нее идут Лысая гора возле Киева, напротив Выдубицкого монастыря, и Лысая гора вблизи Заславля в Минском районе. Кстати, гора Алтария в Вильнюсе и Успенская гора в Витебске также некогда назывались Лысыми. В Беларуси некоторые Лысые горы имеют и двойные названия. Так, около Нисимковичей в Чечерском районе Лысая гора называется еще и Белая гора, а Лысую гору в Браславе называют также Красной горой.

На некоторых таких холмах есть курганные кладбища, как, например, в деревнях Устиж и Старое Село Осиповичского района и Селище Вилейского. А на других, как в деревне Кушляны Сморгонского района, лежат культовые камни. В деревне Залесье Глубокского района считают, будто Лысую гору насыпали французы. О сакральности многих из таких холмов свидетельствуют и предания о храмах, которые там провалились (бывшая деревня Горовая Щучинского района), или даже о закопанной в горе золотой карете.

2736b75d2758800679548f3a9be1a2cb.jpg

В XIX веке в деревне Кроменице Зельвенского района о местной Лысой горе было записано предание про две свадьбы, одна из которых возвращалась из Волковыска, а другая из Кроменицы. Столкнувшись, они не хотели уступать друг другу дорогу. Началась жестокая драка, в результате которой все погибли. Их похоронили, а на месте захоронения возникла Лысая гора... На Лысой горе у местечка Освея в Верхнедвинском районе, по преданию, похоронены собаки графа Шандурского, а около г.п. Телеханы Ивацевичского района – тело татарского хана. Отсюда якобы и возникло название Телеханы.

Согласно поверьям, на Лысых горах в купальскую ночь собирается нечистая сила, случаются разные чудеса, неожиданно появляется огонь, вокруг которого танцуют черти. В XIX веке в Южной Беларуси и Могилевском Поднепровье бытовали рассказы, что на Купалу все бесы отправляются на Лысую гору близ Киева. В качестве же транспортного средства они используют хлебные лопаты, кочерги, ступы, веники, а иногда и рогатый скот. В те времена в бывшем Чериковском уезде в эту ночь не оставляли на поле коней, так как боялись, что их используют ведьмы для езды на Лысую гору.

В окрестностях Мстиславля верили, будто перед Купальем колдуны и ведьмы оборачиваются в летающих животных с крыльями и в таком виде добираются до Лысой горы в деревне Кокотово (современная деревня Кокота), что за 14 верст от Мстиславля, чтобы присоединиться там к шабашу. В полночь они возвращаются каждый в свой двор, ударяются о землю и снова принимают человеческий вид.

c660214bf692aa08bbac648981b6b18d.jpg

А в городе Петрикове считали, что местные ведьмы справляют на Купалу свой шабаш на Лысой горе около Припяти. На Лысой горе в Старом Копыле в полночь также, мол, собираются ведьмы и колдуны. На Витебщине про одну из местных Лысых гор рассказывают, будто солдат, сбившись с дороги, попросился в один дом переночевать, да хозяйка там была ведьмой. Один только запах ее волшебной пищи вынудил солдата потерять рассудок и оказаться на Лысой горе… А на Брестчине в XIX веке было записано предание о черте-женихе, который своей девушке-невесте принес в подарок вершину Лысой горы.

32c5ebf06ab7f3dfd3ad4c7bcdca4d10.jpg

На Минской возвышенности есть деревня, которая называется Лысая Гора, а возле нее находится высокая гора. В предании рассказывается: давным-давно в одну из купальских ночей ведьма и леший выбрали себе для плясок старейший на горе ясень. Люди в деревне, услышав колдовское улюлюканье и нечеловеческий хохот, попрятались по домам. Не испугался только один молодой кузнец, богатырь Янка – он как гулял, так и гулял со своей девушкой Марийкой. Забывшись, они взошли на самую гору. Вдруг с нижней ветки ясеня высунулась чья-то белая рука, а таинственный голос позвал: «Иди, иди, Марийка, к нам в хоровод!». Девушка и не заметила, как подала свою руку, а неведомая сила уже несла ее на вершину ясеня.

1de9c857296e970623a55a634e98c9fb.jpg

Но Янка и не думал пускать девушку. Он так разозлился, что стал в семь раз сильнее. И с такой силой потянул Марийку назад, что вместе с нею стянул с ясеня целую дюжину колдунов и ведьм, связанных одной веревкой. Дьявольский смех сразу стих, бесы стали плакать и проситься у Янки, чтобы он пустил их обратно на дерево. А тот схватил за волосы одного лешего и поволок целый хоровод к пруду под горой, где толкнул их в трясину. Болотце вдруг закипело и моментально высохло. Ясень этот впоследствии назвали Яновым. И говорят, что уже никогда там не появлялось никакой нечисти.

В одном из преданий, которое касается Лысой горы около деревни Лоточки Браславского района, рассказывается о богатом помещике, не имевшем наследников. Перед смертью, чтобы его богатство не досталось простым крестьянам, он все свое золото положил в лодку и закопал под камнем. На сокровище он наложил заклятие, согласно которому лодка с золотом достанется лишь тому, кто выполнит три условия: разожжет костер на Лысой горе, сдерет шкуру с живого коня, запряжет его и вспашет тем конем три борозды вокруг камня.

Со временем древние мифы и образы потеряли свой сакральный смысл и превратились в сказки и суеверия, которые сохранили для нас некоторые следы древнего мировосприятия. С чудотворной горой мы сталкиваемся в белорусской сказке, где героя заворачивают в шкуру коня, а вороны поднимают его на вершину золотой горы, где он добывает огромное богатство. Конь и вороны здесь не случайны: это отголоски тех далеких времен, когда языческие священники, набросив на себя шкуру священного животного, устраивали условные путешествия в потусторонний мир. То же относится и к народным рассказам о шабашах на Лысых горах, которые у наших предков-язычников имели сакральный смысл, а в христианские времена приобрели негативный ореол.

686d42a7165169bd6ade98b613cf2c56.jpg

Языческие божества и их слуги теперь жестоко преследовались и карались. В результате древние жрецы потеряли прежнее влияние. Частично их уничтожили, частично они притаились и постепенно превратились в сельских знахарей, ведунов, волшебников и гадалок. Простой же народ еще долго пользовался их услугами…

Авторы: Людмила Дучиц и Ирина Климкович

Источник: planetabelarus.by

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.