Зверь на трассе: пробуем выжить

Александр Очеретний
журналист WildLife.by
4 6881 26 Июл 2017

Зверь на автомобильной дороге всегда появляется тогда и там, где его меньше всего ждут. При этом дорожные знаки, которые предупреждают о возможности такой встречи: «Перегон скота» и «Дикие животные»,  водители, как правило, оставляют где-то за границами своего внимания. И очень зря. Сегодня мы с вами поговорим о том, что нужно предпринимать водителю и как действовать, если на трассе, по которой он мчится, появилось животное.

Для того чтобы не заниматься далеким от жизни теоретизированием, обратимся к специалистам, которые и расскажут нам, каким образом действовать водителю, если на проезжей части появляется зверь.

Нашими сегодняшними собеседниками будут Мария и Павел Вашкевичи – инструкторы по контраварийному вождению автомобиля.

4.jpg

– Друзья, понятное дело, что зверь зверю рознь – наезд на ежика и на корову будет иметь разные последствия и для машины, и для тех, кто внутри. Поэтому, чтобы как-то систематизировать нашу беседу, давайте начнем с малого. Скажем, со зверя величиной до зайца, который неожиданно появляется на трассе.

Мария: – Отвечу, пожалуй, я – как молодая женщина, мать и любительница всяких милых пушистых созданий. Если мы едем по трассе с обычной скоростью 90–100 км/ч, и на пути вдруг появляется котик, ежик (или еще кто-нибудь не менее милый и маленький), причем появление которого предполагает какую-то экстренную реакцию водителя: объезд, торможение и так далее, то, как ни прискорбно это будет звучать, мы должны ехать, как ехали. Любые экстренные действия на большой скорости – это в первую очередь угроза тем, кто находится в автомобиле. Поэтому будьте готовы к тому, что вам однажды придется это сделать: переехать белочку, для того чтобы не нанести вред своим пассажирам. Ну, а если мы увидели зверька загодя, то почему бы не остановиться и не пропустить или не объехать его на малой скорости.

Особо стоит сказать о тех потоках «розовых слюней», которые тиражируются в интернете, когда рассказывают о том, как какой-то там автомобилист попал в аварию или создал аварийную ситуацию на дороге, спасая котенка, щенка или голубя. Скажу без обиняков: тот, кто так поступает, –  потенциальный убийца, и нечему здесь умиляться.

История из жизни № 1

Полдень буднего дня, лето, отличная погода и отличная видимость. Трасса М6 – прямое широкое шоссе, проходящее сквозь колосящиеся поля. За рулем жена автора на служебном  Volkswagen Passat.

И далее со слов участницы событий:

– Скорость в районе 100 км/ч, вдруг смотрю, метрах в двухстах через дорогу неспешно движется что-то длинное. Что именно, понять не могу. Взглянув в зеркала заднего вида и оценив обстановку, торможу и останавливаюсь. Врубаю «аварийку». И наконец-то понимаю, кто именно пересекает трассу. Это самка-кряква с выводком утят – штук 7 или 10. Смотрю в зеркало заднего вида – приближаются автомобили, сигналю им фарами – а потом и рукой из окна – дескать, стойте. Все, как один, остановились, пропустили семейство и тронулись дальше.

Итак: при внезапном появлении на дороге мелкого зверька размером до зайца не предпринимаем никаких экстренных мер, грозящих аварийной ситуацией: просто едем. Если заметили зверька загодя – аккуратно тормозим вплоть до полной остановки.

– С этим все понятно. Как ни жаль нам зверька, куда «жальче» тех, кто находится в салоне, да и себя тоже. Давайте рассмотрим следующую весовую и габаритную категорию зверя. Предположим, мы едем по трассе с хорошей, оптимальной для этого автомобиля и ровной дороги скоростью, и на пути у нас неожиданно возникает… Ну, скажем, лисица.

Мария: – В этом случае, оценив ситуацию, можно предпринять экстренное торможение. Но повторюсь: оценив ситуацию. То есть тормозить можно, если вы едете на прямых колесах, по сухой и ровной трассе. А также если сзади, в непосредственной близости от вас не несется автомобиль. И даже при идеальном раскладе нужно быть готовым к тому,  что экстренное торможение  чревато заносом, особенно если вы входите в поворот.

Кроме того, если конструктивно в автомобиле предусмотрен АБС, но он по какой-то причине не работает, то занос в этом случае случится обязательно. В этом случае больше повезет тому, у кого машина без АБС, но с системой распределения тормозного усилия.

Как поведет себя автомобиль, зависит от многих его технических факторов: состояния подвески, резины и так далее, а также от опыта и реакции водителя.

Если на дороге появляется зверь размером от средней собаки до косули, то в некоторых случаях не нужно пытаться тормозить, а тем более маневрировать. А водителям с малым опытом и стажем вождения я бы однозначно посоветовала в этом случае не предпринимать экстренных мер. Лучше заплатить за новый бампер и штраф за сбитого зверя, это всего лишь деньги, чем… О том, что может случиться в противном случае, не хочется и говорить.

Павел: – А водителям с опытом и хорошей реакцией полезно будет знать, что копытных спокойно можно объезжать сзади, для них не свойственно разворачиваться на 180 градусов и бежать назад. Чего нельзя сказать о собаках: они совершенно непредсказуемы в состоянии паники. Если впереди в свете фар маячит заяц и вы видите, что он всерьез намерен удирать от машины по трассе, то есть смысл сбавить скорость и переключиться с дальнего света на ближний.

 – Давайте перейдем к следующей категории: на трассе появляется зверь весом от 30 до 70 килограммов: крупная собака, небольшой кабан, волк, олень-сеголеток. Что следует предпринимать водителю?

Мария: – Я бы руководствовалась теми же принципами, что уже нами подробно описаны. Зверь такого размера при наезде на него обычно не в состоянии разрушить автомобиль до такой степени, чтобы повредить находящимся в нем людям. Поэтому применяем экстренное торможение на прямых колесах. Куда больший вред могут принести последствия экстренного маневрирования.

– Ну, а теперь давайте поговорим о тяжелых случаях. Причем в прямом смысле этого слова. На дороге появляется очень крупный зверь: лось, корова, лошадь.

Павел: – Да, это, пожалуй, самое неприятное из животных на дороге. Тут мы имеем дело с большой скоростью, большим весом животного, большой опасностью для жизни и здоровья. Если при столкновении с автомобилем такой зверь пробивает лобовое стекло и влетает в салон, то беды не избежать. Такие случаи довольно редки, но они случаются.

Если тормозить прямо в зверя – на прямых колесах, – то он почти всегда укладывается ровно на крышу – мы ведь говорим о легковом автомобиле. Последствия такого столкновения напрямую зависят от марки и конструкции вашего автомобиля и обычно сходны с последствиями переворота. Тут как повезет, но обычно ничего страшного не происходит, особенно если в салоне все пристегнуты, а дети находятся еще и в специальных креслах.

Однако прямо в зверя лучше не тормозить. Если есть такая возможность – объезжаем его сзади, оставаясь в пределах своей полосы, насколько это возможно. Если сбить зверя углом автомобиля, то его вес придется по касательной в жесткую стойку машины, и его отбросит в сторону.

– Нерадостные перспективы…

Мария: – Еще бы. Поэтому скажу в десятитысячный раз банальнейшую из вещей: будучи за рулем, ежесекундно оценивайте ситуацию. Лосей несложно заметить заранее. Они, как правило, долго стоят у трассы, словно выбирая самый неподходящий момент, чтобы ее перебежать.

Павел: – Читал где-то, что в знойные дни, когда от дороги идут гудроновые испарения, лоси нередко выходят подышать этим запахом. Аромат им нравится. 

История из жизни № 2

Случилось это два года назад. Проезжая ночью по трассе недалеко от ст. Зеленая, увидели какой-то «непорядок» на дороге: на проезжей части боком стоял внедорожник со включенной аварийной сигнализацией, а сзади от него на дороге лежало нечто такое, что в темноте мы приняли за человека. Оказалось, это была задняя часть лося. Передняя его часть лежала метрах в 30 впереди автомобиля. К счастью, водитель и пассажир не пострадали, да и на кузове внедорожника не было заметно никаких видимых повреждений. Мы остановились, предложили помощь, от которой водитель отказался. Посоветовали ему выставить знак аварийной остановки за задней частью лосиной туши, что он и сделал. Я вспомнил об этом случае только для того, чтобы проиллюстрировать силу удара, которой хватило, чтобы разорвать огромного зверя пополам.

– А зимой они выходят на трассы полизать соль, которая входит в состав реагента от обледенения.

Мария: – Ну я продолжу. Если видим такого лося – сбрасываем скорость до минимума, включаем аварийные сигналы  и тихонько проезжаем мимо. Не высовываемся из окон, не сигналим в клаксон, не кричим, не машем, не бросаем хлебные корки и бананы – тихонько проезжаем мимо. Точно также поступаем, даже если нам просто показалось, что кто-то стоит. Иногда советуют моргнуть фарами, чтобы как-то себя обозначить.

Благополучно миновав одного лося, едем дальше очень внимательно – может выскочить еще один. Не забываем предупреждать встречных водителей об опасности, мигнув фарами.

Если впереди дорогу переходит стадо коров, то не нужно подъезжать к нему вплотную, торопить буренок, сигналить и так далее. Стадо может запаниковать и ничего хорошего из этого не выйдет. При стаде всегда находится пастух, который скоро освободит проезжую часть. Ваше дело – остановившись на расстоянии метров 30–50, просто ждать. 

История из жизни № 3

Беларусь, 50 километров севернее Минска. Середина 80-х годов прошлого века. За рулем наших «Жигулей-шестерки» мой отец, а я, школьник, сижу рядом на пассажирском сиденье. Лесная  дорога. Скорость 70–80 км/ч. Прямо перед капотом дорогу перебегает лосиха. Экстренное торможение и небольшой занос. Отец выровнял автомобиль и остановился, припав головой к рулю – перевести дух. Постояли, помолчали, о чем говорить. Только тронулись дальше – снова прямо перед автомобилем, буквально задевая капот боком, дорогу перебегает лосенок.

Опять визг тормозов. Остановились. Ждем.

– Сколько обычно лосят у лосихи бывает? – спрашивает отец.

– Чаще всего один. Реже двое. Очень редко – три, – отвечаю.

Родитель беззлобно матюкнулся и решил подождать. Подождали еще минуты три и, наконец, тихонько-тихонько поехали дальше.

– У меня следующий вопрос касательно животных на дорогах, который, уверен, вам вряд ли кто задавал. Итак, мы едем по трассе и вдруг – ба! Лягушки, лягушки, лягушки! Тысячи лягушек пересекают трассу по месиву из раздавленных тел своих соплеменников. Мы оказались на пути массовой сезонной миграции земноводных.

Мария: – Это действительно экстремальная ситуация, которая чревата повышенной аварийной опасностью. Тормозной путь автомобиля становится чрезвычайно длинным, наблюдается примерно тот же эффект, как и при гололеде – автомобиль перестает слушаться руля, коэффициент сцепления с асфальтом минимален.

– Так что же нам делать?

Мария: – То, что мы попали в такую ситуацию, понятно сразу же, обычно еще до того, как мы увидим скачущих лягушек. Определим мы это по специфическому звуку, руль становится «легким», автомобиль начинает «рыскать» по дороге.

Итак, плавно снижаем скорость. Причем тормозим двигателем, переходя на пониженные передачи, в этом случае любые резкие маневры должны быть оправданны. Обязательно включаем аварийку и предупреждаем об опасности автомобили, движущиеся навстречу.

– Давайте разберем еще одну сезонную ситуацию: массовый вылет насекомых. В наших широтах летними июньскими днями так вылетает поденка. Порой за роем насекомых не видно вообще ничего – сплошная белая пелена.

Павел: – Если ничего не видно вообще, то включаем аварийную сигнализацию и предпринимаем снижение скорости вплоть до полной остановки, причем не меняя полосы движения. При нулевой видимости остановиться прямо на трассе бывает безопаснее, чем съезжать на обочину. Вернее, съезжать можно, но ровно настолько, насколько видно эту обочину, «красться» наугад ни в коем случае нельзя. Ну, а с технической точки зрения готовьтесь мыть радиатор и, возможно, вентилятор радиатора, в противном случае не избежать перегрева двигателя. 

Как поступать водителю, если он сбил дикое животное

Предположим, что случилось то, что случилось: в результате столкновения с диким зверем животное погибло или ранено, а  автомобиль поврежден.

Включаем аварийные световые сигналы. Выходим из машины, устанавливаем знак аварийной остановки, вызываем ГАИ. Объясняем по телефону сложившуюся ситуацию. Сотрудники милиции сами созваниваются с представителями лесничества и Государственной инспекции охраны животного и растительного мира.

Чего нельзя делать ни в коем случае:

  1. Добивать животное, даже если, на ваш взгляд, вы прекратите его страдания. Причем даже в том случае, если вы едете на охоту или с охоты и у вас в салоне находится оружие и все документы к нему.

  2. Подходить к лежащему зверю. Зверь может начать защищаться, а это смертельно опасно.

  3. Перемещать тушу зверя и перемещать автомобиль. Если есть крайняя необходимость освобождения трассы,  то необходимо при свидетелях составить схему ДТП и только после этого перемещать.

  4. Закидывать тушу зверя в багажник и продолжать движение. Такой поступок будет рассматриваться как незаконная транспортировка (ст. 282/1 УК РБ).

Слово ГАИ

На некоторые вопросы, связанные с дорожно-транспортными происшествиями с участием диких животных, нам ответил старший инспектор управления ГАИ МВД Республики Беларусь Александр Бруй. 

– Александр, поясните, пожалуйста, нашим читателям, если произошел наезд на дикое животное, предположим, вне зоны действия знака «Дикие животные». При этом водитель ехал с разрешенной скоростью и полностью соблюдал все правила дорожного движения, можно ли ожидать какой-то ответственности?

– При возникновении ДТП чаще всего есть виновный (если причина его не стихия). Обвинять животное мы не можем, следовательно, в подавляющем большинстве случаев виноватым бывает водитель транспортного средства.

–  То есть дисциплинированный водитель, который ехал с соблюдением всех правил дорожного движения, буквально на ровном месте становится виноватым?

– Это не так. В ПДД сказано, что автомобиль является средством повышенной опасности, и водитель всегда должен это учитывать. Если зверь «влетает» под колеса, то это значит, что водитель был невнимателен или не соблюдал скоростной режим.

– Как же так, он же, по нашим условиям, двигался с разрешенной скоростью?!

– Давайте рассуждать. Водитель движется по дороге, с двух сторон которой лесной массив. Есть ли вероятность того, что оттуда выскочит зверь?

– Конечно.

– Он едет с разрешенной скоростью в 90 км/ч и не успевает среагировать. Следовательно, ему нужно было ехать с гораздо меньшей скоростью. С такой, чтобы его реакция позволила ему избежать ДТП. Водитель должен просчитывать ситуацию и осознавать возможные опасности.

Ну и в конце концов это же логично, что при возникновении конфликта между мыслящим человеком и зверем отвечать придется тому, кто умеет думать и должен анализировать.


По информации Госавтоинспекции МВД РБ, в стране за 6 месяцев текущего года произошло три дорожно-транспортных происшествия с участием диких животных, в которых погибли или пострадали люди (одно в Гомельской и два – в Могилевской областях). При этом за весь 2016 год таких происшествий было всего два.

Еще по теме:

Про лосиху, которой сегодня повезло

Осенний гон лосей вызывает беспокойство автовладельцев

В Барановичском районе лось «протаранил» автомобиль

Дикие животные на дороге!

Берегите природу – мать вашу. Репортаж о том, почему в Налибокской пуще нельзя устраивать «покатушки»

Комментарии пользователей (4)
Оставьте ваш комментарий первым
Владимир Пенькевич    26 Июля 2017 в 8:28
0
0
Интересно и очень поучительно! Нигде о таком не прочитаешь. Но меня поразили  слова работника ГАИ!  Сразу вспомнились слова басни Крылова ..."Ах, я чем виноват?" - "Молчи! Устал я слушать. Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".... Беларусь - страна лесистая: почти все дороги окружают леса. Да, нужно быть осторожным, но зверь может выскочить из-под колес. Я ехал на велосипеде, и тут в 3 м впереди   на дорогу из кустов сиганул лось. Я врезался ему в зад и, перелетев через руль, грохнулся на дорогу, сильно ушибся... В чем моя вина?
Комментарий был изменен 26 Июля 2017 в 8:42
Mi Ri    26 Июля 2017 в 17:09
0
0
Спасибо большое за полезную и интересную статью! 
Olga Lukshyts    29 Июля 2017 в 23:28
1
0
Немного странный комментарий представителя ГАИ - виноват уже, если сел за руль, пол страны за рулем ездит и виновата. Да, есть ситуации, когда можно предотвратить. Приходилось бывать, но ехать со скоростью 50 км/ч и создавать аварийную ситуацию, что б все обгоняли - тоже не выход. Но не во всех случаях после разбирательств, водители виновны. А вот когда пешеходы под колеса - то водитель тоже виноват. 
Мой случай аварии с лосем, для опыта - под Бегомлем, лось стоит на обочине трассы, его увидело два потока машин и остановились, но с одной стороны, водитель на жигулях не смутился, что весь поток стал, да еще под горку, и пошел на его обгон (не виде, что там, за горкой), в итоге жигули едут в лоб встречному потоку, лось начинает бежать, жигули его сбивают. Жигули боковым ударом откинуло, боковые окна выбило, все целы. Лось кувырок- побежал дальше. Но скорее всего не жилец с полученными внутренними травмами.  
Olga Lukshyts    29 Июля 2017 в 23:30
0
0
А еще хуже, когда зверь попадает на трассу загороженную забором и не может выход найти, а только мечется по трассе между сеткой -  такое тоже бывает. 
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.