Как мы разведывали радиальный маршрут на болоте Ельня

0 193 5 Сен 2019

По многочисленным просьбам туристов «Турклуб Активный» решил сделать по Ельне радиальный маршрут. Чтобы и болото во всей красе посмотреть, и в озера макнуться, и экотропу потоптать… и ночевать с комфортом! К тому же и усадьба дружественная имеется – «Журавлиная Ельня» на хуторе Сухие, совсем рядом с болотом.

Выходных у нас летом не бывает, так что среди недели выбрали два дня, схватили билеты на ночной поезд до Миор – и понеслась!

Во вторник, 20 августа, грузимся в поезд компанией из трех человек я и Володя Батяновский с женой Аней Баркун. В 05:58 два оставшихся от небольшого состава вагона прибывают в Миоры, где нас на машине забирает хозяин усадьбы Андрей Литвинов.

Сразу едем на хутор Сухие. Кофе, выброс рюкзаков в дом, разброс лишних вещей по углам и креслам, переобувка туристов – и в болото!

Нас сопровождает местный житель Петр (он же наш проводник на сегодня) и Александр – напарник Андрея по усадьбе.

Практически к самой кромке болота Андрей забросил нас на своей «Ниве», что явилось неплохим бонусом по экономии времени, так что уже в 08:00 мы начали свой поход.

Утренняя Ельня встретила нас солнышком и легкой облачностью. Тишина. Из людей только мы, обалдевшие после ночного переезда, раннего подъема и всей этой красоты нетронутой природы. Воды в этой части болота совсем мало. Идем по подушке изо мха в сторону озера Ближнее, периодически залипая на ягоды и всякую живность.

За все годы шараханья по болоту впервые встретили гадюку. Маленькая, не агрессивная, сидела себе на кочке и грелась. Зафиксировали на фото и пошлепали дальше.

На Ближнем посчастливилось наблюдать в бинокль пару чернозобых гагар – краснокнижная птица, размещенная на логотипе заказника «Ельня». Тихонько посидели на берегу, взбодрились кофе, сваренным на горелке, и пошуршали на озеро Лопухи (оно же Лопушник).

На втором озере нашли весьма симпатичную стоянку со столиком и навесом. Петр отловил одного мелкого окуня, которого после фотосессии пришлось отпустить. Тут нас и накрыло обещанной на весь день грозой!

Около получаса мы наивно пережидали под навесом, но сплошная облачность подталкивала к мысли, что дальше нам шлепать уже под дождем.

Надеваем у кого что есть от дождя и движемся в сторону озера Смовж, на навигаторе обозначенного как группа мелких озеравок.

Несмотря на проливной дождь, болото всё равно завораживает. Все пройденные нами большие и малые озера отличаются не только по форме и площади, у каждого есть какие-то особенности, неуловимая с первого взгляда индивидуальность и «характер».

Через озеро Высокое, немного поплутав в поисках тропинки, выходим по азимуту на Сухое (оно же у местных и на старых картах Корчистое). Идти по целине тяжелее и медленнее, приходится высоко задирать ноги, переступая через кочки мха, вереска и багульника, но зато пейзажи компенсируют все трудности, а россыпи клюквы и брусники вообще снижают скорость перемещения до ноля.

Название «Корчистое» озеру подходит гораздо больше, чем «Сухое». По всей поверхности воды выглядывают коряги, похожие на загадочных доисторических животных, наблюдающих за проходящими мимо туристами.

Водоем обходим по краю и, найдя тропинку, направляемся к озеру Бережное (оно же Бережно, или Бережа). По дороге нашли старый каменный жернов и скелет какой-то животины, предположительно, енотовидной собаки. Так себе, конечно, артефакты для избалованных курортами туристов. А нам интересно!

На Береже делаем еще один привал на кофе и перекусить, воспользовавшись окончанием дождя. Попутно пылесосим еще зеленую клюкву, ибо невозможно ее не собирать. На этом берегу ее нетоптаные поля, да она еще и крупная, как вишня!

Обходим озеро почти по самому берегу и выходим на хорошо читаемый трек вездехода, уже зарастающий, но прямой, как стрела, и в нужную нам сторону – к краю болота. Около 15:00 мы довольные и уставшие подходим к лесу. Приключение почти закончилось, осталось только выйти по лесной тропинке на дорогу и позвонить Андрею, чтобы дать координаты места финиша…

Вдоль тропинки косим подосиновики, которые просто сами прыгают под ноги. Саша зачем-то ломанулся в кусты, кричит оттуда, что грибов нет. Мы ему верим и продолжаем собирать подосиновики на тропинке.

Загребая добычу в чехол от рюкзака, выбираемся на край леса и… упираемся в канал! Через него набросано несколько бревен, с виду довольно надежных. Под Анины крики «Я там упаду!» с Саниной страховкой перебираемся на другой берег. В голове бродит мысля, что с группой я тут не пройду. Саша ржет и обещает за отдельную плату приехать с бензопилой и построить мост.

Налево от канала в нетоптанных джунглях камыша прослеживается какой-то просвет. Но! Петр машет рукой направо, так что валимся по целине за «нашим Сусаниным».

Около часа шарахаемся по дебрям выше человеческого роста и буреломному лесу, форсируем еще две канавы и пугаем бобров. Они людей тут лет -надцать не видели, судя по состоянию нашей дороги.

383_l (1).png

В очередной раз забредаем в какую-то непролазную местность. Слышу за спиной Анины комментарий: «Тебя тут Вовка чертом в босоножках обозвал!». Смеемся и ломимся дальше, уже сомневаясь, что дорога вообще существует в природе и что этот гадский камыш когда-нибудь закончится.

Вываливаемся на относительно свободное от растительности место. В зарослях просматривается очень старая, заросшая, но всё-таки четко читаемая дорога. Навигатор подсказывает, что она есть на карте и даже куда-то ведет. Немного поспорив с Петром, совет стаи решает сменить направление и идти по этой дороге. Периодически звонит волнующийся за нас Андрей и пытается выяснить, где мы есть. А мы и сами-то не знаем!

Пока продвигаемся по этой «дороге», наши проводники растворяются в зарослях кустов и буреломе. Где-то через минут сорок, потупив на развилках и подсобирав грибов, выходим на поле, заросшее люпином. Дожидаемся Петра, который бубнит, что направление не то, выйти мы должны не сюда и вообще тут дороги нет. Спустя полчаса через поле выходим на вполне наезженную грунтовку, а по ней – к деревне, где нас встречает Андрей на машине. Саша к тому моменту уже успел его вызвонить, отловить и сориентировать на местности.

Всё! Ура! Цивилизация! Грузимся в «Ниву» и едем на Сухие. По дороге видим, как взлетели несколько стай журавлей, и даже остановились немного пофоткать.

Итого: за день протоптано около 30 км, вымочена насквозь вся одежда, получено море впечатлений и эмоций!

На усадьбе переодеваемся, развешиваем сушить барахлишко, ждем баню и готовим ужин. Мыслей громадье! До поздней ночи обсуждаем маршрут, изучаем карты и строим планы на завтра.

Утром подрываемся с Володей в 07:30, остальные еще спят. Пьем кофе и снова заглядываем в карту. План на день напрямую зависит от состояния нашего потенциального проводника Александра.

Когда остальное сообщество проснулось, стало понятно, что Саня сегодня не ходок, да и Аню мы вчера неплохо укатали. Решаем устроить супер-лайт и прогуляться на экотропу «Озеравки –Ельня». Как раз до обеда справимся, а потом у Андрея в планах есть «окно», и он сможет отвезти нас в Миоры на поезд.

Погода просто великолепная! Солнечно, тепло, птички поют. По дороге к экотропе грабим лес на подосиновики, наслаждаемся тишиной.

Сама тропа так же впечатляет. Хоть я тут уже и была, всё равно очень красиво. Много фотографируем, балуемся, ловим мелкую ящерицу и назначаем ее домашним динозавром. Динозавр вполне комфортно едет на Володином рюкзаке, потом покидает нас в неизвестном направлении.

В конце экотропы есть замечательное чистое озерцо, в котором устраиваем заплыв. Короче, полный релакс и безделие!

Около часа дня звонит Андрей, чтобы мы двигались на выход, он освободился и может отвезти нас на вокзал. Быстренько переодеваемся и шлепаем по настилу к машине. Еще от озера слышатся какие-то странные звуки, как будто кто-то стучит по настилу молотком и невнятное вроде бы мычание. Смеемся: это лоси пришли с нами познакомиться.

Смешно перестало быть, как только дошли до первой от выхода площадки со стендами. Еще метров за триста в просвете были видны коровы! «Коллективных глюков не бывает!» – решили мы, но глаза протерли несколько раз. Подойдя ближе, увидели весь тот трэш, который натворило стадо. Настил перемолот и переломан копытами животных, болото вдоль тропы как будто плугом перепахали, перила снесены потоком. В беседке повалены все лавки, а дорога, по которой можно было пройти в домашних тапочках, представляет собой грязевую кашу!

Самое интересное, что до первых стендов на парковке стадо не дошло. Коровы словно вынырнули откуда-то из леса с середины дороги, сбегали на болото и туда же исчезли. Очень надеюсь, что те косорукие люди, которые их упустили, отгребут по полной программе, потому что восстановить настил и перила – это только половина проблемы. Истоптанный в хлам болотный покров будет восстанавливаться еще долго!

Под таким не самым лучшим впечатлением грузимся к Андрею в машину и едем в Миоры. Там прощаемся с хозяином «Журавлиной Ельни», забрасываем рюкзаки на вокзал и отправляемся гулять по городу.

Итогом нашей разведки, я надеюсь, станет еще один интересный маршрут по болоту Ельня, который позволит познакомиться с этим удивительным природным комплексом тем туристам, кто уже готов залезть поглубже в болото, но еще не готов ночевать в палатке.

Ну и, конечно же, благодарности!

Во-первых, огромное спасибо Андрею Литвинову за организацию наших автомобильных забросок, уютную усадьбу, вкуснейший ужин и баню для вымокших и подмерзших нас! А также за проводников Петра и Александра!

Во-вторых, Александру, за сопровождение по всем захолустьям болота, море позитива и домашние вкусняшки!

В-третьих, Петру – «нашему Сусанину» – за то, что показал все самые интересные уголки Ельни, тропки и дорожки, болотные озера и моря клюквы!

Ну и, конечно же, моей команде (Володе и Ане). Без них я бы не собралась съездить в Миоры без машины!

Жди, Ельня! Скоро вернемся с туристами!

Фото автора

Источник: belpohod.by

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.