Реклама как двигатель экологического туризма

Андрей Бородин
заместитель редактора Wildlife.by
4 533 4 Сен 2017

Не так давно я изложил на страницах сайта свое мнение по поводу того, что мешает развитию экологического туризма в Беларуси, взяв за пример бердвотчинг, или наблюдение за птицами. Одним из «слабых мест» является отсутствие внятных рекламных роликов, которые обращались бы к целевой аудитории. Вместо этого используется принцип «винегрета», когда в одно видео «сваливают» все, чем, по мнению его создателей, славна наша страна. И природе, как ни странно, отводится даже не второстепенная роль.

При этом фактически игнорируются миллионы бердвотчеров из Западной Европы, где наблюдение за птицами является одним из самых популярных хобби. Еще больше людей ориентированы на экологический туризм без узкой специализации. Наспех отремонтированные замки и драники их точно не заинтересуют.
На днях в моей ленте Facebook оказался ролик, который можно рассматривать если не как образец для подражания, то как удачный пример – уж точно. Его создала компания Birding Lithiania Tours, которая специализируется именно на въездном экологическом туризме. Заметно, что видео сделано во многом на энтузиазме, и те, кто профессионально занимается съемкой дикой природы, наверняка найдут что покритиковать. Однако даже отдельные огрехи в итоге оборачиваются преимуществом.


Вместо холодноватых в своем совершенстве рекламных роликов, к которым многие привыкли, перед нами продукт, напоминающий домашнее видео: редкие птицы, которых все хотят увидеть не только в определителе, прекрасные пейзажи и искренние эмоции людей, которым посчастливилось во все это окунуться. Невольно возникает желание оказаться на их месте.

Не хочется вступать в заочный спор с западными соседями, но захватывающих дух природных красот и редких птиц, ради которых туристы из Западной Европы готовы приехать в незнакомую страну, у нас не меньше, а скорее больше. Есть и профессионалы, которые могут все это красиво снять или, может быть, уже сняли. Тогда остается лишь решить вопрос с гонорарами и эффектно смонтировать материал.

Однако возникает другой вопрос: что потом делать с готовым роликом? Показывать по национальному телевидению как красивую заставку между передачами? Возможно, в Беларуси уже сформировалась прослойка городских жителей, которые представляют себе отдых на природе несколько иначе, чем рыбалка, пешие походы или пресловутые шашлыки на берегу реки.
Все же хочется верить, что подобный ролик способен привлечь в Беларусь большое количество иностранцев. Если бы экологический туризм стал отраслью экономики, приносящей десятки или даже сотни миллионов долларов, то изменилось бы само отношение к охране природы, которая сегодня рассматривается скорее как источник материальных ресурсов. Но для этого его нужно показать целевой аудитории: в социальных сетях, на туристических выставках или – страшно сказать! – в эфире одного из тематических международных телеканалов. Учитывая современное положение вещей в белорусской туристической отрасли, это выглядит скорее как красивая мечта.
Комментарии пользователей (4)
Оставьте ваш комментарий первым
Андрей Шевчик    4 Сентября 2017 в 19:11
1
0
И как всегда с комментариями не густо. Что ж... Придется в одиночку партизанить С улыбкой
Svetlana Koshkina    10 Сентября 2017 в 0:53
0
0
Да глубже тут проблема, мне кажется, нежели отсутствие мотивирующих роликов: нет социального запроса, увы. Таки да, его посредством подобных роликов возможно формировать, вопрос, где (и как) изыскать столько средств и возможностей...
Valery Moseykin    17 Сентября 2017 в 1:48
1
0
Важно понять, что туризм вообще и экотуризм в частности, это прежде всего, бизнес! Заниматься которым в норме должны бизнесмены, а не экологи или чиновники. Задача государственных чиновников регулирование: формирование "правила игры" и контроль их исполнения. Тогда как задача экологов, как наемных инженеров, содействовать экономической и экологической устойчивости этого бизнеса. Почему бизнес так неохотно инвестирует в экотуризм? Потому, что видит высокие инвестиционные риски. Дело в том, что многочисленные экологи по-сути, торгуют воздухом - обещая государству и бизнесу манну небесную и, в то же время, часто не имея за душой ни единого собственноручно реализованного экономически успешного экотуристического проекта. 
С другой стороны, среднестатистический бизнесмен ровным счетом ничего не понимает ни в экосистемах, ни в моделях их управления. Он никогда не станет вкладывать свои деньги в то, что по закону ему не принадлежит - в природные экосистемы. Тем более, что за это он может быть наказан контролирующими органами. 
Бизнес может и готов в рамках существующих правил обслуживать посетителей (экотуристов), создавать рабочие места, платить налоги, но лишь в том случае, если число потребителей и цена продукта оправдывает понесенные издержки. Поэтому для успешного продвижения экотуризма важно сначала иметь их эффективно работающие модели. Которые любой человек может увидеть, оценить, после чего купить (проинвестировать)  и успешно клонировать. Простыми призывами дело не сдвинуть. 
Комментарий был изменен 17 Сентября 2017 в 2:33
Андрей Шевчик    17 Сентября 2017 в 10:25
0
0
Валерий, а реально ли начать "заражать" бизнес экотуризмом малыми порциями? Скажем постепенной реализацией одиночных моделей отдельными энтузиастами на местах. И где подсмотреть такую эффективную модель, чтобы оценить возможность ее применения к конкретным местам? 
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.