Юбилей Огинского в Залесье: золотая осень, георгины и много музыки
Повод есть, и он замечательный – 255 лет со дня рождения Михала Клеофаса Огинского.












Современники назвали усадьбу «Северные Афины», так как она стала средоточием политической и общественной жизни, здесь слышилась музыка, проводились праздники и балы. В советское время дворец как только не использовался: здесь был и дом отдыха, и дом престарелых, памятник архитектуры передавался из одного ведомства в другое. Планы по реставрации и созданию музея разбивались о нехватку средств и прочие причины. В 2003 году мне довелось в качестве обозревателя газеты «Туризм и отдых» побывать на международной научной конференции «Исторические усадьбы Беларуси: состояние и перспективы». На ней обсуждалась и судьба усадьбы Огинского. Основным рефреном звучало: «Да, реставрировать нужно, делать музей, приглашать туристов… Но – денег нет!» Ночью нам, нескольким журналисткам, не спаслось, и мы отправились прогуляться к усадьбе. Это было поистине жуткое зрелище – руины смотрели на нас черными провалами окон, и, казалось, только призраки прошлого обитали здесь. А в ночной тишине явственно слышались – или это нам только грезилось? – звуки полонеза.
…После этой поездки я написала статью под названием «На берегу Бобринки села я и заплакала, или Отступать нам некуда – позади Залесье!» После пламенных речей и призывов обратить внимание на усадьбу Огинского, дело, пусть и не так быстро, все-таки сдвинулось с мертвой точки. Мы с редакцией газеты приезжали еще не раз в эти места, и наблюдали, как медленно, но верно усадьба меняет облик. А в 2014 году во дворце композитора разместилось государственное историко-культурное учреждение «Музей-усадьба М.К. Огинского», а с сентября 2015 года здесь действует постоянная музейная экспозиция, стали проходить фестивали и балы. В одном из таких раутов, посвященных юбилею сельского туризма, посчастливилось поучаствовать и мне.


Человек он был, безусловно, разносторонне развитый, но, на мой взгляд, и, думаю, многие со мной согласятся, даже если бы в своей жизни он написал только одно произведение – знаменитый полонез «Прощание с Родиной», то был бы широко известен и любим публикой. Не знаю, какая погода была на всех предыдущих днях рождения и юбилеях Михала Клеофаса, но в 2020 году она выдалась поистине отменной.




Мы приехали на праздник вдвоем, на электричке и гораздо раньше начала самой импрезы. Но сделали это намеренно, чтобы просто побродить по живописным местам, посидеть в тени старинных деревьев парка, послушать, как приятно и успокаивающе шумит листва, которая уже начала желтеть, походить босиком по прозрачным водам Бобринки…


Организаторы обещали выставку осенних букетов, и мы на нее тоже посмотрели и оценили, а затем полюбовались куртинами с самыми осенними цветами – георгинами.





В музейных залах можно узнать, что Михал Клеофас 28 апреля 1802 года получил императорское решение Александра I о вступлении в права опекуна своего престарелого дяди Франтишека Ксаверия. Он возвращается из Петербурга в Литву и поселяется в одном из дядюшкиных имений – Залесье под Сморгонью. Тогда усадьба представляла собой деревянный господский дом, построенный в первой половине ХVIII ст., хозяйственный двор, деревянную мельницу, пивоварню, сад и огород. После переезда Михал Клеофас начал строительство нового, каменного дворца. В основу лег архитектурный проект профессора архитектуры Виленского университета Михала Шульца. А руководил стройкой виленский архитектор Юзеф Пуссе.
Дворец Михала Клеофаса оказался невиданным до сих пор в строительстве аристократических резиденций: он состоял из двух вытянутых под прямым углом одноэтажных крыльев, между которыми и на концах которых находились двухэтажные павильоны. Главное крыло имело в длину 50 м, а боковое вместе с оранжереей – 160. Строительство дворца в основном было завершено к 1815 году. Его окружал романтический английский парк, а в оранжерее росли самые экзотические растения и деревья. Да и цветов вокруг имения было высажено предостаточно: хозяин их очень любил. Сегодня, как и в те годы, обаяние усадьбе придает живописное озеро с островом, которое называется Лебединым. Через парк текли две извилистые речки – Бобринка и Рудица, водами которых и наполнялось озеро.

И сегодня здесь тоже звучала музыка...

Современники назвали усадьбу «Северные Афины», так как она стала средоточием политической и общественной жизни, здесь слышилась музыка, проводились праздники и балы. В советское время дворец как только не использовался: здесь был и дом отдыха, и дом престарелых, памятник архитектуры передавался из одного ведомства в другое. Планы по реставрации и созданию музея разбивались о нехватку средств и прочие причины. В 2003 году мне довелось в качестве обозревателя газеты «Туризм и отдых» побывать на международной научной конференции «Исторические усадьбы Беларуси: состояние и перспективы». На ней обсуждалась и судьба усадьбы Огинского. Основным рефреном звучало: «Да, реставрировать нужно, делать музей, приглашать туристов… Но – денег нет!» Ночью нам, нескольким журналисткам, не спаслось, и мы отправились прогуляться к усадьбе. Это было поистине жуткое зрелище – руины смотрели на нас черными провалами окон, и, казалось, только призраки прошлого обитали здесь. А в ночной тишине явственно слышались – или это нам только грезилось? – звуки полонеза.
…После этой поездки я написала статью под названием «На берегу Бобринки села я и заплакала, или Отступать нам некуда – позади Залесье!» После пламенных речей и призывов обратить внимание на усадьбу Огинского, дело, пусть и не так быстро, все-таки сдвинулось с мертвой точки. Мы с редакцией газеты приезжали еще не раз в эти места, и наблюдали, как медленно, но верно усадьба меняет облик. А в 2014 году во дворце композитора разместилось государственное историко-культурное учреждение «Музей-усадьба М.К. Огинского», а с сентября 2015 года здесь действует постоянная музейная экспозиция, стали проходить фестивали и балы. В одном из таких раутов, посвященных юбилею сельского туризма, посчастливилось поучаствовать и мне.
…Осмотрев все достопримечательности, мы вернулись к главному входу, где были расставлены стулья для гостей, прямо скажем, очень немногочисленных. Да и никаких высоких гостей или музыкантов со статусом, не наблюдалось. Вся импреза оказалась чрезвычайно камерной, хотя концерт, подготовленный силами гимназистов и преподавателей из Молодечно, произвел очень приятное впечатление. На карете, запряженной парочкой вороных, прибыл сам «хозяин», которого тепло встретили «дети» и «супруга».

Затем публика растеклась по территории, катаясь на карете и восторгаясь цветами. Для нас финальной точкой или вишенкой на торте стало выступление в альтанке Амелии известного музыканта и хозяина усадьбы «Хутар дудара» Алеся Лося, который для юбилея Михала Клеофаса написал полонез «Возвращение на Родину».

И это прозвучало весьма символично: Огинский в общем-то никогда эти места и не покидал…
Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.