После восстановления водного пути E-40 у Беларуси появится новый выход к Балтике

0 1148 27 Май 2014

Восстановление водного пути E-40 от Балтийского моря до Черного, связывающего 4 реки: Вислу, Западный Буг, Припять и Днепр, общей протяженностью более 2000 километров, стало темой международной конференции. Она прошла 22 мая в Варшаве в польском Сейме. Участие в ней приняли свыше 100 политиков, высокопоставленных чиновников, дипломатов и экспертов из Беларуси, Польши и Украины. Они выступили за обеспечение полноценной работы транспортной магистрали, а также обратились за поддержкой к правительству, президенту, Сейму и Сенату Республики Польша.

Водный путь Е-40 стал непригодным для судоходства именно на польском участке Западного Буга от Варшавы до Бреста. В случае разрешения этой проблемы у польского бизнеса появится новый, достаточно быстрый и дешевый канал для экспорта, в том числе продукции компаний из других стран Европейского союза. В частности, представитель парламентской группы «Польша — страны Восточного партнерства» Петр Бауч подчеркнул высокую заинтересованность в данном вопросе со стороны скандинавских и немецких предпринимателей. Согласно подсчетам польских экспертов, использование водного пути Е-40 позволит сократить время перевозки грузов на 21 день, почти на треть уменьшить затраты на топливо, а также снизить нагрузку на морские порты Гданьска и Гдыни.

Однако польские экологи проявляют лишь сдержанный оптимизм относительно восстановления водного пути E-40. Во-первых, несудоходный участок от Варшавы до Бреста пересекает территорию двух национальных парков. Во-вторых, для поддержания в Висле уровня воды, достаточного для транспортировки тяжелых грузов, потребуется строительство дополнительных плотин и каскадов: при неправильных расчетах это может лишь усугубить ситуацию с частыми наводнениями, источником которых становится главная польская река. В то же самое время внутренний водный транспорт остается одним из самых экологичных. В расчете на один тоннокилометр объем выбросов СО2 от него в 1,5 раза меньше, чем от железнодорожного, и в 5 раз меньше, чем от грузового автомобильного.

Что касается нашей страны, то благодаря возобновлению судоходства на всей протяженности водного маршрута E-40 белорусские производители смогут рассчитывать на диверсификацию выходов к портам Балтийского моря. Сейчас белорусская продукция, прежде всего, калийные удобрения и нефетепродукты, отгружается через порты в Литве и Латвии. Кроме того, произойдет рост транзитных перевозок через Беларусь, что особенно актуально в свете развития Таможенного союза. Возрастет и приток — почти в буквальном смысле слова — новых туристов.

Стоит отметить, что белорусский отрезок водной магистрали (около 626 километров) уже обладает вполне развитой инфраструктурой для судоходства, которая постоянно совершенствуется. «Сейчас Днепро-Бугский канал, река Припять соответствуют четвертому классу внутренних водных путей международного значения, но мы проводим реконструкцию под пятый класс, который даст еще большую экономическую выгоду», — заявил присутствовавший на варшавской конференции заместитель начальника управления морского и речного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Александр Захаренко.

По завершении мероприятия его участники приняли декларацию, в которой они заявили о своей готовности более интенсивно работать над восстановлением водного пути, соединяющего Балтийское и Черное моря, а также наладить взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами. На основании данного документа было составлено обращение к правительству, президенту, Сейму и Сенату Республики Польша с просьбой оказать содействие в реализации инициативы.

В течение года декларацию подкрепит подробнейшее технико-экономическое обоснование восстановления водного пути E-40. Оно будет разрабатываться после проведения международного тендера и под контролем специальной трансграничной Комиссии, куда входят белорусские, польские и украинские эксперты. Финальная версия технического задания для подготовки обоснования была согласована рабочими группами Комиссии за день до встречи в Варшаве, 21 мая 2014 года, что, безусловно, способствовало ее успешному проведению.

Образование Комиссии в Бресте в марте этого года, а также проведение варшавской конференции стали возможны благодаря проекту «Восстановление магистрального водного пути E-40 на участке Днепр-Висла: от стратегии к планированию». Он осуществляется в рамках программы трансграничного сотрудничества Польша-Беларусь-Украина на 2007-2013 годы. Общий бюджет инициативы — 912 657 евро, 90% из них — софинансирование ЕС.

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.