Непал. Храм желаний

Наталья Плыткевич
шеф-редактор портала wildlife.by
0 2590 13 Дек 2019

Время в Непале отличается от индийского на 15 минут, хотя страны и расположены в одном часовом поясе. Эти минуты, о которых мы подзабыли, и сыграли свою роковую роль: именно столько нам не хватило, чтобы пересечь границу. В десять вечера и до утра ворота здесь закрываются в прямом смысле на прочный засов – поэтому со штампом в паспорте о прохождении индийской границы, поставленным сонным и оттого раздраженным пограничником, мы были вынуждены оставаться на ночлег на территории Индии. Неувязку в документах на следующий день уладили всего за каких-то сто рупий – самая мизерная мзда должностному лицу, с которой мне когда-либо приходилось сталкиваться.

…Вместе с рассветным солнцем въезжаем на территорию Непала. Замусоренная грязнющая «нейтралка», чумазые детишки. И снова – поразительно счастливые лица, лучезарные улыбки.

2012-03-18_2q_7592.jpg

2012-03-16_7q_6668.jpg

2012-03-16_4q_6550.jpg 2012-03-16_7i_6522.jpg 2012-03-16_7q_6427.jpg 2012-03-16_7q_6637.jpg 2012-03-17_3q_6989.jpg

Сразу же после Индии, в которой, похоже, строят сразу руинами, показалось, что появилась наконец архитектура. Домики приобрели цвет, объем и... барельефы.

Но это длилось ровно до посещения нами Катманду.

Город Лумбини у самой индийско-непальской границы, место рождения Будды.

2012-03-17_6i_6636.jpg


2012-03-16_2q_6445.jpg 2012-03-16_2q_6495.jpg 2012-03-16_2q_6502.jpg 2012-03-16_2q_6507.jpg 2012-03-16_2i_6465.jpg 2012-03-16_2i_6469.jpg

2012-03-16_2q_6449.jpg

Храм Майя-Деви в комплексе Лумбини посвящен матери Будды Гаутамы и построен в 2003 году на фундаменте аналогичного храма III века до нашей эры. В храме можно видеть камень, отмечающий точное место рождения святого.

А колонна Ашоки – свидетельство паломничества первого буддийского правителя Индии в 249 году до нашей эры.

В 1997 году комплекс был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, масштабное исследование комплекса финансируется сегодня из государственного бюджета Японии. В его ходе предполагается внести уточнения в датировку древнейших сооружений и, соответственно, в даты жизни самого Будды Гаутамы.

Просветленные лица, медитативное спокойствие, тихая гармония. Ни резких движений, ни громких голосов – как будто все происходит во сне.

Только шелест молитвенных флагов на ветру…

2012-03-16_2i_6479.jpg 2012-03-16_2i_6482.jpg 2012-03-16_2i_6494.jpg 2012-03-16_2q_6437.jpg 2012-03-16_2q_6442.jpg

Еще одно потрясающее культовое место, Манакамана – храм исполнения желаний, посвященный спутнице бога Шивы богине Манакамана (Шакти). Он находится на пути из Покхары в Катманду высоко в горах, и лишь недавно здесь был построен фуникулер. До этого момента люди вместе со своими желаниями и жертвоприношениями поднимались в храм пешком по узеньким высокогорным тропам. Дороги и сейчас видны с высоты фуникулера. Путь занимал не один час, и «посыл» небесам с каждым метром пути и с каждой каплей пота становился все отчетливее и сильнее…

Река Тризули:

2012-03-16_5i_6527.jpg 2012-03-16_5q_6621.jpg

Поля-террасы на месте вырубленных лесов:

2012-03-16_5i_6513.jpg 2012-03-16_5q_6553.jpg 2012-03-16_5q_6570.jpg

Храм индуистский, но посещают его как индуисты, так и буддисты, особенно перед началом какого-нибудь дела, «проекта», как сказали бы у нас. Вот только взаимоотношения у непальцев с богами специфические, без авансов и «предоплаты». Жертва, как рассказали люди сведущие, приносится лишь после определенного положительного результата. А храм рекомендуется посетить троекратно.

В одной кабинке с людьми жертвенных животных перевозить не принято, для них – отдельный транспорт. Более состоятельные ведут «на закланье» коз, другие несут петухов, «вегетарианцы» же ограничиваются цветами, рисом и кокосовыми орехами, раскалываемыми на жертвенном алтаре. Молоком кокоса орошают камень, а мякоть употребляют в пищу.

Все окутано дымкой. Святилище связано с тантрическим учением –  синтезом индуистской религии и древних шаманских культов, черной магии.

2012-03-18_5q_7204.jpg

Возле здания храма – почерневшие от сажи светильники, в которых горит ритуальный огонь. Вокруг – множество больших колоколов и маленьких колокольчиков, и над площадью стоят гул и звон. Внутрь пускают только индуистов. К счастью, кровавых жертв мы не увидели, поэтому общее впечатление от посещения не было столь тягостным, как у других шокированных путешественников.

Воздух над площадью пропитан общим возбуждением. Но местное население привыкло. Все заняты своей работой: в узких улочках многочисленные закусочные жарят-варят хлеб насущный, гестхаузы с радостью предложат вам кров, а торговцы – товар: от цветов и кокосов до целлулоидных пупсов с ярко выраженными первичными половыми признаками. Все это доставлено ими высоко в горы с долины!

2012-03-18_5q_7348.jpg 2012-03-18_5q_7354.jpg 2012-03-18_5i_6707.jpg

2012-03-18_5i_6754.jpg

2012-03-18_5q_7227.jpg 2012-03-18_5q_7263.jpg 2012-03-18_5q_7331.jpg

2012-03-18_5q_7327.jpg


2012-03-17_5q_6953.jpg

А что же насчет желания, спросите вы? Расслабившись, я просто отправила «посыл» куда-то в высшие сферы: мол, оттуда виднее, что же мне все-таки нужнее всего. Меня еще там посетила одна крамольная мысль: хорошая все-таки религия – индуизм. Она словно намекает на то, что «храм желаний» расположен внутри нас.

2012-03-17_7q_7097.jpg

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.